Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 13:52, реферат
В наше непростое время, когда прежняя вера в царство справедливости на земле, которое последователями учения К. Маркса называлось “коммунизмом”, разрушена, замена отвергнутому идеалу ещё не найдена, необходимо, прежде всего, обратиться к системам взглядов на мир и человека в нём, вырабатывавшихся человечеством на протяжении тысячелетий, чтобы противостоять попыткам внедрить в сознание людей деструктивные, разрушительные идеи, часто облечённые в религиозную оболочку.
Введение
1. Происхождение религии, ее ранние формы
2. Мировые религии
3. Конфессии
4. Религиозные объединения в Ростовской области
5. Религия в нашем обществе
Заключение
План:
Введение
1. Происхождение религии, ее ранние формы
2. Мировые религии
3. Конфессии
4. Религиозные объединения в Ростовской области
5. Религия в нашем обществе
Заключение
Введение
В наше непростое время, когда прежняя вера в царство справедливости на земле, которое последователями учения К. Маркса называлось “коммунизмом”, разрушена, замена отвергнутому идеалу ещё не найдена, необходимо, прежде всего, обратиться к системам взглядов на мир и человека в нём, вырабатывавшихся человечеством на протяжении тысячелетий, чтобы противостоять попыткам внедрить в сознание людей деструктивные, разрушительные идеи, часто облечённые в религиозную оболочку.
Это особенно необходимо в нашей многонациональной стране, где сосуществуют верующие, принадлежащие к различным конфессиям, и атеисты. Для благополучного и мирного проживания в таких условиях необходима толерантность к любым точкам зрения, взаимоуважение людей любых взглядов и убеждений. Религия – это система устоявшихся взглядов. Чтобы уважительно относится к любым формам религии, необходимо знать религиозные традиции, иначе по неведению, нехотя, можно задеть религиозные чувства живущих рядом людей. Для самоуважения и сохранения культурных традиций следует знать историко-религиозные основы культуры и своего народа.
Нередко религиозные лозунги используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные цели. Чтобы отделить плевелы от зёрен, также необходимо знать не только основные религиозные постулаты, но и то, как они возникали и в связи с чем трансформировались.
Как развивались эти представления, как интерпретировались в различных религиозных учениях, почему имеются столь различные подходы к трактовке смысла и назначения человеческого бытия, как и почему сформировались они, можно ли примирить взгляды различных религиозных конфессий, возможно ли в будущем объединение всех религий в единую мировую религию и нужно ли это? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своем реферате.
Данная тема особенно актуальна в наше время, так как возрастает роль религии в современном обществе. Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но в экономике и спорте. Да, пожалуй, нет ни одной области, где бы не чувствовалось влияние церкви. Так, например, на государственном уровне решается вопрос о введении в российских школах нового предмета «Православная культура», в армии существует должность армейского священника. И я считаю, что совсем не обязательно исповедовать какую-либо религию, главное знать о ней. Хотя, по моему глубокому убеждению, именно религия является тем спасательным кругом, который выведет нашу страну из бездуховности, агрессивности по отношению друг к другу на путь милосердия и толерантности.
1. Происхождение религии, ее ранние формы
Прежде чем говорить о роли религии в современном обществе, необходимо вспомнить, что же такое религия и как она произошла. Слово «религия» производно от латинского «religio»— «благочестие, набожность, святыня». Полагают, что первые религиозные воззрения появились в период формирования родового строя. Поскольку человечество возникло раньше, ученые сочли возможным предположить, что религиозность не является естественным состоянием человека. В качестве одного из аргументов приведу наблюдения за образом жизни племени кубу.
Еще в 1820-х гг. европейцы узнали о существовании на Суматре этого племени, сохраняющего архаический уклад хозяйства и общественного быта. Исследователи пытались выявить у кубу религиозные представления, стараясь при разговоре с людьми племени, навести своих собеседников на мысль о чем-нибудь сверхъестественном.
— Видал ли ты молнию?
— Да.
— Что это такое?
— Не знаю...
— Откуда берется молния?
— Не знаю.
— Можешь ли ты сделать молнию?
— Нет.
