Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций (Древний Египет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:06, реферат

Описание работы

Тема культуры древнего Египта актуальна и сегодня. Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.

Содержание работы

Глава 1. Введение…………………………………………..3
Глава 2. Основная часть………………………………….2
2.1. Древний Египет………………………………………..2
2.2. Искусство Древнего Египта………………………..5
2.3. Зарождение древнеегипетского искусства……..7
2.4. Древнеегипетская религия…………………………..8
2.5. Мифология Древнего Египта………………………11
2.6. Мировоззрение древних египтян
в разные эпохи……………………………………………...12
2.7. Памятники культуры Древнего Египта………...15
Глава 3. Заключение…………………………………………17
Список использованной литературы…………………18

Файлы: 1 файл

Древний Египет.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Первым памятником, показывающим сложившиеся  новые формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сделанная в память победы северного Египта над южным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой — так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы.

Древнеегипетская  религия.

Древнеегипетская  религия  — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода. В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические. Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма  — современного варианта древнеегипетской религии. Большинство населения в стране в наше время исповедует ислам.

Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в  более плодородные земли и  перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.

Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на неё, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий. Благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр  мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел  от восьмерых древних божеств, так  называемой огдоады. Эта восьмерка  состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение. Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в  разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система.

Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и  Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо. [10]

Отличительной особенностью египетской религии был культ  животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили "живые боги", считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. Причины такой застойности были заложены в самих основах хозяйства этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного развития производительных сил.

Нисколько не пренебрегая  научными реконструкциями генезиса и древнейшего состояния египетской религии, в интересах полной объективности  целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.

Типологически религия  древнего Египта относится к тем  религиям, которые характерны для  древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.

Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в  нашем понимании, в Египте никогда  не было, как не было и единой церковной  организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности.

 

 

 

 

 

Мифология Древнего Египта.

Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать  материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. 
В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии. В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.

Мировоззрение древних египтян в разные эпохи.

В период Древнего царства ( 28 - 23 в. до н. э. ) Египет является крупным  государством, распространявшим своё влияние на области Синайского полуострова, южную Палестину и Нубию. Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную особенность составляющих Египет областей с их пёстрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сокральных предметов и т. д.- выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. И одной наиболее её ярких черт стало причудливое сочетание « первобытности » со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.

Эпоха Древнего царства  воспринималась самими египтянами как  время могущественных царей и  несравненных великих мудрецов - полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой век египетской культуры.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей  Египтом правили боги, затем - полубоги. В « Мемфисском богословском трактате », творении жрецов Птаха, восходящим к эпохе Древнего царства, сказано: « Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец ».

Существование государства  не мыслилось египтянам без Маат - божественного Порядка и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный  хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам царь также должен стремиться " утвердить Маат на месте беспорядка ". ("Тексты Пирамид").

Порядок часто понимается как правопорядок, справедливость: боги и цари - как владыки и учредители законов. Не случайно египетские визири, начиная с эпохи Древнего царства, выступают в роли жрецов истины, что соответствовало их судейским обязанностям. Понятие Маат становится центральным в египетской этике. Одно из древнейших известных нам поучений - " Премудрость Птаххтепа " ( V династия) - провозглашает Маат принципом, на котором строятся правильные человеческие взаимоотношения: " Велика справедливость, и превосходство ( её ) непоколебимо, неизменна ( она ) со времён Осириса, и карают преступающего законы."

Боги для древних  египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка  и законов, но и создателей ремёсел  и искусств, письма и счёта, науки  магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Сооружение пирамид, этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданых и после его смерти. Бог Благой ( или Добрый ) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Информация о работе Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций (Древний Египет)