Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 22:45, реферат
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее
подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, фило- софы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.
Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет "измененные состояния сознания". В основном они являются продук-том системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилиза-циях. Тут возможны "прорыв" в иные измерения пространства и времени, путе-шествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения,
являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, эти вопросы ре-шаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивили-зации.
Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.
Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям -
христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным.
Христианство.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхо-заветного положения: " День смерти лучше дня рождения" и новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти".Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия при-родно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, ко-
торый тоже есть личность.
Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к жизни веч-ной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в кото-рый час не думаете, придет сын Человеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выра-жению одного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.
Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного жида" Агас-фера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдох-нуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за что и был покаран - ему на-всегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, до-жидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить его постылого бес-смертия.
Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти, голода, хо-лода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности и во-зрасте Христа утешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви, радости и весе-лья, причем "друг друга любят как себя". Евангелист Лука так определил суть христиан-ского подхода к жизни и смерти: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принад-лежит себе, его жизнь и смерть " в воле Божьей".
Ислам.
Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?". В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет унич-тожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле веч-ной перспективы.
Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение со-вершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена "запись" деяний и мы-слей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, вос-торжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими законо-мерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные "са-ды вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и большеглазые, украшен-ные браслетами из золота и жемчуга".Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", по-хожие на голову дьявола, а их удел - "вопли и рев". Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, -может быть, час уже близок".
Буддизм.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: "Бес-смертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.
Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буд-дизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утвержда-ли, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклина-ний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным
несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекраще-
ние перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.
Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что "рождение вновь и вновь - горестно". Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных пере-рождений и достижение просветления, блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нир-ваны - угашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийс-кого понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни чело-века, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не ви-девшего высшей жизни".
Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозмож-
но. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из "круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.
Спокойное и умиротворенное
Смысл жизни.
Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.
Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива трех воз-можных путей решения этой проблемы.
Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывает-ся наше "я". Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали.
Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идет косми-ческое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос ос-тается открытым.
Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не ожидая вечного бла-женства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума, соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощу-щая себя, его частицей. Бессмертие для них - не в вечной памяти облагодетельствованого человечества, а в повседневных делах и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человека уверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам, станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.
Заключение.
Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из "горячих" точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обу-словлен несколькими причинами.
Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества.
Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти чело-века в связи с общей ситуацией на Земле.
Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной нищете и еще один мил-лиард приближается к отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицин-ской помощи, миллиард людей не умеют читать и писать. В мире 700 миллионов безра-ботных. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, агрес-сивного национализма.
Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека. Вакханалия терроризма, рост числа немотиви-рованных убийств и насилия, а также самоубийств - это симптомы глобальной патоло-гии человечества на рубеже XX - XXI вв. В то же время на рубеже 60-х годов в стра-нах Запада появилась биоэтика - комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти.
Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе и по отношению к телесному собственному и духовному бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества.
Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писалЗ.Фрейд), то каж-дый имеет естественное, врожденное право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей XX в. является то, что гу-манизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляя-ли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сей-час витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.
Информация о работе Отношение к жизни и смерти в религиях мира