Особенности богослужения Великой Субботы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Великая Преблагословенная суббота - так именует этот день Святая Церковь!
Святая Великая суббота – (греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum), суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….3
История установления Великой Субботы в православном богослужении………………………………………………………………………………………….5
Проследование богослужения Великой Субботы…………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

кнтрольная по литургике.docx

— 837.38 Кб (Скачать файл)

 

Особенности богослужения Великой Субботы.

План

Введение……………………………………………………………………………………………………….3

  1. История установления Великой Субботы в православном богослужении………………………………………………………………………………………….5
  2. Проследование богослужения  Великой Субботы…………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………………………………12

       Список используемой литературы…………………………………………………………….13

       Приложения……………………………………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

Во гробе плотски,

 во аде же с душею яко Бог,

в рай же с разбойником,

и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и духом,

вся исполняяй, Неописанный.1

 

Введение

 

   Великая Преблагословенная суббота - так именует этот день Святая Церковь!

   Святая Великая суббота – (греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum), суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения.

   Синаксарь этого дня говорит, что Страстная седмица превосходит все дни Великого поста, но в самой Страстной седмице самый великий день - это Великая и Святая Суббота. «И как при творении мира, создав в шестой день человека, в седьмой день Бог почил от всех дел Своих и освятил седьмой день. Так и ныне, Господь, в шестой день воссоздав истлевшую грехом человеческую природу, обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий день упокоился. Христос - Слово Божие - снисходит с плотию во гроб, сходит и во ад с нетленною и Божественною Своею душой. Но во аде Господня душа не могла быть удержана, искупительным подвигом Спасителя разрушена власть смерти. Христос изводит из ада души праведников, которые до этого времени там пребывали».2

   Богослужение Великой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так что песнопения последней службы этого дня — полунощницы — соединяются с началом торжественной пасхальной заутрени. Глубокой ночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы "исходные песни принести Зиждителю" перед Его гробом. Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

 «Ожидание. Кому незнакомо это чувство - перед всяким торжественным событием жизни, перед чаемою радостью, перед желанным свиданием!» - пишет К. П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода 3– «И счастлив тот, кому знакомо с юных лет, кому доступно и во всей жизни до конца чувство ожидания Светлого праздника! Знакомо оно тому, кто привык проходить чудную лестницу богослужений всего Великого Поста и в особенности Страстной недели, которая по ступеням молитвенного, возвышенного созерцания возводит верующую душу на самую вершину спасительного таинства веры…. все замолкло, все ждет — на пороге Воскресения. Кому знакома та единственная в году и все превосходящая таинственным своим составом служба, тот ждет ее каждый год радостным ожиданием…»4

   Я выбрала темой своей контрольной  работы «Особенности богослужения Великой Субботы», так как служба этого дня уникальна в своих Евангельских воспоминаниях, в своих мелодиях, молитвах и священных обрядах. «Все то, что в Ветхом Завете только предизображает, а в Новом Завете прямо относится к крестному подвигу Спасителя, - пишет Епископ Александр (Милеант)5, - святая Церковь раскрывает перед духовным взором молящихся в трогательных богослужениях предпасхальной недели, которую также называют Страстной из-за страданий Спасителя».6 А особенно это отражено в молитвословиях Страстной Субботы.

 

1 История установления Великой Субботы в православном богослужении

   Чтобы понять богослужение Великой Субботы, надо осветить, прежде всего, церковное знание о Великой Субботе. В Четвероевангелии не сказано ничего о сошествии Господа во ад. Там говорится только о смерти и воскресении. О сошествие во ад говорится лишь в посланиях апостольских (Еф. 4:8-7; 1 Петр. 3:19-20), причем довольно кратко. Но вместе с тем мы имеем очень развитое богослужение этого дня, в котором повествуется именно о сошествии во ад, причем в таких подробностях, которые домыслить невозможно.

   Тело Иисуса Христа было снято с Креста и погребено в пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом - плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес. А ученики и забыли в тот час все предсказания Господа о Воскресении. Их сердца, любящие Учителя, были полны великой скорбью.

