Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:00, реферат
Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось ссовременными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама
Политика Республики Казахстан в религиозной сфере
Республика Казахстан является ярким примером страны межнационального и межконфессионального согласия.
Аннотация.
Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось ссовременными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама.Влияние деструктивных сил может осложнить ситуацию в республике. В связи сизменением религиозной ситуации в стране возникла необходимость переосмысления достижений Казахстана на пути создания государства межконфессионального согласияи просчетов, допущенных при недооценке проблем в религиозной ситуации.
Недостаточное внимание к деятельности деструктивных сил привело к их активизации.Степень влияния деструктивных религиозных организаций на социально-политическую жизнь Республики Казахстан зависит от целей этих организаций: одниих них действуют разрушающе на личность, ставя индивидуума в психологическую зависимость от руководства такой организации, контролируя его деятельность инаправляя его действия и поступки в нужном для организации русле; другие могут взначительной степени повлиять на политическую жизнь государства, представляя угрозу для сохранения независимости страны. К числу последних можно отнестирелигиозные движения или группировки, которых в последнее время стали объединять термином «радикальный ислам». К радикальным исламистским группировкам относятся течения, которых называют «ваххабиты», «фундаменталисты», «салафиты»и многие другие – все они конечной целью своей деятельности считают создание исламского халифата на обширной территории, включая современный Казахстан.Иными словами, деятельность радикальных исламистских группировок и партий направлена на свержение существующего политического строя в республике тем или иным методом.
В результате пассивного отношения правительства в первые годы образованиянезависимой Республики Казахстан к данной проблеме и недостаточной религиознойграмотности населения многие граждане Казахстана, особенно представителимолодого поколения, попали под влияние деструктивных религиозных сил.Проблема потребовала всестороннего анализа, включая изучение современнойрелигиозной ситуации в стране, существующего законодательства в религиозной сфереи разработке предложений и рекомендаций.
Рекомендации, предложенные в аналитической записке, предназначены длягосударственных структур, ответственных за обеспечение принципа свободывероисповедании, и для всей общественности, заинтересованной в сохраненииситуации религиозной толерантности.
Содержание
Введение
1. Религиозная ситуация в Казахстане
1.1 Общие данные
1.2 Оценка степени религиозности
казахстанцев
1.3 Взаимоотношения между религиозными
конфессиями
1.4 Ислам и православие в Казахстане
1.5 Радикальный ислам в Казахстане
1.6 Положение «нетрадиционные» религиозных
групп и организаций
1.7 Средства массовой информации о религиозной
ситуации в Казахстане
2. Правительственная политика в религиозной сфере
2.1 Законодательство по
вопросам вероисповедания
2.2 Проблема правового регулирования деятельности
малочисленных религиозных групп и миссионерской
деятельности
2.3 Законодательство и
проблема обеспечения прав
2.4 Законодательство РК в области религии
и проблема образования
3 Предложения и рекомендации
3.1 Рекомендации, направленные
на улучшение государственной
политики врелигиозной сфере
3.2 Рекомендации, направленные на повышение
эффективности работыКомитета по делам
религий Министерства культуры
3.3 Рекомендации, направленные на использование
системы образования длясохранения межконфессионального
согласия
Список использованной литературы
Приложение 1
Введение
Республика Казахстан является
ярким примером страны межнационального
и
межконфессионального согласия. Основы
многоконфессионального государства
заложены законодательством с первых
лет существования независимой республики.
В
соответствии с Конституцией Казахстан
является светским государством. Статья
19
Конституции гласит: «Каждый вправе определять
и указывать или не указывать свою
национальную, партийную и религиозную
принадлежность» [1, с.4]. Статья 22
провозглашает: «Каждый имеет право на
свободу совести» [1, с.4]. В Казахстане
гарантирована свобода вероисповедания
и провозглашено отделение религии от
государства.
Религиозное возрождение в
республике началось с 1990-е годы после
распада
Советского Союза. Религиозный подъем
был поддержан властями, которые видели
в
традиционных религиях одно из средств
заполнения идеологического вакуума,
образовавшегося в обществе после краха
коммунистической идеологии.