— Может быть, молния — животное?
— Нет.
— Может быть, гром — животное?
— Нет...
Я думаю, что в этом диалоге трудно найти даже зародыш религиозных представлений. Для того чтобы возникло религиозное мировоззрение, необходим определенный уровень развития мышления человека — абстрактное мышление. Религиозное мышление, таким образом, возникает одновременно с абстрактным.
Мне кажется, главной особенностью религиозного миропонимания людей раннепервобытной общины было то, что они не выделяли себя из окружающей среды. Природе приписывались человеческие свойства, а людям — свойства природы. Это сказалось на всех ранних видах религиозных представлений. К ранним формам религии относят магию, фетишизм, тотемизм, анимизм.
Возникновение магии ученые относят к эпохе каменного века. Магические обряды, вероятно, существовали уже у неандертальцев, живших 80—50 тысяч лет назад. В магии сверхъестественное еще не отделилось от естественного. Магические верования предполагали веру в сверхъестественную (т.е. иллюзорную) связь между реальными явлениями или предметами.
Термин «магия» происходит от греческого слова «колдовство». Различают много видов магии (вредоносная, производственная, лечебная, учебная и т.п.). Магия дожила до наших дней как элемент современных религий и в самостоятельной форме (например, гадание на картах).
Современные люди часто совершают магические действия, даже не подозревая об этом, — например, когда женщины пользуются золотыми украшениями. Золото, по представлениям древних, имеет магическую силу, дающую долголетие и бессмертие. Золото издавна воспринималось как благородный металл, как атрибут богов. Пифагор, чтобы доказать свою посвященность, причастность сокровенному знанию, утверждал, что у него золотое бедро. В русских сказках герой имел «по колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре».
Магическое мышление основывается на законе подобия и законе соприкосновения. Закон подобия означает, что подобное производит подобное. Закон соприкосновения означает, что вещи, однажды соприкоснувшиеся, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.
Так, у скифов существовал обычай братания. Воины надрезали себе руки над чашей с вином, смешивая его с кровью. Затем чаша пускалась по кругу, а ее содержимое выпивалось. Похожие ритуалы существовали в различных уголках мира. Только индейцы вместо вина использовали воду, а датчане для скрепления дружбы или договора окропляли следы друг друга.
В те времена, когда основным занятием людей была охота, появилась вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с животными (реже с растениями) — тотемизм (от индейских слов «тотем» — «его род»). Род носил имя своего тотема; сородичи верили, что находятся с тотемным предком в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его прародителем, помогающим своим потомкам. Последние, со своей стороны, не должны были убивать тотемного зверя, причинять ему вред, употреблять в пищу его мясо и т.п.
Тотемизм мог принимать и другие формы. Например, существовали личные тотемы. Тотемизм в виде различных ритуалов вошел в современные религии. Так, верующие христиане под видом хлеба и вина поедают тело и пьют кровь Бога; Христос отождествляется с ягненком, Святой дух — с голубем.
Фетишизм (от португальского «fetico» — «заколдованная вещь, идол, талисман») — это поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами. У древних германцев роль фетиша выполняла ель, у христиан — крест и мощи. Фетишем могла стать спасшая людей пещера или добычливое копье.
Уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений — веры, но и священнодействий — культовой практики, которая обычно составляла тайну, оберегаемую от непосвященных. С развитием верований и усложнением культа его отправление потребовало определенных знаний и опытности. Религиозные ритуалы стали совершаться специально подготовленными людьми.
Эволюция первобытных верований привела к тому, что сверхъестественное в сознании людей отделилось от естественного и превратилось в самостоятельную (нематериальную) сущность. Именно иллюзорное удвоение мира, признание наряду с природным и социальным бытием бытия потустороннего составляет сущность религиозного сознания.
Постепенно возникла и вера в духов и души— анимизм. Появились и особые люди — шаманы (от эвенкийского слова, означающего «исступленный»), чья социальная функция состояла в общении с духами.