   Великая Суббота в православном богослужении начала совершатся с XI в. С X–XI вв. повсеместное распространение в православной Церкви получил богослужебный тип, известный по Студийскому (Студийско-Алексиевский, неск. афоно-итал., Евергетидский) и с XII–XIII вв. т. н. Иерусалимскому уставам. Порядок богослужения Великой Субботы в этих уставах в целом соответствует порядку служб в ранних иерусалимских памятниках, но обогащается новой гимнографией, а библейские чтения заимствуются из константинопольской послеиконоборческой традиции. В Святогробском Типиконе 1122 г. порядок служб Страстной седмицы соответствует ранней иерусалимской традиции, но основан на послеиконоборческой константинопольской лекционарной системе и включает развитую гимнографию. Вечером в Великую Пятницу за кувуклией служилась вечерня, совершавшаяся монахами-спудеями в скорбной обстановке, «сдержанно и с великим страхом». Эта вечерня специально открывала собой бдение в ночь с пятницы на субботу и была скромным повторением основной вечерни Великой пятницы, к этому часу уже совершенной Патриархом и всем клиром. В конце к вечерне прибавлялось великое чтение, прекращавшееся при прибытии Патриарха. «Утреня Великой Субботы начиналась с каждения и пения шестопсалмия «при молчании и великой тишине». На «Бог Господь» — «седальны» (тропари (Блгообразный Иосиф (полностью, как в воскресной службе 2-го гласа), Егда снизшел еси къ смерти, Преблагословенна еси), затем слово свт. Григория Нисского (в др. памятниках — Антиохийского) и непорочны, в конце которых тропари (Ангельский собор). Далее следовало чтение слова свт. Епифания Кипрского, псалом 50 и тропарь (Содержай всю вселенную) с богородичном».7 Во 2-м часу дня к Святому Гробу приходили «мироносицы» (особый церковный чин в Иерусалиме) и Патриарх с клириками и готовили светильники к пасхальной службе. В это время пели канон и часы «поскору». Когда лампады были готовы, в них вливали елей и пели стихиру, следовали ектения и отпуст, после чего Патриарх запирал кувуклию, и в храме гасили весь свет.

   Иерусалимский устав, вопреки своему названию основывающийся не на древней иерусалимской, а на студийской практике и принятый в православной Церкви с XIII–XIV вв. повсеместно, описывает богослужение Великой Субботы в целом сходно с близким к студийским памятникам (в первую очередь, с Евергетидским Типиконом). Важнейшее отличие некоторых ранних рукописей Иерусалимского устава от Евергетидского состоит в прибавлении к непорочным на утрене воскресных тропарей «Ангельский собор», а к стихирам Великой субботы на «Господи воззвах» на вечерне — воскресных стихир 1-го гласа. Эти прибавления несколько усиливают тему Воскресения Христова в богослужении Великой Субботы и отдаленно напоминают о древней иерусалимской традиции.

   С XIV в. в Типиконах начинает отмечаться еще одна особенность службы Великой Субботы: пение непорочных с особыми припевами, с XVI в. — изнесение во время входа в конце утрени Великой Субботы не только Евангелия, но и шитого литургического покрова (сначала обозначаемого просто как «воздух», а затем и как «плащаница»; первые упоминания обряда в косвенных источниках относятся к XIII в.). В иерусалимских Типиконах появляется и еще одна особенность литургии Великой Субботы — вседневная константинопольская херувимская «Иже херувимы» заменяется рядовой херувимской из литургии ап. Иакова «Да молчит всякая плоть». До XVI в. эта особенность встречается редко. В греческих первопечатных Типиконах 1545 и 1577 г. вопрос об этой замене оставлен на усмотрение настоятеля, лишь с XVII в. замена становится общеобязательной. Согласно греческому печатному Типикону 1577 г., утреня Великой Субботы должна начинаться в 7 часу ночи (считая от захода солнца).

   В Типиконе, принятом ныне в Русской Православной Церкви, устав служб Великой субботы тот же, что и в первопечатных греческих, но изложен он подробнее. В целом описание современного русского Типикона близко к помещенному в первопечатном русском Уставе 1610 г. Отличие современного русского Типикона от печатных греческих изданий XVI в. в упоминании изнесения плащаницы на утреннем входе и целования ее по отпусте утрени (при пении стихиры «Придите ублажим») и указание на то, что пасхальное бдение, в принципе, отделено от пасхальной утрени некоторым промежутком времени.

