Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:11, реферат
Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Отношение к смерти
в различных культурах и
Жизнь и смерть —
вечные темы духовной культуры человечества
во всех ее подразделениях. О них
размышляли пророки и основоположники
религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги
и медики. Вряд ли найдется взрослый
человек, который рано или поздно
не задумался бы о смысле своего
существования, предстоящей смерти
и достижении бессмертия. Эти мысли
приходят в голову детям и совсем
юным людям, о чем говорят стихи
и проза, драмы и трагедии, письма
и дневники. Только раннее детство
или старческий маразм избавляют
человека от необходимости решения
этих проблем.
По сути дела, речь
идет о триаде: жизнь — смерть
— бессмертие, поскольку все духовные
системы человечества исходили из идеи
противоречивого единства этих феноменов.
Наибольшее внимание здесь уделялось
смерти и обретению бессмертия в
жизни иной, а сама человеческая
жизнь трактовалась как миг, отпущенный
человеку для того, чтобы он мог
достойно подготовиться к смерти
и бессмертию.
За небольшими исключениями
у всех времен и народов высказывались
о жизни достаточно негативно, Жизнь
— страдание (Будда: Шопенгауэр и др.);
жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь — бездна
зла (Древний Египет); « Жизнь — борьба
и странствие по чужбине» (Марк Аврелий);
«Жизнь — это повесть глупца, рассказанная
идиотом, полна шума и ярости, но лишенная
смысла» (Шекспир); «Вся человеческая жизнь
глубоко погружена в неправду» (Ницше)
и т. п.
Об этом же говорят
пословицы и поговорки разных
народов типа «Жизнь — копейка».
Ортега-и-Гассет определил человека не
как тело и не как дух, а как специфически
человеческую драму. Действительно, в
этом смысле жизнь каждого человека драматична
и трагична: как бы удачно не складывалась
жизнь, как бы она не была длительна —
конец ее неизбежен. Греческий мудрец
Эпикур сказал так: «Приучай себя к мысли,
что смерть не имеет к нам никакого отношения.
Когда мы существуем, смерть еще не присутствует,
а когда смерть присутствует, тогда мы
не существуем».
Смерть и потенциальное
бессмертие — самая сильная приманка
для философского ума, ибо все
наши жизненные дела должны, так
или иначе, соизмеряться с вечным.
Человек обречен на размышления о жизни
и смерти и в этом его отличие от животного,
которое смертно, но не знает об этом. Смерть
вообще — расплата за усложнение биологической
системы. Одноклеточные практически бессмертны
и амеба в этом смысле счастливое существо.
Когда организм становится
многоклеточным, в него как бы встраивается
механизм самоуничтожения на определенном
этапе развития, связанный с геномом.
Столетиями лучшие
умы человечества пытаются хотя бы
теоретически опровергнуть этот тезис,
доказать, а затем и воплотить
в жизнь реальное бессмертие. Однако
идеалом такого бессмертия является
не существование амебы и не ангельская
жизнь в лучшем мире. С этой точки
зрения человек должен жить вечно, находясь
в постоянном расцвете сил. Человек
не может смириться с тем, что
именно ему придется уйти из этого
великолепного мира, где кипит
жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной
картины Вселенной, не испытывать «насыщения
днями» как библейские пророки —
может ли быть что-то более заманчивым?
Но, размышляя об
этом, начинаешь понимать, что смерть
— пожалуй, единственное, перед чем
все равны: бедные и богатые, грязные и
чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности,
и в наши дни постоянно делались и делаются
попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие
«там» и вернувшиеся назад, но здравый
рассудок отказывается этому верить. Требуется
вера, необходимо чудо, какое совершил
евангельский Христос, «смертию смерть
поправ». Замечено, что мудрость человека
часто выражается в спокойном отношении
к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди:
«Мы не знаем, что лучше — жить или умереть.
Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться
жизнью, ни трепетать при мысли о смерти.
Мы должны одинаково относиться к ним
обоим. Это идеальный вариант». А еще задолго
до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину,
смерть предназначена для рожденного,
а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном
— не скорби».
Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И. И. Мечников, размышлявший о возможности «воспитания инстинкта естественной смерти», писал о Л. Н. Толстом: «Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это — напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, — всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина — смерть».
1. Измерения проблемы
жизни, смерти и бессмертия.