В 1992 году был принят Закон Республики
Казахстан «О свободе вероисповедания
и
религиозных объединениях», основными
положениями которого является политика
религиозной толерантности и уважения
религиозных убеждений граждан со стороны
государства. Закон заложил основу регулирования
взаимоотношений между
государством и религиозными организациями
и объединениями. В то же время, закон
не обходит вниманием и новую для Казахстана
ситуацию - появление религиозного
экстремизма. Статья 4 запрещает «пропаганду
религиозного экстремизма, а также
совершение действий, направленных на
использование межконфессиональных
различий в политических целях» [2, с.2].
Закон 2005 года «О противодействии
экстремизму» предоставил правительству
широкие полномочия в деле предотвращения
религиозного экстремизма.
Однако существующее законодательство
не соответствует в полной мере ожиданиям
общества: и правозащитные организации,
и религиозные группы и объединения
подвергают критике политику государства
в религиозной сфере. Правозащитные
организации видят в действиях властей
наступление на религиозные свободы и
права
человека, представители традиционных
для Казахстана религиозных объединений
(ислама и христианства) считают, что законодательство
не в состоянии в полной мере воспрепятствовать
деятельности деструктивных религиозных
групп на территории Казахстана. Основная
масса населения в оценке религиозной
политики государства не видит повода
для беспокойства.
На пороге двадцатилетия независимого
развития Республики Казахстан пришла
необходимость оценить достижения и просчеты
властей в религиозной сфере для усиления
положительных тенденций в данной области
государственной политики и исправления
допущенных недостатков. Особое внимание
при анализе религиозной
проблемы в Казахстане данное исследование
уделяет правительственной молодежной
политике, так как за это время выросло
новое поколение казахстанцев, которое
не
испытало воздействия коммунистической
атеистической пропаганды, но и не
выработало иммунитета от воздействия
религиозной идеологии, способной
деструктивно повлиять на психологическое
состояние молодых людей и разрушить
социально-политическую стабильность
в государстве.
Проблема существующей политики
государства в религиозной сфере заключается
в
том, что ни один из участников процесса
пока не в состоянии дать адекватный ответ
на
вызовы со стороны все усиливающегося
религиозного давления на общество, и,
что
особенно опасно, со стороны деструктивных
и экстремистских религиозных
организаций. Варианты решения проблемы:
1) признать существующее законодательство, касающееся религиозной сферы,
соответствующим международным
нормам и общественным потребностям и
оставить
его без изменений;
2) ужесточить требования
для всех организаций и групп,
осуществляющих
религиозную деятельность на территории
Казахстана, поставить их под контроль
государства;
3) ужесточить правила
регистрации вновь создаваемых
религиозных организаций,
особенно прибывших из-за рубежа, осуществлять
постоянный контроль над ними;
4) снять всякие ограничения
для осуществления религиозной
деятельности на
территории Казахстана, осуществлять
принцип обеспечения свободы религии
на деле;
5) провести мониторинг религиозной ситуации
в Казахстане с помощью специалистов-
религиоведов с целью получения истинной
картины положения религии в стране и
провести в жизнь законодательство, обеспечивающее
равенство всех религий и
ограничивающее действие деструктивных
и экстремистских религиозных групп и
организаций.
Представляется, последний
вариант является наиболее приемлемым
и эффективным,
так как способен поддержать межконфессиональное
согласие и тем самым
удовлетворить потребности всех религиозных
объединений.
Данное исследование может
послужить аргументом в защиту данной
точки зрения.
Основная цель исследования – анализ
религиозной ситуации в Республике Казахстан
и
соответствие законодательной базы в
религиозной сфере современным вызовам
и
проблемам. Политики и общество Республики
Казахстан должны признать
необходимость принятия срочных мер в
деле обеспечения общественной и
национальной безопасности на основе
дифференцированного подхода к различным
религиозным группам и объединениям.
Методология определена целью
исследования и представлена сравнительным
анализом
на основе вторичных источников и аналитической
работой по данным, полученных из
первичных источников. Вторичные источники
включали законодательные акты
Республики Казахстан, мнения экспертов
по религиозному вопросу, материалы средств
массовой информации. Социологические
опросы представили первичную группу
источников.
