Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 13:52, реферат
В наше непростое время, когда прежняя вера в царство справедливости на земле, которое последователями учения К. Маркса называлось “коммунизмом”, разрушена, замена отвергнутому идеалу ещё не найдена, необходимо, прежде всего, обратиться к системам взглядов на мир и человека в нём, вырабатывавшихся человечеством на протяжении тысячелетий, чтобы противостоять попыткам внедрить в сознание людей деструктивные, разрушительные идеи, часто облечённые в религиозную оболочку.
Введение
1. Происхождение религии, ее ранние формы
2. Мировые религии
3. Конфессии
4. Религиозные объединения в Ростовской области
5. Религия в нашем обществе
Заключение
Священной книгой христиан является Библия. Происхождение этого слова часто связывают с названием города Библа, где производилась продажа папируса и где, может быть, впервые было применено алфавитное письмо. Материал для письма назвали по-гречески «библион» — книга. В буквальном переводе с греческого «Библия» означает «книги».
Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет (39 книг) и Новый Завет (27 книг). Первые книги Библии получили у иудеев название Тора (Закон); эти книги называют также Пятикнижием Моисеевым (оно включает книги Бытие, Исход, Левит Второзаконие).
Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии, священные книги иудаизма. Новый Завет, собственно христианские произведения, включает в себя четыре Евангелия (рассказ о жизни Иисуса Христа, Благовествование о Спасителе), деяния Святых Апостолов, Послания и Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Апокалипсис датируется 68 г. н.э.
Уже в 4 веке император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Ныне христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество течений. В 1054г. христианство разделилось на западную, или римско-католическую (слово «католическая» означает «вселенская»), церковь, и церковь восточную, православную. В ХУI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появилось третье главное направление христианства — протестантизм.
И православие, и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропонимание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения западных и восточных христиан является Библия. Различия состоят в основном в следующем: в православии нет единого главы церкви, отсутствуют представления о чистилище; западные и восточные христиане неодинаково принимают догмат о Троице.
Католики рассматривают чистилище как место временного загробного пребывания душ, попадающих затем в ад, иди в рай. Во главе католической церкви стоит Папа Римский (от греческого «папас» — «предок, старейший, дед со стороны отца»). Папе избирается пожизненно. Центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько городских кварталов в Риме.
В протестантизме различаются три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его личную в искупительную жертву Иисуса Христа. Во время Реформации протестанты провозгласили принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать для протестантов характерна аскетичностъ в обрядах, например, число таинств сокращено до двух.
Ислам
Ислам возник в УII в. н.э. среди арабов Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Первоследователи ислама, мусульмане, живут в основном в Африке и Азии (слово «ислам» переводится как «покорность»; слово «мусульманин» происходит от арабского «муслим» — «верный»). Основатель ислама, Мухаммед, — личность историческая. Он родился около 570г. в Мекке. Мекка была крупным городом на пересечении торговых путей (Мухаммед в молодости занимался торгов лей). В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба.
Мухаммед рано осиротел. Его отец умер через месяц после рождения сына. Мать умерла, когда Мухаммеду исполнилось шесть лет. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он поступил в услужение к богатой мекканской вдове и вскоре женился на ней. В 40 лет, около 610г., Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось в 622г. перебраться в город Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления, а Мекка — центром мусульманской религии.
Основа мусульманского вероучения, Коран (буквально «чтение»), представляет собой обработанные записи высказываний Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда они были записаны и составили Коран. Книга состоит из 114 глав.
В вероучении мусульман большую роль играют сунна — сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда — и шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульманина (слово «шариат» переводится как «правильный путь») Наиболее тяжкими грехами у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовые помещения мусульман называются мечетями. Ислам запрещает изображать человека и животных, поэтому мечети украшаются разнообразным орнаментом.
В исламе нет четкого и строгого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы (шариат) и правила богослужения. Культ ислама прост. Мусульманин должен выполнять пять основных требований:
1. Произнесение формулы исповедания Веры — «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк».
2. Совершение обязательной пятикратной молитвы (намаз).
3. Соблюдение поста в месяц рамадан. В течение этого месяца нельзя есть и пить от восхода до захода солнца.
4. Раздача милостыни бедным.
5. Совершение паломничества в Мекку.
3. Конфессии
Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.
В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).
Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.
Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.