1. 1. Первое измерение
проблемы жизни, смерти и
Рождаются, живут
и умирают звезды, туманности, планеты,
кометы и другие космические тела,
и в этом смысле не исчезает никто
и ничто. Данный аспект наиболее разработан
в восточной философии и
Осознание единства
жизни человека и человечества со
всем живым на планете, с ее биосферой,
равно как и потенциально возможными
формами жизни во Вселенной имеет
огромное мировоззренческое значение.
Это идея святости жизни,
права на жизнь для любого живого
существа уже в силу самого факта
рождения принадлежит к числу
вечных идеалов человечества. В пределе,
вся Вселенная и Земля
1.2. Второе измерение
проблемы жизни, смерти и
Известно, что умирающий
Л. Н. Толстой, обращаясь к окружающим,
сказал, чтобы они обратили свои
взоры на миллионы других людей, а
не глядели на одного льва. Безвестная,
и никого не трогающая кроме матери
смерть, смерть маленького существа от
голода где-нибудь в Африке и пышные
похороны всемирно известных лидеров
перед лицом вечности не имеют
различий. В этом смысле глубоко
прав английский поэт Д. Донн, сказавший,
что смерть каждого человека умаляет
все человечество и поэтому «никогда не
спрашивай, по кому звонит колокол, он
звонит по тебе».
Очевидно, что специфика
жизни, смерти и бессмертия человека
прямо связаны с разумом и
его проявлениями, с успехами и
достижениями человека в течение
жизни, с оценкой его современниками
и потомками. Смерть многих гениев в
молодом возрасте, бесспорно, трагична,
но при этом нет оснований считать,
что их последующая жизнь, если бы
она состоялась, дала бы миру нечто
еще более гениальное. Здесь действует
какая-то не вполне ясная, но эмпирически
очевидная закономерность, выражаемая
христианским тезисом: «Бог прибирает
в первую очередь лучших».
В этом смысле жизнь
и смерть не охватывается категориями
рационального познания, не укладывается
в рамки жесткой
1.3. Третье измерение
этой проблемы связано с идеей
обретения бессмертия, которая рано
или поздно становится в центр
внимания человека, особенно если
он достиг зрелого возраста.
Выделяют несколько
видов бессмертия, связанных с
тем, что после человека остается
его дело, дети, внуки и т. д., продукты
его деятельности и личные вещи,
а также плоды духовного
Первый вид бессмертия
— в генах потомства, близок большинству
людей. Кроме принципиальных противников
брака и семьи и
Таким образом, за две
тысячи лет сменилось 80 поколений, и
80-й предок каждого из нас был
современником Древнего Рима, а 130-й
— современником египетского
фараона Рамзеса II.
Второй вид бессмертия
— мумификация тела с расчетом
на вечное его сохранение. Опыт еще
египетских фараонов, практика современного
бальзамирования (В. И. Ленин, Мао-Дзэдун
др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций
это считается принятым. Достижения техники
конца XX века сделали возможным криогенезацию
(глубокое замораживание) тел умерших
с расчетом на то, что медики будущего
оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Такая фетишизация человеческой телесности
характерна в основном для тоталитарных
обществ, где геронтократия (власть стариков)
становится основой стабильности государства.
Третий вид бессмертия
— упование на «растворение» тела
и духа умершего во Вселенной, вхождение
их в космическое «тело», в вечный
кругооборот материи. Это характерно
для ряда восточных цивилизаций,
особенно японской. К такому решению близка
исламская модель отношения к жизни и
смерти и разнообразные материалистические
или точнее натуралистические концепции.
Здесь речь идет об утрате личностных
качеств и сохранению частиц бывшего тела,
могущих войти в состав других организмов.
Такой крайне абстрактный вид бессмертия
неприемлем для большинства людей и эмоционально
отвергается.
Четвертый путь в
бессмертие связан с результатами жизненного
творчества человека. Недаром членов
различных академий награждают титулом
«бессмертные». Научное открытие, создание
гениального произведения литературы
и искусства, указание пути человечеству
в новой вере, творение философского
текста, выдающаяся военная победа
и демонстрация государственной
мудрости — все это оставляет
имя человека в памяти благородных
потомков. Увековечиваются герои
и пророки, страстотерпцы и святые,
зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются
в памяти человечества и имена
жесточайших тиранов и
Информация о работе Отношение к смерти в различных религиях и культурах