Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:46, доклад
В соответствии с православной эсхатологической и земной истории человечества перед вторым пришествием Христовым люди все чаще будут отпадать от христианской веры, так что к концу лишь немногие не уклоняться от Православия. Веками на этом пути отступления почиталось отделение в латинскую ересь Первого Рима, падение благочестия во Втором Риме – Константинополе после заключения в ХV в. Флорентийской унии и завоевания его турками, воспринятого как Божья кара за унию. Москва в глазах русских благочестивых людей становиться апокалиптическим Третьем Римом, последним православным царством, падение которого будет знаменовать конец истории и воцарение антихриста. После заключения в 1596 г. Брестской унии «Книга о вере» предупреждала: спустя тысячу лет после Христа (1054 г.) отделился Рим, затем, спустя 600 лет (1596г.), – юго-западная Русь, – а теперь следует с особым вниманием ожидать 1666 г. (в Апокалипсисе 666 – число зверя, антихриста).
Никон хорошо понимал, что его власть
в церкви держалась на дружбе к
нему царя. По отношению к его
главной задаче это означало, что
он должен был создать для церкви
независимое от царской власти положение,
пользуясь в то же время поддержкой
самой этой власти. Не видим чтобы
Никон искал опоры в обществе,
в церковной иерархии: против такого
предположения говорило бы уже давление,
которому подвергались с его стороны
созывавшиеся духовные Соборы. Скорее
можно думать, что Никон рассчитывал
обеспечить независимость церкви путем
укрепления своей личной независимости.
Такой смысл могла иметь
С согласия царя, Никон и в официальных документах начинает в это время называться великим государем. Он сохраняет свое влияние на государевы дела и во время бытности царя в Москве. При ближайшем его участии, например, и, вероятно, даже по его мысли, проведена была общая реформа в 1652 г., предпринятая в целях морального оздоровления народа и бывшая целым переворотом в финансовой политике Московского государства. Современники приписывали даже влиянию Никона, объявление войны Швеции. Блестящее положение Никона оставалось, однако, простой случайность и не могло быть прочным, потому что создавало порядок, противоречивший системе московского самодержавия. Никон представлял себе отношения царской и патриаршей власти в общем строе государственной жизни как соправительство двух равноправных сил: царь и патриарх. Молодой царь из дружбы к Никону принял подобное разграничение, но не остался при нем навсегда. Сам Никон, несомненно, дал толчок развитию политического мировоззрения Алексея Михайловича, раскрывая перед ним в беседах идею самодержавия в его теоретическом обосновании и в практическом применении, хотя бы только в сфере государственного управления. Со временем царь должен был уяснить себе в принципиальной постановке, а не в свете личных отношений к Никону, вопрос о взаимоотношении царства и священства.
И в этом случае против Никона оказались
и русская история, передавшая царю
господство над церковью, и воззрения
окружающей Алексея Михайловича
среды. Ненавидящие Никона бояре
старались повлиять на царя путем
«шептания» и клеветы; в том же
направлении действовало своими
жалобами на грубость и жестокость
патриарха духовенство. Все это
подготовило существенную перемену
во взглядах царя, и не случайно из всех
московских царей Алексей Михайлович
является самым ярким и самым
вдумчивым идеологом
Созванный для обсуждения его дела в 1669 г. Собор постановил избрать нового патриарха, а Никона, как самовольно оставившего кафедру, приговорил лишить архиерейства и священства. Царь ввиду возражений Епифания Славинецкого не утвердил соборного приговора, и дело осталось в неопределенном положении.
Эта неопределенность, особенно тягостная для Никона при его нетерпеливом порывистом характере, заставила его поколебаться в своем решении. Он пробует примириться с царем и, встретив с его стороны твердый отпор, начинает явно безнадежную борьбу. Терпя на каждом шагу поражения, он окончательно утрачивает душевное равновесие.
Не раз еще он просит царя «перемениться»
к нему «Господа ради», стараясь вызвать
в его памяти подробности былой
близости, жалуется на свое тяжелое
положение, даже дважды делает попытку
добиться личного объяснения; но в
минуты гнева, углубляясь в вопрос о
соотношении властей и теперь
уже категорически отдавая
Эта задержка подала московским друзьям Никона надежду уладить миром их распрю с царем. Один из них, боярин Никита Зюзин, письмом уверял Никона, что царь желает примирения с ним и что он не встретит препятствий к возвращению на престол. Ночью 1 декабря 1664 г. Никон приехал прямо на утреню в Успенский собор. Оказалось, что он был введен в заблуждение: от царя, созвавшего среди ночи Совет, пришло требование, чтобы Никон немедленно ехал назад. Возможно, что Никона ободряло в этом его последнем шаге и личное отношение к нему царя, который не переставал оказывать своему бывшему другу знаки внимания: посылал ему дорогие подарки, просил благословения и неизменно подчеркивал, что гнева на патриарха не имеет. 2 декабря 1666 г. прибыли в Москву патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, и вскоре был созван Собор, которому предстояло судить Никона. Главным обвинителем на Соборе был сам царь, со слезами на глазах он перечислял разнообразные «вины» бывшего патриарха. Собор признал Никона виновным в произнесении хулы на царя и на всю Русскую Православную Церковь, в жестокости к подчиненным и в некоторых других поступках. Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Белозерский Ферапонтов монастырь.
Жизнь в Ферапонтовом монастыре
сложилась для Никона, особенно в
первое время, очень тяжело. Помимо
материальных лишений, его удручал
крепкий надзор, под которым его
держали. К нему не допускали никого
из посетителей, даже дорога, проходившая
вблизи монастыря, была по распоряжению
из Москвы, отведена, чтобы не допустить
соблазна. С течением времени жизнь
Никона улучшилась. Царь не раз присылал
ему значительные подарки, запретил
излишние стеснения, предоставил доступ
посетителям. Никон приветливо встречал
всех приходящих, делился с бедняками
своими средствами, оказывал больным
медицинскую помощь, и скоро монастырь
наполняется толпами
Молва о нем доходит до южных окраин государства, где в это время поднимается разинское движение; сам Разин шлет в Ферапонтов монастырь своих агентов, приглашая Никона прибыть в его стан. Встревоженное правительство производит следствие, и хотя не нашли доказательств вины Никона, снова усиливают над ним надзор Отношение самого царя к Никону до конца остается благожелательным. Перед смертью царь послал просить у Никона прощения. После смерти Алексея Михайловича наступает в жизни Никона самое тяжелое время. Враждебно относящийся к нему патриарх Иоаким поднимает против него целое дело по разнообразным обвинениям, явившихся результатом ложных доносов. Никон без суда и следствия переводится в более тяжелое заключение – в Кирилло-Белозерский монастырь, и прожил там с июня 1676 по август 1681 года.
Царь Федор Алексеевич, под влиянием тетки своей Татьяны Михайловны и Симеона Полоцкого, успевает под конец, несмотря на упорное сопротивление патриарха Иакима, перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о прощении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых. Он скончался в пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.