Особенности Римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Роль католической церкви в феодальном обществе определялась в значительной мере тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Помимо того церковь получала десятину, узаконенную еще Карлом Великим, т.е. налог в виде десятой части дохода крестьянского двора. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть. Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок. Как ни странно, до сих пор можно встретить примеры попыток беззастенчивого прямого подкупа служителей с целью получить влияние в церковной общине. Поэтому тема симонии актуальна и по сей день.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. История Римско-католической церкви………………………………………..5
1.1. Раннее христианство…………………………………………………………5
1.2. Римско-католическая церковь в VII—X1 века……………………………..7
1.3. Новое время………………………………………………………………….12
2. Особенности Римско-католической церкви…………………………………16
2.1. Особенности морали в римском католицизме…………………………….16
2.2. Церковная юрисдикция……………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Александр Шишков Симония в Римской католической церкви ДОР.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

1. История Римско-католической церкви………………………………………..5

1.1. Раннее христианство…………………………………………………………5

1.2. Римско-католическая церковь в VII—X1 века……………………………..7

1.3. Новое время………………………………………………………………….12

 

2. Особенности Римско-католической церкви…………………………………16

2.1. Особенности морали в римском католицизме…………………………….16

2.2. Церковная юрисдикция……………………………………………………..20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Роль католической церкви в феодальном обществе определялась в значительной мере тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Помимо того церковь получала десятину, узаконенную еще Карлом Великим, т.е. налог в виде десятой части дохода крестьянского двора. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть. Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок. Как ни странно, до сих пор можно встретить примеры попыток беззастенчивого прямого подкупа служителей с целью получить влияние в церковной общине. Поэтому тема симонии актуальна и по сей день.

Объект исследования - Римско-католической церковь.

Предмет исследования – церковная юрисдикция и особенности  морали в римском католицизме.

В XII и XIII вв., будучи на вершине  могущества, римский престол вмешивался во внутренние дела государств в качестве высшего судьи и арбитра, могущего «связывать и разрешать». Папы не раз  прибегали к отлучению от церкви королей, когда те выходили из подчинения.

Совсем не случайно, что  все массовые выступления против феодализма, включая великие крестьянские войны, были неразрывно связаны с  критикой господствующей религии, с  посягательствами на церковь. Нельзя было, очевидно, ликвидировать феодальный строй, не дискредитировав прежде всего  ту силу, которая его оправдывала.

С развитием буржуазных отношений  религиозные преследования принимали  все более неприкрытый политический характер. Ими пытались бороться не столько с критикой религии, сколько  с критикой феодализма, желанием перемен, тягой к образованию, к свободе  мысли и слова.

На кострах инквизиции сгорели выдающиеся представители  науки и культуры, национальные деятели, выступавшие в защиту народных интересов, такие, как Ян Гус и Джордано Бруно.

Преследуя других за отступление  от догм христианства, сама церковь  погрязла в разврате, особенно ее прелаты, включая самих пап. Паразитизм и  невежество духовенства сделались  предметом общего осмеяния. Так называемое безбрачие служило только прикрытием безответственности духовенства за последствия связей с женщинами. Самые «священные» догматы стало  возможным обойти за деньги. Деньги же приносили «отпущение грехов».

Цель работы –  анализ симонии в Римской католической церкви.

Задачи работы:

- охарактеризовать  историю Римско-католической церкви  и ее особенности;

- изучить католическую  мораль;

- описать черты  церковной юрисдикции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История Римско-католической церкви

1.1. Раннее христианство

 

Римско-католическая церковь1 - сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. До Великого раскола 1054 года история католицизма является частью истории организационно единой христианской церкви на территории бывшей Римской империи и христианизированной Европы, история которой рассматривается как в рамках истории католицизма, так и в рамках истории православия. Формирование отличительных особенностей церкви Запада, отличающих ее от церквей Востока, началось еще впервые века истории христианства. В результате Реформации от католицизма отошли многие страны на севере и в центре Западной Европы. В новое время католицизм начал распространятся в Новом Свете, Азии и Африке. В результате секуляризации общества в XIX и XX веке от активной религиозной жизни отошла значительная часть населения в католических странах. Взаимоотношения церкви и секуляризованного общества в некоторых случаях носили антагонистический характер. В XX веке в церкви приобрели популярность идеи либерализма и модернизма. Частичные реформы были произведены после Второго Ватиканский собора.

