Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:45, курсовая работа
Цель работы: раскрыть то, что представляет собой шариат на самом на деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты.
Задачи моей работы:
1. определить понятие и характерные черты мусульманского права;
2. проанализировать источники мусульманского права;
3. определить отличительные особенности мусульманского права.
Введение……………………………………………………………..3 стр.
I. Понятие и характерные черты мусульманского права…….5 стр.
II. Характеристика источников права………………………...12 стр.
III. Отличительные особенности мусульманского права…….20 стр.
Заключение………………………………………………………....28 стр.
Список литературы………………………………………………...30 стр.
По содержанию нормы мусульманского
права также существенно
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас".
Мусульманское право, в отличие
от других правовых систем, не является
самостоятельной отраслью науки. Оно
лишь одна из сторон религии ислама.
Эта религия содержит, во-первых,
теологию, которая устанавливает
догмы и уточняет, во что мусульманин
должен верить; во-вторых, шариат предписывает
верующим, что они должны делать
и чего не должны. Шариат означает в
переводе «путь следования» и
составляет то, что называют мусульманским
правом. Это право указывает
Хотя шариат основан на
идее обязанностей человека, в нем
отведено место и для понятия
права. Это достигается, с одной
стороны, признанием определенных границ
обязанностей (бог возлагает на каждого
человека то, что он может нести),
а с другой — уточнением объема
прав, признаваемых за индивидами. Неуважение
к этим правам влечет санкции, налагаемые
мусульманским судьей. Основы мусульманского
права не только божественного свойства
(Коран и Сунна). Теологами-правоведами
в течение веков создана
В исламе господствует концепция
теократического общества, в котором
государство имеет значение лишь
как служитель установленной
религии. Вместо того чтобы просто провозгласить
моральные принципы или догмы, с
которыми общество должно согласовывать
свои правовые системы, мусульманские
юристы и теологи разработали, исходя
из божественных откровений, целую
систему очень
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.
Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой Другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.
Как конфессиональное право
шариат отличался и от канонического
права в странах Европы в том
отношении, что он регулировал не
строго очерченные сферы общественной
и церковной жизни, а выступал
в качестве всеохватывающей и
всеобъемлющей нормативной
Постепенно и сторонники
ортодоксального направления
Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших ("пережиточных норм"). Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права[14].
Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.
Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
Также, особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов - мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины[15].
Таким образом, я сделал вывод,
что мусульманское право имеет
две характерные и
Заключение
Подводя итог работе, хотелось
бы добавить, что мусульманское право
не может существовать без ислама,
как и ислам не может существовать
без мусульманского права, и именно
это единство заставляет миллионы людей-мусульман
беспрекословно выполнять предписанные
им нормы, порою далеко не соответствующие
таким общеизвестным принципам
как гуманизм, нравственность, сострадание.
В исламе господствует концепция
теократического общества, в котором
государство имеет значение лишь
как служитель установленной
религии. Вместо того чтобы просто провозгласить
моральные принципы или догмы, с
которыми общество должно согласовывать
свои правовые системы, мусульманские
юристы и теологи разработали, исходя
из божественных откровений, целую
систему очень
Мусульманское право, как и каноническое, — это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей, — неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия; следовательно, нет никакой власти в мире, которая могла бы изменить мусульманское право.
Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.
Наиболее важно, однако, не это. Главное — глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности.
Основанное на Коране мусульманское
право следует рассматривать
как систему, совершенно независимую
от всех других правовых систем, не имеющих
того же источника. Сходство с другими
системами, которое может наблюдаться
в решениях по тому или иному вопросу,
можно объяснить с
Список литературы
1.
Алексеев С.С. Теория
2. Венгеров А.Б./ Теория государства и права/ Учебник для юр. вузов. - М.:Новый Юрист, 2000. – 528 с.
3. Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов, М.: Юрист, 2003. – 304 с.
4.
Комаров С.А. Общая теория
5.
Крашенинникова Н.А История
государства и права
6. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник./ Под редакцией В.В.Лазарева. М.:Юрист,1996. – 520 с.
7.
Лившиц Р.З. Теория права:
8. Малько А.В., Матузов Н.И. Общая теория государства и права: Учебник, изд-во Юрист, М., 2002. – 776 с.
9.
Протасов В.Н. Теория права
и государства. Проблемы
10. Черниловский Е.В., Всеобщая история государства и права: Учебник, М.Новый юрист, 1999. – 405 с.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений: изд-во Юрист, М., 2001. – 435 с.
12. Давид Р. Основные правовые системы современности /пер. с фр. И вступит ст. В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 1988. – 495 с.
13. Радугин
А.А. Введение в
14. Сюкияйнен Л. Р. «Шариат: Религия, Нравственность, Право»; Государство и право; 1996 №7;
15. Общая
теория государства и права.
Академический курс в 2-х
16. Проблемы теории государства и права/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: “Проспект” , 1999. – 95 с.
17. Цмай В.В. История церковных отношений // История государство и право № 1, 2005.
[1] Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник./ Под редакцией В.В.Лазарева. М.:Юрист,1996. С. 68
[2] Алексеев С.С. Теория
государства и права, Учебник
для юридических вузов и
[3] Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999, С 112
[4] История государства
и права зарубежных стран.
Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности