Особенности Римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Роль католической церкви в феодальном обществе определялась в значительной мере тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Помимо того церковь получала десятину, узаконенную еще Карлом Великим, т.е. налог в виде десятой части дохода крестьянского двора. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть. Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок. Как ни странно, до сих пор можно встретить примеры попыток беззастенчивого прямого подкупа служителей с целью получить влияние в церковной общине. Поэтому тема симонии актуальна и по сей день.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. История Римско-католической церкви………………………………………..5
1.1. Раннее христианство…………………………………………………………5
1.2. Римско-католическая церковь в VII—X1 века……………………………..7
1.3. Новое время………………………………………………………………….12
2. Особенности Римско-католической церкви…………………………………16
2.1. Особенности морали в римском католицизме…………………………….16
2.2. Церковная юрисдикция……………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Александр Шишков Симония в Римской католической церкви ДОР.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

Клерикализация выражается и в учении о том, что благодать  священства дается навечно. При поставлении  священника в особом церковном Таинстве рукоположения он получает божественную силу, благодать от Бога. За измену вере или недостойное поведение священник  может быть лишен своего сана (фактически благодать отнимаются от недостойных  Богом, а Церковь только свидетельствует  об этом) и тогда он уже не рассматривается  как лицо, обладающее этой благодатью. Но в римском католичестве считается, что благодать не может быть отнята от него. Это положение косвенно способствовало появлению в Западной Европе аморальной практики “черной  мессы”, когда римско-католические священники, изменившие христианству, проводили символические сатанистские обряды, как бы антипричастия. Которые, якобы, особенно угодны сатане именно потому, что их совершает христианский священнослужитель. Эти обряды могли  сопровождаться убийствами невинных жертв, сексуальными преступлениями. “Черная  месса” немыслима в православном христианстве, поскольку любое духовное лицо, изменившее вере, тем самым  лишается священства.

Учитывая вышесказанное, получается, что священники в Римско-католической Церкви - это не обычные люди, исполняющие  определенное религиозное служение и потому наделенные от Бога для  исполнения этого служения особыми правами - совершать богослужения, отпускать грехи и т.д., а некие высшие существа, наделенные неотделимой от них особой благостью, стоящие над всеми остальными, мирянами. Недаром их называют “святыми отцами”, а не просто “отцами”, “батюшками”, как это принято, например, в Русской Православной Церкви (не знающие этого у нас иногда называют священников «святой отец», но это неприятно для них).

В Римско-католической Церкви, как и в Христианской Церкви, почитаются святые люди. Причем как те христианские святые, которые были прославлены  до отделения Римской Церкви в  1054 г., так и уже “свои”, римско-католические святые, которые, естественно, не признаются таковыми в Христианской Церкви. Среди последних, в основном, верные и ревностные служители римских пап, особенно много сделавшие для распространения римского католицизма. Недавно в Римско-католической Церкви был прославлен польский аббат Кунцевич, который огнем и мечом приводил к подчинению Ватикану православных людей на Украине, в юго-западных русских землях, лично участвовал в репрессиях непокорных. Есть и другие римско-католические святые - эмоциональные харизматики типа Франциска Ассизского или люди, получившие известность на поприще благотворительности, помощи больным, старикам, детям, нищим (мать Тереза).

Новые моральные нормы, связанные с догматическими особенностями римского католичества, выделившими его из сообщества Православных Поместных Церквей, определяют моральный облик римско-католической организации, особенно её управленческого аппарата. Тем не менее, многие простые верующие католики во многих странах мира продолжают придерживаться, в основе, традиционных христианских нравственных заповедей.

 

2.2. Церковная юрисдикция

 

Одна из наиболее важных привилегий церкви заключалась в  праве на собственную юрисдикцию, на свой собственный суд. Лица, принадлежащие  к церкви, будь то монахи или крестьяне, работавшие на монастырской земле, должны были судиться в церковных судах (за некоторыми исключениями) не только по гражданским спорам, но и за уголовные  преступления.

Начало особой церковной  юрисдикции было положено еще в римскую  эпоху. Стоя вне закона, христианские общины должны были сами разрешать  споры, возникавшие в их среде, не прибегая ни к закону ненавистных  язычников, ни к их презираемым судьям. Эта практика была подтверждена затем  в «Послании», приписываемом апостолу Павлу: оно запрещает передавать судебные споры на разрешение «неверных»1.

