Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:29, реферат
Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества.
Ведение
1.Предмет социологии религии
2.Определение религии
2.1 Функции религии
2.2 Основные структурные элементы религии
2.3 Религиозная традиция
2.4.Типы религиозных организаций
3.Социологические теории религии
4.Религия в России
4.1.Православие в России
4.2.Католицизм в России
4.3.Религия и государство
4.4.Социологическое изучение религии
Заключение
Список использованных источников
В социологических исследованиях религиозной сферы и института Церкви сложилась определенная методология и инструментарий изучения данного феномена. Дискурс таких исследований во многом сформировался под влиянием устоявшегося в социологии и в социологии религии позитивистского подхода. Для социологии религии такая методология означает, что сфера религиозного становится доступной для исследователя только через ее проявление в социальном действии; сфера религиозного ограничивается тем, что респондент знает под именем религии и как он себя с этой сферой соотносит. Если попытаться ответить на вопрос, что лежит в основе традиционной методологии исследования религиозной сферы, то в качестве ответа можно назвать следующие наиболее общие характеристики:
1)
акцент на изучении
2) внутридисциплинарная замкнутость при составлении инструментария и анализе данных социологического исследования;
3) неинституционализированность исследований сферы;
4)
использование преимущественно
5) высокий процент субъективизма получаемых ответов;
6)
практическая невостребованност
7) заданность социальной типологии объекта7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.
На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.
Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.
Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.В.И.Гараджа Социология религии // «Наука» - М., 1995г.
2.О.Ю.Бреская Социология религии в Восточной Европе // журнал «Социологические исследования» №7 - М; 2007г.
3.С.И.Самыгин Социология для студентов вузов // «Феникс» - Ростов на Дону; 2008г.
4.ru.wikipedia.org // Религия
5.ru.wikipedia.org // Религия в России