Предмет, структура, категории и методология религиоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Предмет, структура, категории и методология религиоведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………….3
1. Принципы анализа роли религии……….4
2.Предмет и структура религиоведения…..7
3. Методология религиоведения…………...11
Заключение………………………………….….…14
Список использованной литературы..………15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии  пока еще в меньшей мере конституировала  себя в качестве относительно самостоятельной  дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. И все же центральные узлы предметного поля постепенно высвечивались. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священное» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание, разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения. Есть, однако, серьезная причина эмпирического свойства, почему нам следует культивировать недоказуемые мысли. Дело в том, что человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. Он преодолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным в том, ради чего он это делает. Роль религиозных символов как раз и заключается в том, чтобы сделать жизнь людей осмысленной. Вот что пишет по этому поводу основатель глубинной психологии К.Г.Юнг: «Индейцы пуэбла верят, что они сыновья Отца-Солнца, и эта вера придает их жизни наполненность (и целеустремленность), выходящую далеко за рамки их скудного бытия. Это дает им широкий простор, чтобы состояться как личностям, и обеспечивает им полнокровную и полноценную жизнь.

                                                                                                                            9

Их положение в этом смысле бесконечно нормальнее, чем  у человека, живущего в наши цивилизованные дни, который сознает, что он лишь неудачник, жизнь которого лишена всякого  смысла (и останется таковой). Именно ощущение глубокого смысла существования на Земле возвышает человека над банальным потребительством. Человек, не имеющий такового, жалок и ущербен. Если бы Святой Павел, например, считал, что он лишь странствующий ковровщик, он не стал бы тем, кем стал. Его подлинная и полная смысла жизнь опиралась на внутреннюю убежденность в том, что он - посланник Господа». И далее К. Юнг продолжает: «Современный человек не понимает, насколько «рационализм» (уничтоживший его способность к восприятию символов и идей божественного) отдал его под власть психического «ада». Он освободился от «предрассудков» (так, во всяком случае, он полагает), растеряв при этом свои духовные ценности. Его нравственные и духовные традиции оказались прерваны, расплатой за это стали всеобщие дезориентация и распад, представляющие реальную угрозу миру». История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                10

 

3.  Методология религиоведения.

В основе любых методов, гуманитарных или естественнонаучных, находятся  такие мыслительные операции, как  сравнение, анализ (мысленное расчленение  предмета на составные части), синтез (мысленное соединение частей разных предметов), абстрагирование (отвлечение от одних свойств предмета ради детального изучения других), обобщение. Религиоведение опирается на эти операции логической формы мышления в таких методах как:

· типологический анализ;

· сравнительный анализ;

·  генетический анализ;

· каузальный анализ;

· структурно-функциональный анализ;

·системный анализ.

С точки зрения предметных связей религиоведение представляет собой  сравнительно молодое, междисциплинарное  направление, находящееся на стыке  философии и культурологии. Оно также активно взаимодействует с богословием, историей, социологией, этнологией. Естественнонаучный подход требует эмпирического слоя оснований, теоретического слоя оснований, а также экспериментальной проверки. В религиоведении этот метод привлекается для решения частных вопросов и задействуется он, преимущественно, через археологию, астрономию, астрофизику, геологию. Эти науки через свой арсенал аэрофотосъемки, радиокарбонный анализ, изучение изменений звездного неба, тектонических смещений позволяют уточнять датировку религиозных памятников, время существования той или иной культуры. Характерен в этой связи метод астроархеологии, названный так его изобретателем - английским астрономом Джозеф Норман Локьером. Однако применить его можно лишь в том случае, если дело идет   о возрасте древней обсерватории. На основании   изучения конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане направление на главное астрономическое событие, которое здесь некогда наблюдалось.   Вследствие циклического движения планет и светил во  Вселенной направление   это за прошедшие века сместилось, но сейчас его несложно  определить с   помощью современных приборов наблюдения.                                             11

