Полисная религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Становление молитвенной традиции в Древней Греции несет в себе этический подтекст, достигнутый в самом расцвете религиозного развития , что накладывает отпечаток на формирование молитвенного культа во всех его проявлениях, в том числе в осуществлении функции последования или сопутствия храмовым ритуальным приношениям и жертвоприношениям, атрибутами которых являлись дары плодородия земли, животные, драгоценности, а также предметы быта.

Содержание работы

1. Структура дневнегреческой молитвы……..................…….……………….3
2. Полисная религия......................………………….…….................................5
3. Тринитарный и христологический догматы.............................. …..……....9
Список литературы……………....………………………………...………….16

Файлы: 1 файл

Религиоведение. Контрольная работа.docx

— 17.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра маркетинга и рекламы

 

Рыжак Анна Александровна

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Контрольная работа по «Религиоведению» студента 3-го курса заочной формы  обучения

 

 

 

                                                                              Руководитель

                                                                                              Е. В. Шаповалова

 

 

 

 

 

Тула 2013

Оглавление

 

1. Структура дневнегреческой  молитвы……..................…….……………….3

2. Полисная религия......................………………….…….................................5

3. Тринитарный и христологический  догматы.............................. …..……....9

Список литературы……………....………………………………...………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура древнегреческой молитвы

 

 

Известно, что древнегреческая  молитва является основным, единым средством богообщения, инструментом богослужения, его особым  средством,  формирующим просительные, а так  же благодарственные отношения с  божеством.

 

Становление молитвенной  традиции в Древней Греции несет  в себе этический подтекст, достигнутый  в самом расцвете религиозного развития , что накладывает отпечаток на формирование молитвенного культа во всех его проявлениях, в том числе  в осуществлении функции последования или сопутствия храмовым ритуальным приношениям и жертвоприношениям, атрибутами которых являлись  дары плодородия земли, животные, драгоценности, а также предметы быта.  

 

Среди традиционных ритуальных молитвенных обрядов в Древней  Греции существовали молитвенные заклятия, проклятия и почитательные молитвы, как коллективные, так и индивидуальные, в то время как самыми предметами воспевания  и поклонения были храмы,  не являющиеся местом для совместной молитвы,  считающиеся обителью божеств, алтари, жертвенники, а так же статуи и несущие религиозно — символическое  значение  предметы, камни, утварь и  прочие атрибуты.

 

Жертвоприношения также  являлись символической формой общения  с божеством,  инструментами которого являлись как скромные фимиамы и  возлияния, как и торжественные  гекатомбы, которые упоминаются  в поэмах Гомера как то или иное количество жертвенных  животных, что  так же являлось результатом этического прогресса в религиозном развитии Древней Греции, который состоял  в преобразовании материально-ценностного  значения жертвы в     благочестие  ее приносящего, через обильное массовое угощение бедных, считая эту деятельность богоугодной и благотворной в  лице бога,  представляя символическую  ценность обряда.

 

Жертвоприношения делились на молебственные и искупительные, при том и те и другие предполагали угнетенное божьим гневом настроение совершающих обрядовые действия, неутоленное молитвенными прошениями, которые в свою очередь прогрессивно развивались в направлении к  морали и нравственности.  Древнегреческая  молитва имеет не только форму  прошения, а содержит его, то есть просьбу, в своей структуре лишь частично, в то время как второй и третьей  составляющими ее структуры являются санкция и призыв. ереходя к  молитве, мы и здесь можем установить такой же прогресс в направлении  к нравственности. Греческая молитва  состоит вообще из трех частей –  призыва, просьбы и санкции.

 

Структура древнегреческой  молитвы тонко прослеживается в  произведениях Гомера, например Иллиада, содержащая в себе  молитву жреца  Хриса Аполлону, где  призывом, почтением и поклонением звучат строки «Бог сребролукий, внемли мне: о ты, что, хранящий, обходишь Хрису, священную Киллу и мощно царишь в Тенедосе, Оминфей!»,  санкция выражена в потребности быть услышанным богом, призывая его к вниманию к своим заслугам, «О если когда-либо храм твой священный покрыл я, если когда-либо коз и тельцов возжигал пред тобою тучные бедра», а  просьба в молитве о покарании - «услышь и горячую просьбу исполни: cлезы мои отомсти аргивянам стрелами твоими!»