4. Религиозные объединения в Ростовской области
Для того, чтобы представление о конфессии было наиболее полным, необходимо познакомиться с религиозными объединениями в Ростовской области. Так, в Ростовской области действует 472 зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации 33 вероисповеданий, 15 миссионерских и благотворительных структур.
Самой крупной и влиятельной религиозной организаций в области является Ростовская-на-Дону епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата – 253 прихода, организационно разделенных на 16 благочиний, все приходы имеют храмы или молитвенные дома, действует 2 мужских монастыря и 1 женский, 8 духовно-просветительских центров.
На втором месте по количеству организаций стоит Союз Церквей Евангельских христиан баптистов – 44 общины, имеют 27 молитвенных домов, остальные арендуют помещения у своих единоверцев.
Христиане веры евангельской (пятидесятники) различного организационного подчинения представлены 43 организациями, в большинстве арендуют помещения для молитвенных собраний. Адвентисты Седьмого дня – 34 общины, имеют 30 молитвенных домов. Свидетели Иеговы – 18 общин, организационно объединенных в два округа, имеют несколько молитвенных домов. Ислам представлен 17 организациями, объединенными в два управления мусульман, имеется 3 мечети, из них 2 - в приспособленных зданиях. Иудеи представлены 7 общинами, пять из которых хасиды, одна - прогрессивный иудаизм и одна - ортодоксальный иудаизм. Хасиды имеют 1 синагогу, одну иешиву, одну общеобразовательную школу. У католиков - 5 приходов, 1 храм и 1 женский монастырь. Армянская Апостольская Церковь – имеют 3 прихода. Молокане – 6 автономных общин. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) – 5 общин, имеют 5 помещений.
Кроме этих религиозных организаций, по экспертной оценке, в области действуют более ста религиозных групп. Некоторые из них, такие как баптисты «отделенные», не регистрируются принципиально. Часть были зарегистрированы, но по собственной воле не стали перерегистрироваться в связи с обременительностью регистрации и обязанностей юридических лиц (методисты, пресвитериане, молокане, духоборы, Церковь Христа, буддисты, пятидесятники, Свободная РПЦ, кришнаиты, бахаи, муниты, саентологии, последователи техники трансцендентальной медитации и др.). По этой же причине многие религиозные объединения имеют, наряду с зарегистрированными религиозными организациями, «дочерние» религиозные группы: малочисленные приходы РПЦ Московского Патриархата, старообрядцы, баптисты, пятидесятники, мормоны, Свидетели Иеговы, евангельские христиане, адвентисты, Армия Спасения и др.
Ростов-на-Дону является административным центром многих религиозных объединений Южного федерального округа. В нем расположены областные и Северо-Кавказские руководящие центры 14 религиозных объединений.
В сфере религиозного образования в Ростове-на-Дону работают: Ростовский филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета, на пяти курсах обучается 209 чел.; Ростовское духовное училище миссионерской направленности при Ростовской епархии, обучается 30 чел.; в иешиве хасидов - обучается 40 человек. В Ростовской - на-Дону-епахии действует свыше 60-ти воскресных школ и несколько духовных центров, в большинстве протестантских организаций работают библейские школы.
Религиозные СМИ имеет Ростовская епархия. В области издаются газета «Церковный вестник» и «Свечечка», ежемесячный детский журнал. Кроме этого 7 благочиний выпускают небольшие газеты тиражом по несколько сот экземпляров. Ростовская епархия имеет собственные типографию и телестудию «Православный Дон», которая размещает свои материалы на различных телеканалах, интернет-сайт, кроме этого, 6 благочиний создали свои интернет-сайты.
Большинство религиозных организаций поддерживают международные связи и контакты, наиболее активны в этом отношении мормоны, иудеи, баптисты, пятидесятники, католики, адвентисты, свидетели Иеговы, мусульмане. В области находятся иностранные священнослужители, проповедники, миссионеры, представители различных благотворительных религиозных фондов, преподаватели библейских школ и другие.
Ростов-на-Дону является административным центром многих религиозных объединений Южного федерального округа. В нем расположены областные и Северо-Кавказские руководящие центры 14 религиозных объединений.
5. Религия в нашем обществе
Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).
Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании, как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).
Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.
В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.
В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.
Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии,— сущность религии, ее значение в общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры. Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль,— наука философская. Ее не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.