Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 17:21, реферат
Ислам является второй по распространенности и самой быстрорастущей религией в мире. Сегодняшние средства массовой информации обсуждают его активнее и чаще, чем любую другую религию, и при всем при этом он остается самым непонятым вероучением в мире. Отчасти это, безусловно, объясняется политическими причинами, но также и тем, что стремление узнать, как можно больше об исламе и мусульманах растет настолько стремительно, что компетентные ученые не справляются с огромным спросом, и образовавшийся в результате этого вакуум заполняют люди, не обладающие должной квалификацией
Введение
1
1.Основы исламского вероучения. 3
2.Основатель ислама 4
3.Источники вероучения 5
4.Вероучение 7
5.Шариат 8
6.Заключение 12
7.Список использованной литературы 13
1
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский государственный технический университет
Кафедра ИК
РЕФЕРАТ
На тему: «Основы исламского вероучения»
Проверила: старший преподаватель
Выполнила: студент гр. ПО-15-2
2015
Содержание
Введение |
1 |
1.Основы исламского вероучения. 3 |
|
2.Основатель ислама 4 |
|
3.Источники вероучения 5 |
|
4.Вероучение 7 |
|
5.Шариат 8 |
|
6.Заключение 12 |
|
7.Список использованной
литературы |
1 |
Введение
Ислам является второй по распространенности и самой быстрорастущей религией в мире. Сегодняшние средства массовой информации обсуждают его активнее и чаще, чем любую другую религию, и при всем при этом он остается самым непонятым вероучением в мире. Отчасти это, безусловно, объясняется политическими причинами, но также и тем, что стремление узнать, как можно больше об исламе и мусульманах растет настолько стремительно, что компетентные ученые не справляются с огромным спросом, и образовавшийся в результате этого вакуум заполняют люди, не обладающие должной квалификацией. Еще одна проблема заключается в том, что, несмотря на величайшие ценности, объединяющие мусульман, слишком много внимания уделяется их внутренним разногласиям, в результате чего у стороннего наблюдателя складывается искаженное представление об истинной природе ислама.
Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VIIв. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.
Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
Священное предание — сунна. После смерти Мухаммеда (632) ислам раскололся на два течения - суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII-IX веках возникло мистическое течение — суфизм. Большинство мусульман — сунниты, шииты составляют около 10%. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
Основатель ислама — Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570-632гг.) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство (последнее — преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 годах началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами.
После переселения в 622г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.
Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране.
Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.
Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...» — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.
Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами.
Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.
Важнейшие понятия мусульманской религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар ал-харб» — территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — «ахл ал-китаб» — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.
Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма — это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма — это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме — основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.
Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).
4. Вероучение
На протяжении всей истории ислама мусульмане, несмотря на все свои разногласия, были по большей части единодушны в том, что касается не только принципов вероучения ислама, но многих сторон его религиозной практики. Коран и выдающаяся личность Пророка, а также искренняя любовь и преданность мусульман к ним обоим сплотили последователей ислама и сделали из них единую великую нацию с ее самобытным характером, традицией, культурой, целями и судьбой. Укреплению чувства единения и братства мусульман способствовали также рост враждебности противников ислама и вызовы современности. Призыв Корана и Пророка к единству и братству всегда находил отклик в сердцах выдающихся деятелей ислама, вне зависимости от их принадлежности к тому или иному течению или толку. Если говорить о верованиях, то все мусульмане веруют в Бога и Его единственность, милосердие и справедливость, в пророков, вообще, и в Пророка Мухаммада в частности, а также в справедливое и равноправное воздаяние в Судный день. Эти верования составляют основополагающие принципы ислама и разделяются всеми без исключения последователями этой религии. Приведенное ниже высказывание отражает взгляд извне на то, насколько тесно смыкаются взгляды шиитов и суннитов.
Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:
1. веру в единого и единственного Бога,
2. ангелов,
3. Богооткровенные Книги (в Коране названы
пять таких Книг: свитки Авраама, Тора
Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса,
Коран Мухаммада),
4. Божьих пророков и посланников,
5. Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.
Позже к этим пяти предметам веры был добавлен
шестой (некоранического происхождения)
— вера в предопределение (все происходящее
в мире — как добро, так и зло, а также все
дела людей обусловлены волей Всевышнего).
Религиозные предписания, которые обязан
соблюдать каждый мусульманин, — это прежде
всего «пять столпов ислама»:
1. словесное исповедание единобожия и
пророческой миссии Мухаммада, выражающееся
в произнесении молитвенной формулы свидетельства:
«Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад
— раб Его и Посланник Бога»;
2. ритуальная молитва, которую мусульманин
должен совершать пять раз в день;
3.очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
4. пост в месяц рамадан (Рамазан), который
состоит в полном воздержании от еды, питья
и любых увеселений в светлое время суток;
5. паломничество (хотя бы раз в жизни) в
Мекку к главной мусульманской святыне
— Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно
собираются мусульмане со всего мира,
символизирует прежде всего единство
мусульманской общины, которая в идеале
не признает национальных и культурных
различий.