Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций (Древний Египет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:06, реферат

Описание работы

Тема культуры древнего Египта актуальна и сегодня. Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.

Содержание работы

Глава 1. Введение…………………………………………..3
Глава 2. Основная часть………………………………….2
2.1. Древний Египет………………………………………..2
2.2. Искусство Древнего Египта………………………..5
2.3. Зарождение древнеегипетского искусства……..7
2.4. Древнеегипетская религия…………………………..8
2.5. Мифология Древнего Египта………………………11
2.6. Мировоззрение древних египтян
в разные эпохи……………………………………………...12
2.7. Памятники культуры Древнего Египта………...15
Глава 3. Заключение…………………………………………17
Список использованной литературы…………………18

Файлы: 1 файл

Древний Египет.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы  царского заупокойного ритуала и  связанных с ним представлений - " Тексты пирамид ", пронизанные  идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне. Из заупокойных текстов Осириса известен как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов.

Ни один другой народ  древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была продолжением жизни. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: "Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить". Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, "дом вечности", обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.

Изощренную процедуру  бальзамирования описал еще Геродот, побывавший в Египте в V веке до нашей  эры. Первым делом удаляли крюком через ноздри часть мозга, его  остаток растворялся специальными составами. После этого из тела извлекали  внутренности - легкие, печень, желудок, кишки. Их тоже бальзамировали и помещали в специальные каменные сосуды - "канопы". Брюшная полость очищалась растертыми специями и пальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя по некоторым признакам, засыпали природной содой - натроном, которая вытягивала остатки жидкости. 
Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого тело в последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы даже надевали золотые футляры.

По рисункам на гробницах  сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить  себе, как выглядела траурная процессия  в Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки и женщины, которые  издавали пронзительные вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры. У гробницы перед мумией совершали "ритуал отверзания уст и очей": жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь, и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы - в счет вознаграждения за свои труды. 
Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе - судье мертвых и боге загробного мира. Осирис был на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь.

С образом Осириса связывались понятия о справедливости ещё в период 5 династии. Тогда же заметным становится рост этического элемента в общем контексте религиозной культуры Египта. Поступки и заслуги в земной жизни, уже могут оцениваться как угодные богам и царю в этом мире, и в загробной жизни. В гробничных надписях появляются уверования в том, что умерший был " любим своим отцом и хвалим своей матерью ", что он " подавал хлеб и одежды нуждающимся ". " Я - тот, кто говорит благое и сообщает желаемое. Никогда не говорил я дурного властелину против каких-либо людей, ибо хотел я, чтобы было мне хорошо перед Богом Великим", - повествуют о себе вельможи Хуфхор и Пепинахт. В одном из фрагментов « Книги мертвых » (около 1300 года до нашей эры) изображено как, Анубис, бог бальзамирования с телом человека и головой шакала, ведет усопшего в зал суда, где на троне восседает Осирис. Там же находятся весы. На одну их чашу кладется сердце умершего, а на другую -перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат. Если весы оставались в равновесии, значит, сердце человека "пусто от зла всякого" и ему будет позволено продолжать жизнь в потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала “пожирательница мертвых” - чудовищная химера с крокодильей пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, - и он умирал во второй раз, уже окончательно.

 

 

 

 

 

Памятники культуры Древнего Египта.

Спецификой большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый — камень), ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых к тому же усиливалась влиянием климата нильской долины), сохранилось не так много. Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.

Важнейшие памятники:

  1. Палермский камень. Это своеобразная летопись царей Египта эпох раннединастического периода и Старого царства.
  2. Розеттский камень. Для реконструкции истории древнего Египта он малоинформативен, но вот для историографии науки он имеет краеугольное значение. С этим памятником связана переломная эпоха в египтологии. Именно благодаря ему она стала полноправной наукой, ведь с помощью него удалось открыть секрет египетских иероглифов.
  3. Анналы Тутмоса III — описание походов великого фараона-воителя 18-го царского дома.
  4. Амарнский архив — архив клинописных глиняных табличек, обнаруженный в конце XIX века близ местечка Эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона-еретика (или фараона-реформатора, как его называют некоторые египтологи) Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии среднего — позднего 18 царского дома.
  5. «Тексты пирамид» — древнейший письменный источник в истории человечества, в котором отражены представления о загробной жизни. Тексты пирамид — это сборник различных текстов из нескольких пирамид царей 5-6 царских домов.
  6. «Тексты саркофагов» — это надписи на древнеегипетских гробах (а не саркофагах — просто такое название утвердилось в российской науке. В российской египтологической литературе был употреблён ещё один, пока не прижившийся термин — «Тексты ковчегов»). Эти надписи, вероятно, произошли от Текстов пирамид. Впервые классические тексты на гробах появляются в эпоху Старого царства.
  7. «Книга мёртвых» — генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Книга мёртвых — это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который клался вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале — середине XIX века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое — «Книга о восхождении к свету» (или, что ещё лучше — «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина — это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра — источником света. Особенно хорошо прижилось это название в западной египтологии.
  8. Палетка Нармера — каменная палетка из Иераконполя, датируемая временем правления царя Нармера — объединителя Египта. По существующей легенде, до Нармера не существовало единого Египта — были две независимых страны. Нармер (которого некоторые ученые отождествляют с Менесом), возможно, объединил Египет, и первым надел корону объединённого Египта, а эта палетка, зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс военного объединения египетской земли.
  9. Папирус Весткар — ныне — папирус Берлинского египетского музея № 3033, назван по имени первого владельца Генри Весткара. Первым его исследователем стал немецкий египтолог Адольф Эрман. Рукопись относится к эпохе гиксосского владычества, и содержит литературное произведение Среднего царства — «Сказки сыновей Хуфу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

        Безусловно,  познать  и  оценить  всю глубину знаний жителей Древнего Египта не представляется возможным. Уровень  их развития  в  чем-то  даже  опережал  наш.  С  другой   стороны,   мы,   люди современного уклада, слишком много  знаем  об  окружающем  нас  мире,  чтобы поклоняться многочисленным  богам  и  божкам,  пусть  даже  они  и  являются воплощением одного-единственного. Опять же, религия была  настолько  прочна, что жизнь древних людей казалась им осмысленной, то есть  они  имели  четкое представление о мироздании и знали, кому следует  служить  всю  свою  жизнь, чего я, например, (к счастью, а может, и к несчастью -  кто  знает?)  лишен. Это упущение позволяет трезво оценивать возможности любой  религии  и  иметь свое суждение о вопросах происхождения и устройства мира,  что,  однако,  не мешает восхищаться  дальновидностью  и  мудростью  египтян,  во  многом опередивших свое время.

        Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме). Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта - сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона. 
Культура древни египтян - монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы - поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

 

 

 

 

 

Список  литературы :

 

1) Бадж Уоллис «Древний Египет : духи, идолы, боги» 2009г.

 

2) Л.А. Никитич «Культурология : учеб. Пособие для студентов вузов» (Серия «Экзамен») 2009г.

 

3) С. Курпушина, В. Карпушин «История мировой культуры» 1998 г.

 

4) Robert Bauval, Adrian Gilbert «Секреты пирамид» 1994г.

 

5) http://ru.wikipedia.org/wiki/




Информация о работе Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций (Древний Египет)