Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:57, реферат
Предмет, структура, категории и методология религиоведения.
Введение…………………………………………….3
1. Принципы анализа роли религии……….4
2.Предмет и структура религиоведения…..7
3. Методология религиоведения…………...11
Заключение………………………………….….…14
Список использованной литературы..………15
САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ИНСТИТУТ
Внешнеэкономических связей
Контрольная работа
По дисциплине: Религиоведение
На тему: Предмет, структура, категории и методология религиоведения.
ВАРИАНТ № 1.
Студентки 5курса, 9 семестра
Гуманитарного факультета
Гр.62. С
Журина Екатерины Игоревны
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….3
2.Предмет и структура религиоведения…..7
3. Методология религиоведения…………...11
Заключение………………………………….….…14
Список использованной литературы..………15
Человек — часть природы,
его тело состоит из тех же химических
элементов, что и окружающий мир,
однако человек обладает сознанием
и это выделяет его из неодушевленных
объектов. Одно из проявлений процессов
сознания — вера, которая есть у
всех людей. Как показывает опрос
всемирный опрос Галлопа, проведенный
в 1999 году, 87 % населения земли имеют религиозную
веру (опрос проводился в 60 странах, представляющих
население 1,25 миллиарда человек; всего
было опрошено 50,000 человек). Даже если
человек не имеет религиозной веры, он
верит в то, что Бога нет, поскольку знать
это как эмпирический факт нельзя. В любом
случае, бытие человека не объясняется
лишь физическими законами. Наличие многих
религий приводит к вопросу о том, какая
же из них истинна. Для исповедующих любую
веру естественно считать свою религию
единственно верной, а все прочие — неистинными,
не ведущими к подлинному спасению. Вопрос
об истинной вере вне компетенции науки,
так как ее методы разрабатывались для
познания зримого мира. Попытки создать
синкретическую религию также не увенчались
успехом. Говоря об истинности религии,
следует, прежде всего, основываться на
том, что понятие Абсолюта, о котором учит
религия, превосходит конечного человека
и церковную организацию. Богословы говорят
о степени приближения к Абсолютной Истине.
В прошлом, религия служила важным источником
формирования культуры. Сегодня, несмотря
на утрату роли мировоззренческого ориентира
для индивида в целом, мы не можем утверждать,
что религия стала в меньшей степени влиять
на жизнь общества в других сферах. Это
позволяет считать, что изучение религии
и преподавание религиоведения сохраняет
свою актуальность. Особенно эта актуальность
проявляется в нашей стране, где прежняя
идеология естественным образом оказалась
замещенной религией.
1. Принципы анализа роли религии.
Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т.е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.
1. Религия под углом зрения предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», «противоречащими закону», «Слову Божию», отказывает им в санкционировании. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
2. Степень влияния религии
связана с ее местом в
3. Своеобразно воздействие на общество, его подсистемы, на личность родо-племенных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователя в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на «человека экономического», «человека политического», «человека морального», «человека художественного», «человека экологического», иными словами, на различные аспекты культуры. Неодинакова была система мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родо-племенные, народностно-национальне (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные различия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователей родо-племенной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.
4. Религия представляет
собой системное образование,
включающее ряд элементов и
связей: сознание со своими чертами
и уровнями, внекультовые и культовые
деятельность и отношения, учреждения
для ориентации во внерелигиозных и религиозных
областях. Функционирование названных
элементов и связей давало соответствующее
им, их содержанию и направленности результаты.
Достоверные знания позволяли строить
эффективную программу действий, повышали
теоретический потенциал культуры, а заблуждения
не гарантировали преобразования природы,
общества и человека в соответствии с
объективными закономерностями развития,
приводили к неблагоприятным последствиям.
Деятельность, отношения, учреждения консолидировали
людей, но могли и разъединить, способствовать
появлению и разрастанию конфликтов. По
линии религиозной деятельности и отношений,
обеспечения нужд религиозных организаций
происходило и происходит создание и накопление
материальной и духовной культуры – освоение
необжитых земель, совершенствование
земледелия, животноводства, ремесел,
развитие храмостроительства, письменности,
книгопечатания, сети школ, грамотности,
различных видов искусства и т.д.
Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались – многие компоненты языческой культуры; скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе; духовные образования, попавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг католицизма; ряд научных открытий, свободомыслие и др. Конечно, следует учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.
5. Важно принять во
внимание соотношение
2. Предмет и структура религиоведения.
Религиоведение - в широком смысле слова включает все возможные способы осмысления и объяснения религиозного феномена, как «изнутри», так и «извне». Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий изучаемого объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной философской и научной мысли. Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к осмыслению религиозных феноменов. Религия с точки зрения данного подхода рассматривается как социокультурное явление, как важнейший духовный фактор цивилизационного развития. Религиоведение как отрасль знания и учебная дисциплина содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то основополагающего принципа - материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д.
В религиозных системах представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в культовые действия. Э.Дюркгейм в религии придавал решающее значение не верованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, т.е. культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоите том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам. Культовые действия всегда совершаются коллективно. И, принимая во внимание этот факт, Э.Дюркгейм предлагает такое истолкование религиозного феномена: священное - это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества - самого этого сообщества. А совершение культового действия это акт, через который данная социальная общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря, осознает самотождественность. В соответствии с таким подходом Э.Дюркгейм дает следующее определение религии. «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, запретным, это система таких верований и обрядов; которые объединяют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды». Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: социология религии изучает социальные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Заслуги социологического подхода несомненны. Благодаря его применению стали понятны функции религиозных верований и религиозных институтов в различных обществах и в различные исторические эпохи. Стал понятен социальный смысл многочисленных культов и ритуалов. Значительный прогресс достигнут как в понимании социальной (и социально-экономической) детерминации развития религии на разных этапах ее истории (в том числе и в рамках конкретных конфессий), так и в изучении влияния религиозного фактора на те или иные социальные и социокультурные процессы (достаточно упомянуть только классическое исследование М.Вебера о роли протестантской этики в формировании капиталистических отношений).
В свое время Галилео
Галилей сделал глубокое и
остроумное замечание, что
Информация о работе Предмет, структура, категории и методология религиоведения