Особенности богослужения Великой Субботы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Великая Преблагословенная суббота - так именует этот день Святая Церковь!
Святая Великая суббота – (греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum), суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………….3
История установления Великой Субботы в православном богослужении………………………………………………………………………………………….5
Проследование богослужения Великой Субботы…………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

кнтрольная по литургике.docx

— 837.38 Кб (Скачать файл)

На утрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения и священнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии, чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва) за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.

Литургия в Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется с вечерней. По уставу Литургия совершается поздно, "о часе 10 дне", после вечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Воскресения Христова.

На вечерне после стихир на "Господи, воззвах" (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. После пения "Свете тихий" перед Плащаницей читаются 15 паремий (без прокимна), в которых заключаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви.

По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: "Поим Господеви, славно бо прославися". Хор поет многократно припев: "Славно бо прославися", чтец повторяет по стихам всю эту песнь.

По прочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, — поется песнь трех отроков: "Господа пойте и превозносите Его во веки", чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.

После паремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа крестистеся" — в воспоминание древнего обычая крестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. После паремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтении применительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаю Крещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как "спогребения" Христу и "совоскресения" с Ним для новой жизни.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний — начинает уже светать денница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало о скорби этих дней. После Апостола вместо "Аллилуиа" поются стихи 81 псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". При многократном пении этого припева одежды священнослужителей и облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 1–20). Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год, трепетной и благоговейной песнью "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа".

Этот текст, который звучит на службе раз в году, является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда мы уже знаем о победе, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере. И этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы, он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет радоваться сосредоточенной, тихой радостью.

В Великую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поется ирмос 9-й песни канона "Не рыдай Мене, Мати". Причастен этого дня тоже победный: "Воста яко спя Господь: и воскресе, спасаяй нас."

После Литургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в конце Литургии) песни: "Видехом свет истинный".

«После отпуста Божественной литургии назначен чин благословения хлеба и вина, не просто так, а потому, что, по мысли Типикона, братия не должна расходиться по кельям (для этого и времени особого нет). Все сидят в храме, и келарь раздает этот хлеб и вино, которые благословляются на службе только для того, чтобы народ подкрепился. Все сидят в храме и слушают Деяния апостольские, которые должны быть прочитаны целиком до полунощницы воскресной, начала пасхального богослужения».9 Отпуст Литургии — обычный.

Заключение

Богослужение Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). Великая Суббота — это день, соединяющий Великую Пятницу, т. е. тайну Креста, Страданий и смерти Спасителя с Светлым Воскресением — днем Его восстания из гроба, победы жизни над смертью. Великая Суббота - день, в который совершается это прорастание победы, день, когда — до Воскресения — мы созерцаем смерть самой смерти. И все это выражено, больше того, все это действенно совершается каждый год в этой удивительной службе, в которой вспоминаемое дается нам, действует в нас, становится для нас спасающим и преображающим настоящим.

Мне хочется закончить сою работу словами протоиерея Александра Шмемана10: «Каждый год в Великую Субботу, после описанной утрени, после этого радостного узнавания в смерти Христовой — победы над смертью, после откровения о живоносном гробе, мы ждем пасхальной ночи и полноту пасхальной радости. Мы знаем, что она наступит, но как медленно идут часы, как нарастает в нас волнение и ожидание! И так должно было бы быть всегда в жизни верующего, ибо вея наша жизнь, в последнем счете, осмыслена этой радостной, этой белой тишиной Великой Субботы, этим нарастанием в ней Пасхи Христовой и невечернего дня Царствия Его».11

 

Список используемой литературы

Äóõîâíûé Ëèñòîêú Издание Свято-Евсевиевского прихода г. Владивосток Епископ Александр (Милеант). Русская Православная Церковь Заграницей. СТРАСТНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Победоносцев К. П. Праздники Господни. 2010 г., 128 стр.

Православная Энциклопедия», т. VII Москва. 2004 г.

Прот. Александр Шмеман. Воскресные беседы. М.: «Паломник», 2008. - 352с.

 

Интернет источники

 

http://hramvprudskoy.ru/index.php/ocerkvi/zhiznj-cerkvi/408-bogosluzhenie-v-velikuyu-subbotu.html

http://www.sedmitza.ru/text/668051.html

http://www.hram-ks.ru/vpost_Vel_Sb.shtml

 

Приложения

Приложение 1

Плащаницу, символизирующая Гроб Господень.

 

Приложение 2

Шествие с плащаницей.

1 Тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа

2 http://www.hram-ks.ru/vpost_Vel_Sb.shtml

3 Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) — российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник.

4 Победоносцев К. П. Праздники Господни. 2010 г., 128 стр.

5 Епископ Александр— епископ Русской православной церкви заграницей, Буэнос-Айресский и Южно-Американский, православный богослов, миссионер, духовный писатель.

6 Äóõîâíûé Ëèñòîêú Издание Свято-Евсевиевского прихода г. Владивосток Русская Православная Церковь Заграницей. СТРАСТНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ Епископ Александр (Милеант)

7 Православная Энциклопедия», т. VII Москва. 2004 г.

8 http://www.sedmitza.ru/text/668051.html

9 http://hramvprudskoy.ru/index.php/ocerkvi/zhiznj-cerkvi/408-bogosluzhenie-v-velikuyu-subbotu.html

10 Александр Дмитриевич Шмеман— священнослужитель Православной церкви в Америке, протопресвитер; богослов, автор ряда книг.

11 Прот. Александр Шмеман. Воскресные беседы. / М.: «Паломник», 2008. - 352 с.

 

 


Информация о работе Особенности богослужения Великой Субботы