 

Каждый элемент структуры  древнегреческой молитвы имел ряд  идеологических и религиозных особенностей,  в связи с особым уклоном древнегреческой  мысли к магизму в восприятии как  божества, так и человеческой личности, в связи с чем зачастую санкция имеет в своем содержании ссылку человека на свое превосходство  над божеством,  приобретенное  именно магическими средствами, преобразовывая таким образом молитву в требование, угрозу или заклятие, что указывает  на устойчивую позицию суеверия в  религиозном устройстве Древней  Греции, искоренение которого произошло  именно в эпоху Гомера, за исключением  некоторых следов в низменных  областях частной магии. 

 

Ф. Хайлер в своих исследованиях, обращенных к структурному содержанию древнегреческой молитвы, пришел к  выводу, что санкция, как его элемент, объединяет в себе две формы взаимоотношений  человека с божеством — доверие  и страх, который, казалось бы должны противоречить  благоговейному отношению  к божеству, но в то же время содержит в себе вражду, пренебрежение, приказ, ненависть и угрозу.

 

Призыв зачастую несет  в себе указание на место нахождения божества,  или же его стихийную  принадлежность силам земли, воды, огня или же неба, в тоже время, с точки  зрения Ф. Хайлера, призыв указывает  на ту или взаимосвязь между божеством  и племенем, народом, к которому принадлежит  субъект молитвы, на что нам вновь  указывает поэма Гомера  Иллиада, к примеру обращение Азия Гитракида: «Зевс Олимпийский, и ты уже сделался явный лжелюбец!», что указывает на явную амбивалентность призыва как такового, но и молитвы в целом.

 

Что касается особенностей устройства просьбы, как элемента древнегреческой  молитвы, то оно склоняется в твоем  содержании к просьбе о каре, возмездии, проклятии, справедливости в призме человеческого ее восприятия,  в  надежде на благую ответную деятельность божества.

 

По учению Платона Бог  и есть благо, и лишь о благе  допустимы молитвы человеческого  рода, но это благо зачастую принималось  в низменном ключе и сводилось  к просьбам псевдоблагим, на борьбу с идейным содержанием которых  было  направлено учение Пифагора о  громкой молитве, которая по идеальному замыслу должна была нести официальный  характер, координируемый государством, например молитва "о благе и  спасении граждан афинских, их жен  и детей и всей страны, а также  и союзников" или же молитва  Сократа "Владыка Зевс, даруй нам  благо, даже без нашей просьбы, не даруй нам зла, даже по нашей просьбе". 

Но такое понимание  молитвы и ее структурного содержания зачастую ставит под сомнение ее истинное восприятие, которое, согласно учению неоплатонизма, должно устремляться к  возвышению души  в богообщении, что является кульминацией этического и нравственно-религиозного прогресса в формировании и восприятии молитвы. Структурные элементы древнегреческой молитвы сводятся к обозначению ее признаков и свойств, таких как апорийность значения молитвы,  обособление не регилиозного ритуального акта от религиозного, интенциональность объекта молитвы или оккультное, магистическое, идольское его восприятие,  а так же особые не универсальные свойста ее объекта, его материальная оболочка, визуально воспринимаемая молящимся, с четким осознанием места божества в пространстве, а также корреляционная взаимосвязь его с молитвенным настроем восприятия субъекта,  формой молитвы, содержанием и мотивом, которые имеют некие схожие черты с молитвой древнеславянской и современной христианской молитвой.   Тем не менее интенциональность древнегреческой молитвы зачастую обладает трансцендентностью к миру, а так же несет в себе позывы к десакрализации понимания священного в некоторых молитвах, а также включает в себя 3 типа сознания объектов молитвы: профанное, магическое и религиозное.

Также необходимо отметить, что в сути древнегреческой молитвы  существует так же некое антропологическое  восприятие  божества, которое явно ощущается во всех структурных элементах  молитвы.

 

 Рассматриваемая нами структура древнегреческой молитвы, включающая в себя такие элементы, как призыв, санкцию и просьбу, указывает прежде всего на формальное равновесие и гармоничное их сочетание в соответствии с религиозным интенциональным сознанием социума , что играет важнейшую роль для понимания древнегреческой религии в целом, а так же позволяет нам понимать характер примитивной а так же «высокой» молитвы, в соответствии с религиозными очертаниями того  или иного исторического периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Полисная  религия

 

 

Во все времена религия  играла важную роль как во внешней  социальной, так и в частной  жизни народа, в том числе в  греческой цивилизации, которая  взращивала в себе феноменальное  эстетическое, социально-политичекое, а также религиозное содержание, которое приняло форму выражения  в полисном устройстве,  при том  имело тесную связь с государством, с устроением полисной общины, для  которой была характерна идеология  свободы, свободы выбора действий, достоинства, уверенности в своих силах, что  определенном образом отражалось на религиозном  развитии полиса и формировало  устойчивое мировосприятие и влияло на формирование коллективизма, общности и подавляло разрастание индивидуалистических течений.