Измерив угол между прежним (зафиксированным   в вечном материале) и нынешним направлениями, специалист уже без особых   усилий вычислит разделивший их интервал времени (остается только найти на исследуемом месте три составных элемента: рабочее место наблюдателя,  ближний визир и дальний визир, чтобы удостовериться, что это не просто капище). Социологические методы изучения религии также целиком эмпиричны (опрос, интерпретация, наблюдение, включенное наблюдение, эксперимент, анализ текстов, контент-анализ). Главенствующим в религиоведении остается гуманитарный подход. Отвлекаясь от фиксации реального существования религиозных объектов, мы интерпретируем религиозный опыт человека, поскольку он имеет ценностное значение. При этом главным критерием истинности интерпретации остается первое требование гуманитарного метода — наличие теоретического слоя оснований. Теоретическое построение должно быть логически непротиворечивым и объяснять на своей модели как можно более широкий круг явлений из этой области. При это сохраняется адогматичность исследования. В случае, когда исследователь пытается дать истолкование в согласии с определенными религиозными догматами, мы имеем дело с традиционным методам. В таком богословском подходе первые два требования гуманитарного метода могут быть принесены в жертву непротиворечивости официальной позиции той или иной религии. По мнению Рихтера, «знать, что такое религия, человек может лишь тогда, когда он сам сделал выбор в пользу религии и тем самым уяснил для себя вытекающие из этого жизненно важные решения…» В качестве подведения итога следует зафиксировать еще одну фундаментальную методологическую предпосылку. На мой взгляд, она хорошо описана К.-Г. Юнгом: "…мне хотелось бы обратить внимание читателя на весьма существенную разницу между диссертацией по психологии и священным текстом. Ученый слишком легко забывает о том, что объективный анализ материала, пожалуй, в непростительно больших масштабах наносит ущерб его эмоциональной стороне. Научный интеллект бесчеловечен и не может себе позволить быть другим; он не в состоянии избежать такой бесцеремонности, хотя намерения у него самые хорошие. Психолог, анализирующий священный текст, должен, по крайней мере, отдавать себе отчет в том, что такой текст выражает бесценное религиозное и философское сокровище, которое не должно быть осквернено руками профанов. Долг ученых состоит в беспристрастном подходе, независимом от авторитета какой-либо личности и общепринятых оценок исторических событий, имеющих отношение к религии.                                                                    12

Ученые и конфессиональные авторы противостоят друг другу. Напряженность  между духовными авторитетами и  учеными в том или ином виде присутствует во всех религиозных конфессиях. Хотя любое верование формально признает право на существование и роль науки, она неизбежно причиняет им беспокойство, поскольку все течения и религиозные движения имеют и должны иметь знания об исторической обстановке, в которой сложилась и окрепла их религия. Богословы навязывают собственное видение истории, когда воспитывают подрастающее поколение и исполняют свою миссию в мире в рамках традиционных представлений. Во всех религиях исследовательская деятельность ученых, по крайней мере, смущает умы верующих. Существует только временное перемирие между ними. Независимый наблюдатель может, однако, подметить, что поляризация среди ученых ведет скорее к диалектической оппозиции, чем к взаимопониманию между людьми. Ученый и ортодоксальный богослов — два участника процесса, в котором мирное разрешение этой напряженности происходит постоянно. В конце концов, соперники нуждаются друг в друге. Мы даже отважимся сказать, что ученые нуждаются в ортодоксах и должны прилагать усилия, дабы привлечь их внимание к своей работе. Им нужны притчи и конкретные тезисы установившейся доктрины, взятые из богословских сочинений. Исследователям религиозных движений они необходимы, как критерии, позволяющие установить тождественность групп, историю которых изучает наука. Сочинения ортодоксов служат отправной точкой для ученых. В свою очередь, ортодоксы — это личности, наиболее внимательные к работам представителей науки и главные читатели их трудов. Зачастую они выступают по отношению друг к другу как хлеб и масло. Ученый для ортодокса — естественный собеседник в профессиональном разговоре, а также эмоциональная подпитка, каким бы ни было его гражданство. Содействие науки необходимо даже традиционалистским сектам, к которым она особенно нетерпима. Скучный ученый вдыхает в них в то же время новую жизнь. Секты выдерживают социальные потрясения и продолжают свое существование благодаря постоянному приспособлению к культуре только в том случае, когда они в состоянии пересмотреть свою историю и обнаружить в ней новый смысл, созвучный настроению эпохи. Религиозные течения, способные обращаться только к проблемам прошлого, превращаются в мертвые религии. Счастье — это вера в себя, которую имеет исследователь, но даже критика неглубокого научного подхода часто приводит к ее возрождению. Ученый и жрец — вечно спорящая пара, иллюстрирующая библейскую поговорку о том, что друг "точит" друга, как сталь оттачивает сталь.                                                                                      13

                                       Заключение.

Стремление человека к  познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов  в окружающем мире неиссякаемо и  вечно. Огромен массив накопленной  научной информации, велико число  отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных  человечеством знаний. Но, осваивая основные принципы, положения, понятия  и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит  для себя ориентиры в этом мире, чтобы затем воспользоваться  приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту  для успешной деятельности в своей  области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых  важно для становления каждого  человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится  и религиоведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 14

             Список использованной литературы.

 

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2.Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

3.Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.

4.Бердяев Н.А. философия свободы. М., 1989.

5.Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

6.Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

7.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения. М., 1959. Т. IV.

8.Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

9.Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М., 1975, 1977.

10.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. I.

11.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3.

12.Гельвеций К.А. Сочинения. В 2 т. М., 1973–1974.

13. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

14. Шредер. Аналитическая философия религии.М.,1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               15


Информация о работе Предмет, структура, категории и методология религиоведения