Географически в исследовании
представлены различные регионы Казахстана,
но
основное внимание уделялось южным регионам,
где радикальные религиозные
группировки действуют наиболее активно.
Аналитическая записка предлагает
рекомендации для компетентных органов
РК,
правительственных учреждений, руководителей
высших учебных заведений,
правозащитных и молодежных организаций,
средств массовой информации.
1. Религиозная ситуация в Казахстане .
1.1 Общие данные
Анализ правительственной политики
в религиозной сфере невозможен без
характеристики религиозной ситуации
в Республике Казахстан в целом.
В Казахстане проживает более
130 этносов, относящихся к различным религиозным
конфессиям. Согласно переписи 2009 года
самые многочисленные религиозные
объединения представляют ислам (70 процентов
от числа всех верующих) и
православие (26 процентов). Иудаизм и буддизм
имеют примерно равное число
верующих (по 0,1 процента). Остальные религии
имеют 0,2 процента последователей
от общего числа верующих [3, с.100] [Приложение
1].
1.2 Оценка степени религиозности казахстанцев
Мнения экспертов расходятся
в оценке степени религиозности казахстанцев.
Можно
выделить три основные точки зрения по
данному вопросу.
1) Часть аналитиков считает,
что около 80 процентов населения
являются верующими;
их мнение совпадает с мнением религиозных
лидеров (преимущественно
мусульманских). Данные переписи населения
Республики Казахстан 2009
подтверждают данную точку зрения: только
2,8 процентов населения указали, что
относят себя к неверующим, 0, 5 процентов
не сообщили о своей религиозности [3,
с.100].
2) Другая группа экспертов
оценивает уровень
процентов: основным критерием религиозности
для данной группы исследователей
является «глубина» веры, то есть, соответствие
жизни верующих основным
религиозным догмам [4, с.6].
3) Промежуточное положение
между этими двумя группами
аналитиков занимают
эксперты, которые выделяют фактор «малорелигиозности»
казахстанского населения.
Опрос, проведенный в 2003-2004 гг. среди взрослого
населения Казахстана показал,
что только 32 процента опрошенных отнесли
себя к группе «малорелигиозных» или
вовсе не верующих людей, следовательно,
68 процентов относятся к верующим [5,
с.83].
Наше собственное исследование,
проведенное в Алматы среди студенческой
молодежи, представляющей различные регионы
Казахстана в ноябре- декабре 2009
года, выявило, что многие молодые люди
соблюдают только некоторые религиозные
обряды: из 200 опрошенных к таким отнесли
себя 52 процента. Исследования других
авторов показывают, что среди студенческой
молодежи города Алматы преобладают
верующие [5, с.80].
Подобные расхождения в оценке
религиозности населения можно объяснить
нежеланием респондентов отвечать на
вопрос о своей религиозной принадлежности,
что не противоречит Конституции. В то
же время, поверхностное отношение к
определению числа верующих может отрицательно
сказаться при осуществлении
государственной политики в религиозной
сфере: преувеличение числа верующих,
куда
многие исследователи включают людей
с нетвердыми религиозными убеждениями,
воспринимается властями как свидетельство
роста истинного религиозного сознания
и
приводит к недостаточной работе с теми
людьми, кто не имеет достаточно твердых
религиозных убеждений. Подобное упущение
опасно для общества: недостаточно
грамотные в религиозной сфере люди с
неопределенной религиозной ориентацией
могут легко попасть в псевдорелигиозные
или экстремистские религиозные
организации.
Одной из особенностей религиозной
ситуации в стране является отождествление
национальной и конфессиональной принадлежности,
то есть религия рассматривается
большинством жителей Казахстана как
элемент этнической культуры и национальных
традиций. Как правило, казахи считаются
представителями мусульманской веры,
русские – православной [19]. Логика подобной
тождественности такова, что
межнациональные и межконфессиональные
отношения в республике связаны друг с
другом и, следовательно, усложнение межконфессиональных
отношений может
привести к обострению межнациональных
отношений. Между тем, наблюдается
усиление влияния религиозного фактора
на различные стороны жизни современного
казахстанского общества. Динамика усиления
проявляется следующими формами:
- расширение сфер влияния традиционных
религиозных институтов;
Информация о работе Политика Республики Казахстан в религиозной сфере