Что касается полисных религий, которые получили свое развитие именно в условиях общности коллективного  мировосприятия гражданского коллектива, идеологическое их содержание формировалось  в массовом сознании, растворяя  в коллективе продукты идеологической мысли отдельных личностей, предотвращая идеологический кризис.

Еще одной особенностью развития полисных религий является общеобязательность и официальный политический характер того или иного религиозного культа в пределах полиса, в отношении  которого не допускалось свободомыслия  и колебаний в форме восприятия религии. Господствующей формой религии  в эпоху развития и расцвета полисного  общественно — политического  устройства общества был религиозный  культ богов  - покровителей полиса.

Боги-покровители того или  иного полиса различались, в том  числе наряду с «общими» божествами, были и местные боги-герои, которых  почитали и восхваляли лишь в приделах полисной общины, поэтому культ героического божества очевидно обладал очертаниями  общинного или же территориально — городского, характеризующегося наличием эпонимами города, сведения о которых, сохранились в притчах  и преданиях, например  герои Коринф, Тиринф и Гермион считались покровителями  своих народов, а именно коринфян, тиринфян и жителей Гермионы. 

Боги-покровители  становились  центральными фигурами больших торжественных  празднеств,  сопровождавшихся обильными  жертвоприношениями, ритуальными процессиями, агонами и прочими символическими действами, а которых находило отражение  локальное патриотическое чувство  привязанности, патриотизма, причастности к своему полису.  Участие  в  подобных мероприятиях было важнейшим  элементом в становлении  социальной роли гражданина того или иного полиса.

Каждое божество наделялось особыми чертами и свойствами, что влекло за собой формирование  особых обрядовых служений, в совершении которых мог участвовать любой  мирянин, свободный гражданин без  особой подготовки, избранный жрецом на общем народном голосовании, жеребьевке или собрании. Условием одобрение  того или иного мирянина на роль жреца было не наличие тех или  иных харизматических и личностных черт, но отсутствие существенных физически  отклонений и дефектом, мотивом к  чему являлось поверье, что увечья и  болезни не позволят явить жреца  угодным перед лицом божества.  Как правило должность жреца  и право совершать обрядовые  деяния уступалась тому или иному  мирянину спустя определенный временной  промежуток, при том обряды, возлияния  и жертвоприношения совершались  и лицами не наделенными саном  жреца, а высшими по должности  и значимости лица в том или  ином полисе, а так же военачальники, или граждане — главы семьи, если обряд не выходил за рамки семейства или узкой общественной группы, например данная практика широко применялась в Афинах среди коллегии архонтов , а также среди так называемых «царей» в Спарте).

Это говорит о том, что  греческая полисно - религиозная  жизнь подчинялась принципам  открытого  народовластия, доступного широкому гражданскому кругу полиса, наделявшегося правом на участие  в важнейших для полиса ритуалах богообщения, которые были обязательным и неотъемлемым условием гармоничного жизнеобеспечения полиса, общины, как  и бытовые  систематические меры, удовлетворяющие внешние общинные потребности.

Необходимо отметить, что  полисное религиозное устройство не предполагало начилия догматики  и не основывалось на какой либо неоспоримой истине, как, скажем, христианство на Священном Писании, в то же время  полисной религии были присущи такие  свойства как рационализм и прагматизм, при том отношения человека и  божества сводились к выгодному  обеим сторонам обмену благами, это  можно проследить в ритуальной структуре  жертвоприношений, которая подразумевает  богоугодное действо в обмен  на благо, при чем благо подразумевает  именно мирское прижизненное благополучие в бытовой и социально-политической  сферах, при том, что ритуальные взаимоотношения  с божеством сводились не к  благополучию отдельно взятой личности, а к гармоничному развитию земной жизнедеятельности всего полиса в целом, что еще раз указывает  на локальный характер полисной религии  в целом.

Информация о работе Полисная религия