Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:22, контрольная работа
Становление молитвенной традиции в Древней Греции несет в себе этический подтекст, достигнутый в самом расцвете религиозного развития , что накладывает отпечаток на формирование молитвенного культа во всех его проявлениях, в том числе в осуществлении функции последования или сопутствия храмовым ритуальным приношениям и жертвоприношениям, атрибутами которых являлись дары плодородия земли, животные, драгоценности, а также предметы быта.
1. Структура дневнегреческой молитвы……..................…….……………….3
2. Полисная религия......................………………….…….................................5
3. Тринитарный и христологический догматы.............................. …..……....9
Список литературы……………....………………………………...………….16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра маркетинга и рекламы
Рыжак Анна Александровна
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная работа по «Религиоведению» студента 3-го курса заочной формы обучения
Тула 2013
Оглавление
1. Структура дневнегреческой
молитвы……..................…….
2. Полисная религия..............
3. Тринитарный и
Список литературы……………....…………
1. Структура древнегреческой молитвы
Известно, что древнегреческая молитва является основным, единым средством богообщения, инструментом богослужения, его особым средством, формирующим просительные, а так же благодарственные отношения с божеством.
Становление молитвенной
традиции в Древней Греции несет
в себе этический подтекст, достигнутый
в самом расцвете религиозного развития
, что накладывает отпечаток на
формирование молитвенного культа во
всех его проявлениях, в том числе
в осуществлении функции
Среди традиционных ритуальных
молитвенных обрядов в Древней
Греции существовали молитвенные заклятия,
проклятия и почитательные
Жертвоприношения также
являлись символической формой общения
с божеством, инструментами которого
являлись как скромные фимиамы и
возлияния, как и торжественные
гекатомбы, которые упоминаются
в поэмах Гомера как то или иное
количество жертвенных животных, что
так же являлось результатом этического
прогресса в религиозном
Жертвоприношения делились
на молебственные и искупительные,
при том и те и другие предполагали
угнетенное божьим гневом настроение
совершающих обрядовые
Структура древнегреческой молитвы тонко прослеживается в произведениях Гомера, например Иллиада, содержащая в себе молитву жреца Хриса Аполлону, где призывом, почтением и поклонением звучат строки «Бог сребролукий, внемли мне: о ты, что, хранящий, обходишь Хрису, священную Киллу и мощно царишь в Тенедосе, Оминфей!», санкция выражена в потребности быть услышанным богом, призывая его к вниманию к своим заслугам, «О если когда-либо храм твой священный покрыл я, если когда-либо коз и тельцов возжигал пред тобою тучные бедра», а просьба в молитве о покарании - «услышь и горячую просьбу исполни: cлезы мои отомсти аргивянам стрелами твоими!»
Каждый элемент структуры
древнегреческой молитвы имел ряд
идеологических и религиозных особенностей,
в связи с особым уклоном древнегреческой
мысли к магизму в восприятии
как божества, так и человеческой
личности, в связи с чем зачастую
санкция имеет в своем
Ф. Хайлер в своих исследованиях, обращенных к структурному содержанию древнегреческой молитвы, пришел к выводу, что санкция, как его элемент, объединяет в себе две формы взаимоотношений человека с божеством — доверие и страх, который, казалось бы должны противоречить благоговейному отношению к божеству, но в то же время содержит в себе вражду, пренебрежение, приказ, ненависть и угрозу.
Призыв зачастую несет
в себе указание на место нахождения
божества, или же его стихийную
принадлежность силам земли, воды, огня
или же неба, в тоже время, с точки
зрения Ф. Хайлера, призыв указывает
на ту или взаимосвязь между
Что касается особенностей устройства просьбы, как элемента древнегреческой молитвы, то оно склоняется в твоем содержании к просьбе о каре, возмездии, проклятии, справедливости в призме человеческого ее восприятия, в надежде на благую ответную деятельность божества.
По учению Платона Бог
и есть благо, и лишь о благе
допустимы молитвы
Но такое понимание молитвы и ее структурного содержания зачастую ставит под сомнение ее истинное восприятие, которое, согласно учению неоплатонизма, должно устремляться к возвышению души в богообщении, что является кульминацией этического и нравственно-религиозного прогресса в формировании и восприятии молитвы. Структурные элементы древнегреческой молитвы сводятся к обозначению ее признаков и свойств, таких как апорийность значения молитвы, обособление не регилиозного ритуального акта от религиозного, интенциональность объекта молитвы или оккультное, магистическое, идольское его восприятие, а так же особые не универсальные свойста ее объекта, его материальная оболочка, визуально воспринимаемая молящимся, с четким осознанием места божества в пространстве, а также корреляционная взаимосвязь его с молитвенным настроем восприятия субъекта, формой молитвы, содержанием и мотивом, которые имеют некие схожие черты с молитвой древнеславянской и современной христианской молитвой. Тем не менее интенциональность древнегреческой молитвы зачастую обладает трансцендентностью к миру, а так же несет в себе позывы к десакрализации понимания священного в некоторых молитвах, а также включает в себя 3 типа сознания объектов молитвы: профанное, магическое и религиозное.
