Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:11, реферат
Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Пятый путь в бессмертие
связан с достижением различных
состояний, которые наука называет
«измененные состояния
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
2. Отношение к
смерти, проблемы жизни, смерти
и бессмертия в религиях мира.
Рассмотрим данные
проблемы применительно к трем мировым
религиям — христианству, исламу и
буддизму и цивилизациям, на них
основанным.
2.1. Христианское
понимание смысла жизни,
Таким образом, целью
жизни человека является обожение,
движение к жизни вечной. Без осознания
этого, земная жизнь превращается в сон,
пустую и праздную мечту, мыльный пузырь.
В сущности, она есть только приготовление
к жизни вечной, которая не за горами для
каждого. Поэтому и сказано в Евангелии:
«Будьте готовы: ибо, в который час не думаете,
приидет сын Человеческий». Чтобы жизнь
не превратилась, по словам М. Ю. Лермонтова,
«в пустую и глупую шутку», необходимо
всегда помнить о смертном часе. Это не
трагедия, а переход в мир иной, где уже
обитают мириады душ, добрых и злых и где
каждая новая входит на радость или муку.
По образному выражению одного из нравственных
иерархов: «Умирающий человек — заходящее
светило, заря которого уже блещет над
другим миром». Смерть разрушает не тело,
а тленность его и поэтому она — не конец,
а начало жизни вечной.
Иное понимание
бессмертия христианство связало с
образом «Вечного жида» Агасфера. Когда
изнемогающий под тяжестью креста Иисус
шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший
среди других Агасфер сказал: «Иди, иди»,
за что и был покаран — ему навсегда было
отказано в покое могилы. Из века в век
обречен он скитаться по миру, дожидаясь
второго пришествия Христа, который один
может лишить его постылого бессмертия.
Образ «горного»
Иерусалима связан с отсутствием
там болезни, смерти, голода, холода,
нищеты, вражды, ненависти, злобы и
прочих зол. Там жизнь без труда и радость
без печали, здоровье без немощи и честь
без опасности. Все в цветущей юности и
возрасте Христа утешаются блаженством,
вкушают плоды мира, любви, радости и веселья,
причем «друг друга любят как себя». Евангелист
Лука так определил суть христианского
подхода к жизни и смерти: «Бог не есть
Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все
живы». Христианство категорически осуждает
самоубийство, так как человек не принадлежит
себе, его жизнь и смерть « в воле Божьей».
2.2. Другая мировая
религия — ислам — исходит
из факта сотворенности человека
волей всемогущего Аллаха, который, прежде
всего, милосерден. На вопрос человека:
«Разве, когда я умру, я буду известен живым?",
Аллах дает ответ: «Разве не вспомнит человек,
что мы сотворили его раньше, а был он ничем?".
В отличие от христианства, земная жизнь
в исламе расценивается высоко. Тем не
менее, в Последний день все будет уничтожено,
а умершие воскреснут и предстанут перед
Аллахом для окончательного суда. Вера
в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом
случае человек будет оценивать
свои действия и поступки не с точки
зрения личного интереса, а в смысле
вечной перспективы.
Разрушение всей
Вселенной в день Справедливого
суда предполагает творение совершенно
нового мира. О каждом человеке будет
представлена «запись» деяний и мыслей,
даже самых тайных и вынесен соответствующий
приговор. Таким образом, восторжествует
принцип верховенства законов морали
и разума над физическими
Описание рая и
ада в Коране полны ярких подробностей,
дабы праведники могли полностью
удовлетвориться, а грешники получить
по заслугам. Рай — это прекрасные
«сады вечности, внизу которых
текут реки из воды, молока и вина»;
там же «чистые супруги», «полногрудые
сверстницы», а также «черноокие
и большеглазые, украшенные браслетами
из золота и жемчуга». Сидящих на
коврах и опирающихся на зеленые
подушки обходят «мальчики
2.3. Отношение к
смерти и бессмертию в
Буддизм не стал опровергать
развитое брахманизмом учение о переселении
душ, т. е. веру в то, что после смерти
любое живое существо снова возрождается
в виде нового живого существа (человека,
животного, божества, духа и т. д.). Однако
буддизм внес в учение брахманизма
существенные изменения. Если брахманы
утверждали, что путем различных
для каждого сословия («варны») обрядов,
жертв и заклинаний модно достичь «хороших
перерождений», т. е. стать раджей, брахманом,
богатым купцом и т. д., то буддизм объявил
всякое перевоплощение, все виды бытия
неизбежным несчастьем и злом. Поэтому
высшей целью буддиста должно быть полное
прекращение перерождений и достижение
нирваны, т. е. небытия.