Анимистические верования связаны с одушевлением природы. Зачатки их имелись уже в раннепервобытных общинах. У тасманийцев, австралийцев и других племен охотников, рыболовов и собирателей существовали смутные представления о душах умерших людей, о злых и добрых духах, обычно мыслившихся как физически осязаемые существа. Позднейшая трансформация анимизма представлена спиритизмом, т.е. общением с умершими.
В мире существует много религий, много вариантов их классификаций. Если положить в основу классификации социальные условия функционирования религий, то возможно выделение следующих типов религий:
— племенные религии, возникшие в первобытном обществе;
— национальные религии, которые складывались в рамках определенной народности, например, конфуцианство в Китае или синтонизм в Японии;
— мировые религии.
2. Мировые религии
Религия представляет собой специфическую форму отражения действительности. Она до сих пор остается значительной силой в мире. Религиозное мировоззрение в форме трех мировых религий широко распространено в разных странах мира.
К мировым религиям относится буддизм, христианство и ислам. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Буддизм
Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Эта религия возникла в УI — У вв. до н.э. в Индии. В настоящее время она распространена в Бирме, Вьетнаме, Китае, Японии и Корее.
Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи (Гаутамы), которого называли Буддой, что означает «просветленный знанием». Гаутама жил в роскоши, женился на любимой женщине, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили три встречи. Гаутаме попался на глаза дряхлый старик, затем жестоко страдающий больной, и, наконец, он наблюдал, как несли хоронить покойника. Так Гаутама впервые узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Царевич тайно покинул дворец и семью. В двадцать девять лет он стал отшельником и умер восьми десятилетним старцем в день своего рождения.
Главное содержание буддистского вероучения может быть сведено к следующим основным идеям.
1. Отождествление жизни
со страданием. Жизнь есть страдание,
причиной которого являются
2. После смерти любое
живое существо, включая человека,
снова возрождается, но уже в
теле нового существа, жизнь которого
определяется не только его
собственным поведением, но и
поведением его «
З. Стремление к нирване, т.е. к высшему бытию, которое достигается отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя.
Свод священных книг буддистской религии носит название Типитака, что означает «Три корзины». Письменное изложение буддистского учения было составлено монахами острова Цейлон в 80 г. до н.э.
Христианство
Христианство возникло в Х в. до н.э. в восточной части Римской империи — в Палестине. Христианская религия — это религия, обращенная ко всем народам. В основе ее лежат идеи мессианства, связанные с надеждами на божественного избавителя, и эсхатология, т.е. вера в сверхъестественный конец существующего мира. Имя Христос — это перевод на греческий язык иудейского религиозного термина «мессия» — «помазанник, спаситель людей».
Христианство впитало в себя идеи и представления ряда других религий, прежде всего иудаизма, из которого оно заимствовало несколько основных идей (претерпевших определенную трансформацию).
1. Идея монотеизма, т.е. признание одного Бога, сотворившего мир и управляющего им. В христианстве эта идея ослаблена учением о Божественной Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — дух Святой).
2. Идея мессианства, идея Божественного посланца, призванного спасти людей. В христианстве развивается учение о спасении всех людей (а не только еврейского народа) через искупительную жертву Иисуса Христа.
З. Идея эсхатологии — идея гибели существующего мира в результате Божественного вмешательства. В христианстве эта идея связывается с верой во второе пришествие Христа, которая заимствована из идеологических воззрений кумранской общины — иудейской религиозной секты. Члены этой секты считали, что Мессия по своей природе человек, первое пришествие которого уже состоялось и ожидается второе. Цель первого пришествия состоит в принесении людям истинной религии и в искуплении их грехов. Второе пришествие означает конец света, прекращение жизни на Земле, воскрешение мертвых и Страшный Суд.
Основные догматы вероучения христиан:
1. Догмат о Троице. Единый
Бог существует в трех лицах.
Все лица существуют вечно, но
Святой дух исходит от Бога-
2. Основу христианства составляет вера в Спасителя — Иисуса Христа. Второе лицо Троицы, Бог-Сын, и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы (Божественную и человеческую).
З. Третий догмат связан с верой в загробную жизнь.
4. Признание существования сверхъестественных существ, например ангелов — бесплотных добрых духов, злых духов, бесов, и их повелителя — Сатаны.