На основе весьма неопределенного  положения о том, Что все преступления, связанные с грехом, подлежат суду церкви, последняя присвоила себе подсудность по таким преступлениям, как ересь, вероотступничество, - колдовство, святотатство (кража церковного имущества, а также насилие над священником), нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Поскольку договоры весьма часто скреплялись религиозными клятвами, церковь объявила своей  компетенцией область обязательственных  отношений, настаивая на том, что  всякое обязательство, даже если оно  противоречит праву, должно исполняться  для спасения души обязавшегося.

В области брачно-семейных отношений христианская церковь  присвоила себе право контролировать распределение имущества между  законными наследниками и исполнение завещаний. Из всего этого церковь  научилась извлекать немалые  выгоды. Она приняла на себя полицейские  функции и внимательно следила  за тем, как живет ее паства. Всякому, кто решался на критику церкви или ее служителей, даже самую малую, грозило отлучение от церкви.

Если отлученный не раскаивался, за ним посылала «святая инквизиция», особый суд, созданный для расправы с «еретиками» - вероотступниками и инакомыслящими. В 1232 г. римский папа распорядился, чтобы всеми делами о ереси занимался орден монахов-доминиканцев. В 1252 г. инквизиции было разрешено применение пытки. Независимая от всех местных властей, не признающая иного закона, кроме своего собственного, инквизиция становится грозной силой.

С появлением в том или  ином городе инквизитора жителям  предписывалось явиться и сообщить о лицах, которых они подозревают  в вероотступничестве. Каждый, кто  уклонялся от доноса, объявлялся отлученным от церкви. Инквизиция могла возбуждать преследование и по слухам.

В инквизиционном процессе одно и то же лицо вело предварительное  расследование и выносило приговор. Таким образом, вместо проверки доказательств  и их оценки суд только подтверждал  уже сложившееся мнение.

Отвечая только за мягкость, но не за жестокость, следователь не жалел сил для того, чтобы добиться признания обвиняемого. Чем каверзнее  вопрос, чем скорее он мог запутать допрашиваемого, тем считалось лучше.

Судоговорение было, как  правило, тайным, сопровождалось мрачным, наводящим ужас ритуалом.

Если не удавалось добиться быстрого признания, следствие кончалось, и прибегали к пытке. Инквизитор не был связан ни способом ее, ни временем. Он начинал пытку на любой стадии процесса и оканчивал ее, когда  находил нужным, или когда добивался  признания, или когда его жертва умирала, не вынеся мучений. При этом в протоколе пытки непременно указывалось, что в случае, если у  пытаемого «сломается какой-либо орган» или он умрет, то будет виноват  сам.

Понимали ли инквизиторы, что пыткой можно добиться ложного  вынужденного признания? Без сомнения. Но им было нужно создать обстановку всеобщего ужаса, позволяющего властвовать  неограниченно. Один из самых жестоких гонителей духа Конрад Марбурский (XIII в.) считал, что лучше убить 60 невиновных, чем дать ускользнуть одному виновному. Этот инквизитор послал на смерть сотни  людей по простому подозрению. Пытка  развращала и самих судей: жестокость становилась привычкой.

За признанием следовало  так называемое примирение с церковью, заключавшееся в отпущении грехов. Обвиняемый должен был подтвердить  протокол допроса, указав непременно на то, что сделанное им признание  является добровольным, а не вынужденным (после пытки).

При отказе это сделать, равно  как и при изменении показаний, данных на следствии, обвиняемый признавался  вновь (и на этот раз окончательно) «отпавшим» от церкви, за что уже, безусловно, подлежал сожжению живым.

Признание помогало избежать сожжения на костре, но обрекало на пожизненное  заключение. Отрицание вины вело на костер. При этом считалось, что церковь  «не проливает крови». Оправдание было редкостью, но и в этом случае человек заносился в разряд подозрительных, и жизнь его до самой смерти обставлялась тяготами. Новое подозрение – и уже ничто не могло спасти его от тюрьмы или мучительной  смерти.

Среди политических процессов, принявших религиозную оболочку, особенно выделяется суд над Жанной д'Арк, девушкой из народа, героиней Столетней  войны между. Францией и Англией (XV в.), сожженной на костре по решению  продажного французского духовенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Христианская религия  и церковь сложились в эпоху  глубокого кризиса римского рабовладельческого общества. Являясь первоначально  религией угнетенных, христианство учило, что страждущие и униженные в  земном мире будут блаженствовать в  загробном царстве. Тем самым  оно, как и другие религии в  классовом обществе, способствовало духовному порабощению эксплуатируемых  масс. Именно поэтому мировая рабовладельческая  империя, нуждавшаяся в единой монотеистической религии, признала христианство и сделала  его государственной религией.