Римско-католическая церковь  рассматривает всю историю христианской Церкви до Великого раскола 1054 года как  свою историю.

Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже  от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Израильского и  Ветхом Завете, наконец, в эти времена  последние основана, явилась через  излияние Духа Святого и будет  завершена во славе в конце времён».

Так же, как Ева была сотворена  из ребра уснувшего Адама, Церковь  родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Вероучение Церкви восходит к апостольским временам (I век). В  течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая  литература, а также послания и  сочинения авторитетных христианских авторов. Вероучение формировалось  определениями Вселенских и поместных  соборов. С самого начала своего существования  Церковь подвергалась гонениям со стороны  императоров. Наиболее кровавые гонения  были предприняты Децием и Диоклетианом. Свободу христианская церковь получила после Миланского эдикта императора Константина.

Первым серьёзным еретическим  учением в христианстве стало  арианство (IV век), осуждённое на Первом Никейском соборе. В V веке на Востоке  появились ереси, касающиеся природы  Христа (см. христология): несторианство  и монофизитство. Римские епископы сыграли центральную роль в борьбе с этими учениями - папа Целестин I критиковал несторианство, осуждённое затем на Эфесском соборе, а папа Лев I боролся с монофизитством, отвергнутом на Халкидонском соборе.

Наиболее выдающимися  представителями богословской мысли  Запада в ранний период развития Церкви стали четыре латинских Учителя Церкви - Амвросий Медиоланский (340-397), Иероним Стридонский (342-419), Аврелий Августин (354-430) и папа Григорий I (540-604). Августин стал родоначальником центрального направления западной христианской философии (августинизма), сохранявшего этот статус вплоть до XIII века. Иероним создал латинский перевод Священного писания, ставший каноническим и известный под именем Вульгата.

Монашество, зародившееся в  Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В VI веке был  создан старейший монашеский орден Запада - бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские. Первые западные исторические хроники создали епископ Григорий Турский и бенедиктинский монах Беда Достопочтенный.

 

1.2. Римско-католическая церковь в VII-X1 века

 

VII-IX века были отмечены усилением миссионерской деятельности, в которой большую роль играли монахи из Ирландии, бывшей в эту эпоху одним из главных европейских центров христианства, и Англии. Деятельность святых Бонифация, Виллиброрда, Виллигиза, Аманда, Ансгара, Виллибальда, Руперта и других привела к христианизации территорий современных Германии, Австрии, Дании, Нидерландов. В более позднее время миссионерская деятельность переместилась в Восточную Европу и Скандинавию: Герард Венгерский прославился как «апостол венгров»; Адальберт Пражский и Бруно Кверфуртский погибли при проповеди христианства пруссам. Адальберт Магдебургский стал первым латинским епископом, прибывшим в Киевскую Русь по приглашению св. Ольги, однако его миссия не увенчалась успехом. Деятельность Кирилла и Мефодия, которая пользовалась полной поддержкой пап Адриана II и Иоанна VIII, имела решающее значение в христианизации славянских народов Европы.

В середине VIII века было создано  Папское государство. Перед лицом  угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал  захваченный им Равеннский экзархат Папе. Восстановление Западной империи  при Карле Великом произошло  при поддержке Апостольского  престола1. В эпоху создания Папского государства и восстановления империи произошло первое в эпоху Средневековья возрождение культуры, названное позже Каролингским возрождением.

В IX веке произошёл первый церковный раскол между Западом  и Востоком, так называемая Фотиева  схизма, связанная с незаконным смещением  константинопольского патриарха Игнатия  и назначением на его место  Фотия и поддержкой, оказанной  Римом Игнатию.

