Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:30, реферат
Ранние национальные религии не сохранились до наших времен, но многие идеи и их обряды вошли в современные религии. Позже национальные религии выступают такими религиозными верованиями, которые охватывают своим влиянием все социальные слои населения в пределах одной национальности. К этой религиозной форме принадлежат многие религии нашего времени - индуизм, сикхизм, джайнизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (религия евреев во многих странах мира), зороастризм (Иран) и др.
Кроме того, члены хальсы не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики. Вступление в хальсу добровольно, и оно непремен но должно быть осознанным шагом. Поэтому инициацию - обряд посвя щения в общинники, - как правило, проходят уже достаточно взрослые люди (их называют амритдхари «принявшие амриту»).
Хотя сикхизм возникал как рели гия, в значительной мере противостоящая индуизму и отрицающая многие его представления, тем не менее грань, разделяющую эти две религии, нельзя назвать чёткой. Многие идеи раннего сикхизма превратились со временем в свою противоположность. Сикхские идеи равенства всех людей перед Бо гом и отрицания каст остаются незыблемыми, но у самих сикхов также есть касты, хотя их рамки далеко не такие жёсткие, как в индуизме.
Сикхские праздники
У сикхов распространены праздни ки, связанные с годовщинами рожде ния или смерти почти всех их гуру. Некоторые из этих дат отмечаются пышно, Другие более скромно - в зависимости от традиций, сложив шихся в той или иной местности или храме. Эти праздники носят название Гурпураб. В такие дни хра мы-гурудвары украшают цветами, проходят торжественные чтения свя щенной «Ади Грантх», послушать ко торые собираются толпы людей в праздничных одеждах. С полной на грузкой работают трапезные, где по случаю празднеств готовят специальные сладкие блюда. Только в такие дни сикхи пьют бханг - напиток на основе индийской конопли; её перебродивший сок, смешанный с водой, даёт наркотический эффект.
Одним из самых ярких праздни ков является Байсакхи - день рожде ния хальсы, совпадающий с первым днём месяца басакх (апрель - май) по индийскому календарю. Этот праздник отмечается в течение нескольких дней. Байсакхи называют праздником весны, когда в Индии после прохладных зимних месяцев и в преддверии сильнейшей жары всё пышно расцветает.
Центрами торжеств обычно становятся храмы. В эти дни устраиваются ярмарки, в том числе и яр марки скота. И поскольку Байсак хи - это «день хальсы», то повсюду проводятся воинские игры, соревно вания воинов-общинников, т. е. «истинных сикхов». Предшествует иг рам торжественная процессия, воз главляемая предводителем общины, который едет обычно на празднич но наряженном слоне. Его окружают конные всадники, а за ними следуют пешие сикхи во главе с пятью из бранными - наиболее уважаемыми людьми в общине. Вся процессия гремит, звенит, сверкает оружием кинжалами, мечами, копьями. Каж дый общинник буквально увешан оружием с головы до ног. Участники процессии заходят в храм, а затем, как бы получив благословение Всевышнего, устремляются к месту проведения соревнований. Там иногда исполняются короткие боевые риту альные танцы, произносятся молит вы во славу оружия, а потом... Потом выплёскиваются вся горячность и неуёмная энергия сикхов, их стрем ление продемонстрировать свои во инские навыки, усиленное возбуж дающим действием бханга. Они соревнуются в джигитовке, в умении владеть всеми мыслимыми видами оружия. Состязание сикхов, вспыль чивых по натуре, разгорячённых атмосферой соревнования и праздника, - захватывающее зрелище.
Секты в сикхизме
В сикхизме возникло немало различ ных сект и направлений, но здесь нет резкого противостояния Идей и воззре ний; границы между ними в значитель ной степени размыты. Одной из пер вых появилась секта удаси, основанная, по преданию, одним из сыновей Гуру Нанака, Шри Чандом, склонным к аске тизму и совершенно отрешившимся от мирских дел. Есть секта рамраи, вклю чающая последователей и сторонников сына Гуру Хар Рая, которого звали Рам Рай; он посчитал себя обделённым при назначении следующим Гуру своего брата. Секта нирмала, ближе других стоящая к индуизму, появилась при Гуру Говинде, который отравил груп пу сикхов в Bаранаси изучать Веды. Но наиболее интересны, пожалуй, нихан ги - члены особого ордена, при встре че с которыми все уступают дорогу.
К представителям этой секты, носящим яркие сине-жёлтые одежды, относятся с особым почтением и ос торожностью, боясь возразить им или допустить какую-нибудь оплошность: за это легко можно поплатить ся жизнью. Это самые воинственные сикхи, не боящиеся смерти, не боя щиеся убивать, увешанные с ног до головы холодным оружием. На их высоких тюрбанах надeты чакры металлические кольца с краями, ост рыми как бритва. Если чакру раскру тить на двух пальцах и метко бро сить, то она легко может срезать го лову. Ниханги не имеют семьи и дома и не должны работать. Они пу тешествуют по Пенджабу подобно цыганам. Им не нужны деньги, т. к. всё необходимое ниханги получают бесплатно от людей, которые уважа ют их и боятся им отказать.
Вообще принадлежность к раз ным сектам не играет у сикхов слиш ком большой роли. Но есть одна секта, сторонники которой заметно отличаются от других своих собратьев. Это секта «строгого» толка, возник шая в начале XIX в. «Намдхари» до словно переводится как «носящий имя Бога», а если обратиться к прин ципам и идеям, выдвигаемым сикха минамдхари, то это название будет скорее означать «единственные, по праву носящие имя Бога». Чем же вы дeляются эти люди?