Христианство пережило крушение рабовладельческого строя, сохранив свои социальные и идеологические функции  в феодальном обществе. При этом оно, естественно приспосабливалось  к нуждам формирующегося феодального  строя. Церковь стала неотъемлемым элементом феодальной системы, подчиняя своему господству духовную жизнь, культуру, науку, мораль, образование. Церковь  приобрела большое экономическое  и политическое значение. Сосредоточив в своих руках огромные земельные  богатства, церковь, и духовенство  оказывали влияние на государственную  власть и закрепили за собой важные политические прерогативы. Каноническое право и церковная юрисдикция успешно соперничали со светским правом и светским феодальным правосудием  в подчинении отдельных групп  населения, в том числе и высших сословий. Церковные учреждения - епископства, аббатства - пользовались судебно-административными правами и привилегиями наряду со светскими феодальными сеньориями.

Уже в Римской империи  церковь стала составной частью аппарата политического господства. На церковные учреждения, помимо идеологических функций, возлагались и чисто  политические задачи. Церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров. Эта форма взаимоотношений  светской власти с церковью, сложившаяся  уже во времена Константина, продолжала существовать в Восточной Римской  империи (Византии). На Западе после  гибели Римской империи обстановка коренным образом изменилась. На развалинах этой империи образовалось множество  варварских королевств. Христианизация варваров происходила в разное время и по разному вероисповеданию - арианскому, правоверному. Тем не менее церковь сохранила созданную ранее организацию, которая все более укреплялась. С переходом варваров (готов, лангобардов) от арианства к римскому правоверию римская церковь стала единым мощным иерархически организованным учреждением.

Низшим звеном церковной  организации был церковный приход во главе с приходским священником. Приходы объединялись в епархии - диоцезы во главе с епископами, располагавшими духовной властью в пределах своих диоцезов и светской княжеской властью в епископских владениях. Диоцезы объединялись в митрополию во главе с архиепископом (на Востоке - митрополитом), Высшей властью над всей церковной иерархией на Западе располагал римский епископ, на Востоке - патриархи (константинопольский, александрийский, антиохийский, иерусалимский). Важнейшие дела церковной жизни решались на соборах (съездах) епископов. Местные соборы, на которые съезжались епископы одной или нескольких провинций, решали местные церковные дела. Вселенские соборы в составе всех прелатов рассматривали вопросы догматики, культа и церковной организации.

Церковь, включавшаяся органически  в феодальную государственную систему, действовала обычно в союзе со светскими властями, помогая им своим  авторитетом в деле подчинения и  обуздания масс. Вместе с тем церковь  создавала культ «священной власти», неповиновение которой объявлялось  тяжким грехом. Но в то же время между  церковью и государством, духовными  и светскими феодалами, существовали противоречия, приводившие нередко  к открытым конфликтам. Для ограждения своих интересов и борьбы с  врагами феодального строя церковь  выработала систему наказаний: отлучение, ставившее человека вне церкви и  лишавшее его возможности получить «спасение» на «том свете»; интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны; анафему - публичное предание проклятию - и разного рода покаяния и епитимьи. Этим оружием церковь и ее глава - папа - поражали не только простых людей, но и власть имущих–королей. Папство пользовалось им в целях подчинения светской власти и создания теократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Всеобщая история государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. М.: Наука, 1996.
  2. Всеобщая история государства и права. / Под ред. Карпова С.П. М.: Инфра  М, 1998.
  3. Всеобщая история государства и права. М.: Юриздат, 1947.
  4. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. М.: Сентябрь, 2001
  5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Крашенников Н.А. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  6. История государства и права зарубежных стран / Под ред. С.А. Жидкова, И.А. Крашенинниковой. Ч.П. М.: Академия, 1998.
  7. История средних веков / Под ред. Колесницкого Н.Ф. М.: Просвящение, 1986.
  8. Митрохин Л.Н. Религии “Нового века”. М.: АСТ, 1985
  9. Россия и Ватикан. СПб.: Питер, 2003
  10. Семенов В.Ф. История средних веков. М.: Просвящение, 1970.
  11. Тальберг Н. История Церкви. М.: Норма, 2011

Информация о работе Особенности Римско-католической церкви