Последовавшие позже нападения  норманнов, сарацинов и венгров  породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию  церковного имущества и стали  претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором  Священной Римской империи Оттона I в 962 году, папа Иоанн XII стремился обрести  надёжного покровителя; однако, его  расчёты не оправдались.

В 1054 году произошёл раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся  первый после раскола собор без  участия восточных патриархатов - Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться более регулярно. C конца XI века началась эпоха крестовых походов, целью которых было отвоевать Святую землю, захваченную арабами ещё в VIII веке. Первый крестовый поход был организован в 1095 году по призыву папы Урбана II и привёл к созданию на Ближнем Востоке государств крестоносцев, просуществовавших до конца XIII века. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места.

В XI веке папство вело борьбу за обладание правом инвеституры; успех  борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых  выделился Григорий VII, при котором  светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную  Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074-1075 годах император был лишён права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу1.

XI-XII века ознаменовались также существенными изменениями в западной монашеской жизни. Сильное движение за возвращение монашеству первоначальных идеалов бедности и строгости привело к созданию новых орденов со строгим уставом - картезианцев, цистерцианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное так по имени аббатства Клюни во Франции, осуществило реформу бенедиктинской монашеской жизни.

В начале XIII века папа Иннокентий III выступил организатором 4-го крестового похода. Инспирируемые венецианцами крестоносцы захватили и разграбили в 1202 году западнохристианский город  Зара (совр. Задар), а в 1204 году - Константинополь, где папством была учреждена Латинская империя (1204-1261). Насильственное насаждение латинства на Востоке сделало раскол 1054 года окончательным и необратимым.

 В XIII веке в Католической  церкви было основано большое  количество новых монашеских  орденов, получивших название нищенствующих - францисканцы, доминиканцы, августинцы и др. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями - катарами (на юге Франции их называли альбигойцами) и вальденсами. Для борьбы с новыми еретическими движениями при понтификате Иннокентия III был создан особый церковный суд - инквизиция, расследовавший дела, связанные с обвинением в ереси.

Францисканцы и доминиканцы  проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной  для более ранних орденов. Впервые  при этих орденах были созданы  общины мирян-терциариев.

XIII век связан также  с именем Фомы Аквинского, великого  философа, основателя томизма, создавшего  философское учение на основе  синтеза идей августинизма с  философией Аристотеля. К этой  же эпохе относится деятельность  великих философов и учёных  Альберта Великого, Иоанна Дунса  Скотта и Бонавентуры, которые  были монахами нищенствующих  орденов. Католическая церковь  сыграла важную роль в появлении  университетов, и развитии схоластической  философии и богословия.

В конце XIII века возник серьёзный  конфликт возник между папой Бонифацием VIII и королём Франции Филиппом IV Красивым из-за стремления расширить  налогооблагаемую базу за счёт духовенства. Бонифаций VIII издал ряд булл (первая в феврале 1296 года - Clericis laicos) в противодействие таким узаконениям короля, в частности одну из из знаменитейших булл в истории папства - Unam Sanctam (18 ноября 1302 года), утверждавшую, что вся полнота как духовной, так и светской власти на земле пребывает в юрисдикции Пап. В ответ Гийом де Ногарэ объявил Бонифация «преступным еретиком» и взял его в плен в сентябре 1303 года. С Климента V начался период, известный как авиньонское пленение пап, продолжавшийся до 1377 года. В этот период папская резиденция располагалась во французском Авиньоне, а Папское государство вокруг Рима фактически прекратило существование. В 1311-1312 годах проходил Вьеннский собор, на котором присутствовали Филипп IV и светские сеньоры. Главной задачей Собора было завладение имуществом ордена тамплиеров, который был ликвидирован буллой Климента V Vox in excelso; последовавшая булла Ad providam передавала активы тамплиеров Мальтийскому ордену.

Информация о работе Особенности Римско-католической церкви