Также необходимо отметить, что в сути древнегреческой молитвы существует так же некое антропологическое восприятие божества, которое явно ощущается во всех структурных элементах молитвы.
Рассматриваемая нами структура древнегреческой молитвы, включающая в себя такие элементы, как призыв, санкцию и просьбу, указывает прежде всего на формальное равновесие и гармоничное их сочетание в соответствии с религиозным интенциональным сознанием социума , что играет важнейшую роль для понимания древнегреческой религии в целом, а так же позволяет нам понимать характер примитивной а так же «высокой» молитвы, в соответствии с религиозными очертаниями того или иного исторического периода.
2. Полисная религия
Во все времена религия
играла важную роль как во внешней
социальной, так и в частной
жизни народа, в том числе в
греческой цивилизации, которая
взращивала в себе феноменальное
эстетическое, социально-политичекое,
а также религиозное
Что касается полисных религий, которые получили свое развитие именно в условиях общности коллективного мировосприятия гражданского коллектива, идеологическое их содержание формировалось в массовом сознании, растворяя в коллективе продукты идеологической мысли отдельных личностей, предотвращая идеологический кризис.
Еще одной особенностью развития полисных религий является общеобязательность и официальный политический характер того или иного религиозного культа в пределах полиса, в отношении которого не допускалось свободомыслия и колебаний в форме восприятия религии. Господствующей формой религии в эпоху развития и расцвета полисного общественно — политического устройства общества был религиозный культ богов - покровителей полиса.
Боги-покровители того или
иного полиса различались, в том
числе наряду с «общими» божествами,
были и местные боги-герои, которых
почитали и восхваляли лишь в приделах
полисной общины, поэтому культ героического
божества очевидно обладал очертаниями
общинного или же территориально
— городского, характеризующегося
наличием эпонимами города, сведения
о которых, сохранились в притчах
и преданиях, например герои Коринф,
Тиринф и Гермион считались
Боги-покровители становились
центральными фигурами больших торжественных
празднеств, сопровождавшихся обильными
жертвоприношениями, ритуальными процессиями,
агонами и прочими
Каждое божество наделялось особыми чертами и свойствами, что влекло за собой формирование особых обрядовых служений, в совершении которых мог участвовать любой мирянин, свободный гражданин без особой подготовки, избранный жрецом на общем народном голосовании, жеребьевке или собрании. Условием одобрение того или иного мирянина на роль жреца было не наличие тех или иных харизматических и личностных черт, но отсутствие существенных физически отклонений и дефектом, мотивом к чему являлось поверье, что увечья и болезни не позволят явить жреца угодным перед лицом божества. Как правило должность жреца и право совершать обрядовые деяния уступалась тому или иному мирянину спустя определенный временной промежуток, при том обряды, возлияния и жертвоприношения совершались и лицами не наделенными саном жреца, а высшими по должности и значимости лица в том или ином полисе, а так же военачальники, или граждане — главы семьи, если обряд не выходил за рамки семейства или узкой общественной группы, например данная практика широко применялась в Афинах среди коллегии архонтов , а также среди так называемых «царей» в Спарте).
Это говорит о том, что
греческая полисно - религиозная
жизнь подчинялась принципам
открытого народовластия, доступного
широкому гражданскому кругу полиса,
наделявшегося правом на участие
в важнейших для полиса ритуалах
богообщения, которые были обязательным
и неотъемлемым условием гармоничного
жизнеобеспечения полиса, общины, как
и бытовые систематические меры,
удовлетворяющие внешние
Необходимо отметить, что
полисное религиозное устройство не
предполагало начилия догматики
и не основывалось на какой либо
неоспоримой истине, как, скажем, христианство
на Священном Писании, в то же время
полисной религии были присущи такие
свойства как рационализм и прагматизм,
при том отношения человека и
божества сводились к выгодному
обеим сторонам обмену благами, это
можно проследить в ритуальной структуре
жертвоприношений, которая подразумевает
богоугодное действо в обмен
на благо, при чем благо подразумевает
именно мирское прижизненное благополучие
в бытовой и социально-