Поскольку личность
понимается как сумма драхм, находящихся
в постоянном потоке перевоплощения,
то отсюда следует нелепость, бессмысленность
цепи природных рождений. «Дхаммапада»
утверждает, что «рождение вновь и вновь
— горестно». Выходом является путь обретения
нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений
и достижение просветления, блаженного
«острова», находящегося в глубине сердца
человека, где ««ничем не владеют» и «ничего
не жаждут». Известный символ нирваны
— угашение вечно трепещущего огня жизни
хорошо выражает сущность буддийского
понимания смерти и бессмертия. Как говорил
Будда: «Один день жизни человека, видевшего
бессмертную стезю, лучше столетнего существования
человека, не видевшего высшей жизни».
Для большинства
людей достичь нирваны сразу,
в данном перерождении, невозможно.
Следуя по пути спасения, указанному Буддой,
живое существо обычно должно снова
и снова перевоплощаться. Но это
будет путь восхождения к «высшей
мудрости», достигнув которой существо
сможет выйти из «круговорота бытия»,
завершить цепь своих перерождений.
Спокойное и умиротворенное
отношение к жизни, смерти и бессмертию,
стремление к просветлению и освобождению
от зла характерно и для других
восточных религий и культов.
В этой связи меняется отношение
к самоубийству; оно считается
не столь греховным, сколько бессмысленным,
ибо не освобождает человека от круга
рождений и смертей, а только приводит
к рождению в более низком воплощении.
Нужно преодолеть такую привязанность
к своей личности, ибо, по словам
Будды, «природа личности есть непрерывная
смерть».
2.4. Концепции жизни,
смерти и бессмертия, основанные
на безрелигиозном и атеистическом
подходе к миру и человеку. Безрелигиозных
людей и атеистов часто упрекают за то,
что для них земная жизнь — это все, а смерть
— непреодолимая трагедия, которая, в
сущности, делает жизнь бессмысленной.
Л. Н. Толстой в своей знаменитой исповеди
мучительно пытался найти в жизни тот
смысл, который бы не уничтожался неизбежно
предстоящей каждому человеку смертью.
Для верующего тут
все ясно, а для неверующего
возникает альтернатива трех возможных
путей решения этой проблемы.
Первый путь —
это принять мысль, которая подтверждается
наукой и просто здравым рассудком,
что в мире невозможно полное уничтожение
даже элементарной частицы, и действуют
законы сохранения. Сохраняется вещество,
энергия и, как полагают, информация
и организация сложных систем.
Следовательно, частицы нашего «я»
после смерти войдут в вечный кругооборот
бытия и в этом смысле будут бессмертными.
Правда, они не будут обладать сознанием,
душой, с которой связывается наше «я».
Более того, этот вид бессмертия обретается
человеком в течение всей жизни. Можно
сказать в форме парадокса: мы живы только
потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно
отмирают эритроциты в крови, клети эпителия,
выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать
жизнь и смерть как абсолютные противоположности
в принципе невозможно не в действительности
ни в мыслях. Это две стороны одной медали.
Второй путь —
обретение бессмертия в делах
человеческих, в плодах материального
и духовного производства, которые
входят в копилку человечества. Для
этого, прежде всего, нужна уверенность
в том, что человечество бессмертно
и идет космическое предназначение
в духе идей К. Э. Циолковского и других
космистов. Если же для человечества реально
самоуничтожение в термоядерной экологической
катастрофе, а также вследствие каких-то
космических катаклизмов, то в этом случае
вопрос остается открытым.
Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в «хитрости» разума, соединяющего микрокосмос (т. е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них — не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных делах и заботах. «Веровать в бога не трудно…. Нет вы в человека уверуйте!» — Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам, станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.
Заключение.
Современная танатология
(учение о смерти) представляет собой
одну из «горячих» точек
Во-первых, это ситуация
глобального цивилизованного
Во-вторых, значительно
изменилось ценностное отношение к
жизни и смерти человека в связи
с общей ситуацией на Земле.
Почти полтора миллиарда
жителей планеты живут в полной
нищете и еще один миллиард приближается
к отметке, полтора миллиарда
землян лишены какой-либо медицинской
помощи, миллиард людей не умеют читать
и писать. В мире 700 миллионов безработных.
Миллионы людей во всех уголках земного
шара страдают от расизма, агрессивного
национализма.
Это приводит к выраженному
обесцениванию человеческой жизни,
к презрению жизни как своей,
так и другого человека. Вакханалия
терроризма, рост числа немотивированных
убийств и насилия, а также
самоубийств — это симптомы глобальной
патологии человечества на рубеже XX
— XXI вв. В то же время на рубеже 60-х
годов в странах Запада появилась
биоэтика — комплексная дисциплина,
находящаяся на стыке философии,
этики, биологии, медицины и ряда других
дисциплин. Она явилась своеобразной
реакцией на новые проблемы жизни
и смерти.
Это совпало с
ростом интереса к правам человека,
в том числе и по отношению
к телесному собственному и духовному
бытию и реакции общества на угрозу
жизни на Земле, вследствие обострения
глобальных проблем человечества.
Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писал З. Фрейд), то каждый имеет естественное, врожденное право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей XX в. является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.
Информация о работе Отношение к смерти в различных религиях и культурах