Они отличаются от остальных сикхов даже внешне, потому что всегда носят белые одежды и по-особому повязывают на голове тюрбан. Ткани на него уходит не меньше, чем у дру гих сикхов, но на лбу, над переносицей, складки не образуют острого уголка. Всё это объясняется религиозным запретом: им нельзя носить на рядные одежды и украшать себя, ибо Гуру Нанак учил простоте.
Намдхари, казалось бы, «нети пичные» сикхи. Они далеко не столь воинственны, как другие последова тели этой религии. Приверженцы секты намдхари вообще отрицают насилие, не вспыльчивы, не любят лишнего шума. Они - строгие вегетарианцы и никогда не употребляют алкогольных напитков. У сикхов намдхари, как и у индуистов, корова является священным животным, и относятся они к ней едва ли не с большим почтением и уважением, чем индуисты.
Но главное, что отличает их ре лигиозную доктрину от «основной» сикхской, - существование у сикхов намдхари своей династии гуру. По их мнению, линия живых гуру не закон чилась со смертью десятого сикхского Гуру Говинда Сингха, а имеет своё продолжение. И вот на протяжении уже нескольких столетий намдхари поклоняются своим гуру, передаю щим этот титул по наследству, и бо готворят их.
И еще один любопытный обы чай есть у сикхов-намдхари. Браки членов общины могут заключаться только на священной для сикхов земле Пенджаба - и нигде больше. Даже если волею судьбы кого-то из членов общины занесло далеко за пределы Индии - а секты намдхари есть и в Африке, и в Юго-Восточной Азии, для совершения обряда бракосочетания они непременно возвращаются в свой родной Пенджаб. Интересно и то, что с 60-х гг. XIX в. намдхари стали проводить массовые обряды бра косочетания, в которых участвуют несколько десятков пар, а иногда их ко личество доходит и до ста. Эти обря ды, известные под названием ананд («радость»), проводятся обычно раз в год в одном из центров общины намдхари, и на них непременно при сутствует гуру - глава всей общины. Как и у большинства индийцев, пары обычно подбирают родители. Выбор их считается окончательным. Вся церемония проводится у священ ного огня, вокруг которого сидят па рами молодые. Старейшины поют священные мантры, готовят ритуаль ную еду - паршад (очень сладкую кашу из муки), которой потом обно сят женихов и невест. Огню прино сится жертва - топлёное масло, которое льют прямо в очаг. Это же масло подносят парам; кроме того, их окропляют священной водой. А самый важный момент церемонии - это четыре круга, которые каждая пара должна совершить вокруг огня. Жених идёт впереди, ведя за собой не весту, при этом края их одежды связаны между собой. После этого брак считается заключённым навеки. Только смерть, полагают намдхари, сможет отныне разлучить мужа и жену.
В сегодняшней Индии сикхов-
Выводы
После выше изложенного можно сделать некоторые выводы и заключения.
Нужно отметить, что сикхизм (18 млн.) основан Нанаком (1469- 1539 гг.), сыном мелкого торговца из касты Кшатриив. Он родился в селе Тальванди в Пенджабе, что входило тогда в империю Больших Моголов. Нанак разработал все основные положения сикхизма и на длительное время определил характер общины. Религиозно-философская система сикхизма на протяжении пяти с половиной веков своего существования неоднократно изменялась, но ее догматы оставались почти неизменными, так же как и в первой половине XVI ст., когда Нанак начал проповедовать свое учение. Основатель сикхизма много сделал для пропаганды своей религии: если сообщение сикхистских авторов о его путешествиях к Мекке, Медии, Багдада не кажутся достоверными, то, несомненно, он много ходил по Пенджабу, где нашел последователей среди индусов и мусульман. Нанак был первым гуру секты: его преемники носили этот титул до конца XVII ст., когда десятый вожак сикхов Говинд радикально изменил характер общины и устранил должность гуру. Восемь гуру, которые шли за Нанаком, развивали его идеи и не внесли в сикхизм кардинальных изменений: только следующему суждено было наполнить идеологию общины новым содержанием и предоставить ей новий характера, хотя основные догматы религии Нанака остались непреклонными.
В гимнах, поэмах, молитвах Нанака, которые вошли в "Грантх Сахиб" - "библии" сикхов, его взгляды выложены и систематизированы.
Центральное место в философии сикхизма занимает понятие Бога. Для доказательства существования Бога ни Нанак, ни другие гуру не прибегали к утонченной системе аргументации, как это делали идеологи христианства в Европе или философы индийских школ. Бог для вероучителей сикхизма был самоочевидной реальностью, поэтому ни их эпоха, ни их аудитория не требовали доказательств его существования. Нанаку не было потребности доводить существование того, что его слушатели считали несомненным: когда речь шла о теологических вопросах, он чаще всего уделял внимание проповеди единства Бога, что давало повод многим исследователям считать одной из важных отличных особенностей сикхизма его монотеизм. "Суды об одном Боге, откуда быть другому?" - постоянно повторяет гуру. Источника сикхского единобожия в первую очередь следует искать в традициях монотеистов самого индуизма: религия Нанака, которая вышла из лона индуизма, обязанная ему многими своими доктринами. Важным фактором, который повлиял на формирование как взглядов монотеистов основателя сикхизма, так и многих других идей, что их он внедрял, были учения таких средневековых индийских мыслителей, как Рамануджа (XI ст.), Ним-барка (XII ст.), Мадхва (XIII ст.), Чантанья (XV ст.).
Следовательно, поздние национальные
религии являются определенной системой,
что распространялась в пределах
существующих на то время государств
и этнических территорий, их история
тесно связана с историей соответствующих
народов и государств. Часть из
них передавала кое-что из своего
арсенала следующим религиям, некоторые
существуют и теперь, в известной
мере трансформировавшись и