Таким образом, внутренняя логика служб Великой Субботы в современном Типиконе — та же, что и в древних византийских памятниках. В гимнографии утрени раскрывается содержание Великой субботы — это воспоминание одновременно Смерти и Воскресения Спасителя. К XVI в. общепринятой сделалась практика при совершении этого входа обертывать Евангелие воздухом — тогда Евангелие символизирует Тело Христа, а воздух — погребальную плащаницу; после XVI в. плащаница стала самостоятельным литургическим предметом, используемым начиная с Великой пятницы и вплоть до отдания Пасхи. «Вечером Великой Субботы совершается пасхальное бдение, являющееся одновременно и воскресным и состоящее из вечерни, 15 паремий (введенные ради совершавшегося во время них Крещения, они содержат пророчества о Воскресении Христовом и о таинстве Крещения), литургии свт. Василия Великого, благословения хлебов, великого чтения и паннихис»8.

2 Проследование богослужения  Великой  Субботы

   Глубокой ночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы "исходные песни принести Зиждителю" перед Его гробом. Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

 В  этот день совершаются утреня  с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы  с чином изобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

   Итак, утреня Великой Субботы: двупсалмие, шестопсалмие, великая ектения. За песнопением Бог Господь следуют три тропаря. Два из них, первый и последний уже были на вечерне. Но между ними на Славу вставляется тропарь Великой Субботы:

"Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!" Это воскресный тропарь второго гласа. Воскресных тропарей существует восемь, но из них выбран тот, который больше других говорит о сошествии во ад. Тропарь «Благообразный Иосиф» – это тропарь о положении во гроб, а «Егда снизшел еси» – это тропарь о сошествии во ад и победе над ним, и в нем говорится, что Господь уже воскресил умерших, а «Мироносицам женам» – это тропарь о том, как мироносицам явился Ангел и сказал о том, что Господь воскрес. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершает каждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. Начинается самая обширная, самая знаменитая и выразительная часть утрени Великой Субботы – пение Непорочнов. Непорочны — стихи 17-й кафизмы. 3а каждым стихом кафизмы поются краткие надгробные песнопения или Похвалы в честь Господа, "в мертвецех вменившася". Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. Непорочны, или Похвалы, разделяются на три статии, или "славы", из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение. Начало и конец каждой статии по обычаю поется. После трех статией, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари Иоанна Дамаскина: "Ангельский собор удивися" и совершается каждение всего храма. После ектении читаются седален, 50 псалом и поется канон Великой Субботы: "Волною морскою", представляющий собой и по содержанию и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнетворчества. При пении канона священнослужители входят в алтарь.

По 8-й песни вместо "Честнейшую Херувим" поется ирмос 9-й песни: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия".

После канона и ектении — песнь: "Свят Господь Бог наш", хвалитные псалмы ("Всякое дыхание") и стихиры на хвалитех. На "И ныне" — "Преблагословенна еси" (в это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице).

Далее, поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение Плащаницы (Приложение 1). После великого славословия совершается торжественный обряд выноса Плащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребении Спасителя.

Обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пении заключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, подняв Плащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные двери и обносит вокруг храма (Приложение 2).

После того как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал "на Престоле со Отцем и Святым Духом". Хор заканчивает пение Трисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: "Премудрость, прости". Хор поет один раз тропарь "Благообразный Иосиф". При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновь полагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение.

После этого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из Книги Пророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелению Божию.  Затем поется второй прокимен, читаются Апостол — о плодах смерти Спасителя, и Евангелие — о запечатании гроба и приставлении к нему стражи. Далее, произносятся сугубая и просительная ектении и бывает особый отпуст — тот же, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток: "Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш".

После отпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго". Первый час присоединяется к утрени (отпуст часа — малый).

Часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе ("поскору"), без пения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часов совершается Литургия.

Информация о работе Особенности богослужения Великой Субботы