Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:58, доклад
1. Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций.
2. Финансирование религиозных организаций.
.
В соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства, государство не финансирует деятельность религиозных организаций. Однако, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О свободе совести…», государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Эти целевые поступления из бюджета должны расходоваться строго по назначению. Иногда они могут иметь существенное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности религиозной организации (например, при неудовлетворительном состоянии культового здания, охраняемого как памятник истории и культуры).
Религиозная организация, как и
любое российское юридическое лицо,
обязана выполнять возложенные
на нее государством обязанности, в
том числе обязанность
Религиозным организациям предоставлены значительные льготы, учитывающие их некоммерческую сущность, большие трудности, с которыми связано ведение хозяйственной деятельности в современных условиях, малообеспеченность основной массы верующих, не способных полностью обеспечить содержание религиозных организаций своими пожертвованиями.
Предоставление религиозным
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 2, ч. 2 НК РФ). Поэтому, в частности, налоговые льготы могут устанавливаться только одновременно для всех религиозных организаций, независимо от их конфессиональной принадлежности.
Льготы по налогам для религиозных организаций:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции:
по реализации (или передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья,
а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.
Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 251.
Таким образом, практика отказа от взимания платы за совершение религиозных обрядов (обряд совершается бесплатно, но лицу, попросившему его совершить, предлагается сделать пожертвование в рекомендованном размере) не имеет целью уклонение от налогообложения. Эта практика связана с желанием религиозных организаций не заниматься прямой «торговлей религиозными услугами» и имеет нравственную, а не экономическую мотивацию.
На основании п. 15 части 2 ст. 149 НК
РФ не подлежит налогообложению (освобождается
от налогообложения) реализация (а также
передача, выполнение, оказание для
собственных нужд) на территории Российской
Федерации ремонтно-
Таким образом, если религиозная организация
выступает заказчиком ремонтно-реставрационных,
консервационных и
Налоговым Кодексом предусматриваются льготы по налогообложению религиозных организаций.
Так, в соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. В отличие от вышерассмотренной льготы по НДС, в данном случае не существует отдельного нормативного документа, устанавливающего перечень предметов религиозного назначения, на доходы от реализации которых распространяется данная льгота. На практике налоговые органы ориентируются на перечень предметов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 г. для применения льготы по НДС.
Соответственно, расходы, осуще
В налоговую базу не включаются целевые
поступления из бюджета бюджетополучателям
(п. 2 ст. 251 НК РФ). Для религиозных
организаций это бюджетное
При определении налоговой базы,
в соответствии с подпунктом 11 пункта
2 статьи 251 Кодекса, не учитывается имущество
(включая денежные средства) и (или) имущественные
права, которые получены религиозными
организациями на осуществление уставной
деятельности. На основании данного положения не подлежат
обложению налогом на прибыль пожертвования, получен
Религиозные организации — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). Это требование призвано обеспечить возможность осуществления контроля за тем, были ли целевые поступления действительно использованы в тех целях, на которые они были получены религиозной организацией. По окончании налогового периода религиозные организации представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Если целевые поступления, в том числе пожертвованное имущество и денежные средства, использованы религиозной организацией не по назначению, не на уставные цели, то они будут признаны внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 НК РФ). Религиозной организации придется включить их в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. (Помимо этого, жертвователь будет вправе требовать отмены пожертвования, согласно ч. 5 ст. 582 Гражданского Кодекса РФ).
Кроме того, согласно подпункту 39 пункта
1 статьи 264 Кодекса, учитываются как
расходы, связанные с производством
и реализацией, расходы налогоплательщиков-орг
Другие налогоплательщики, делающие
пожертвования религиозным
В соответствии со статьей 333.35 НК РФ, п. 1, религиозные объединения освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 381 Кодекса, религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
В письме Министерства финансов РФ от 24 мая 2005 г. № 03– 06–02–02/41 к имуществу, освобождаемому от налогообложения, отнесены:
Та же статья 381 НК РФ освобождает
любые организации от уплаты налога
на имущество в отношении
Религиозные организации должны уплачивать
налог на имущество лишь в части
стоимости того имущества, которое
учитывается на их балансе в качестве
объектов основных средств и не используется
ими для осуществления
В случае, если жилые помещения (квартиры, дома), принадлежащие религиозной организации, используются для проживания священнослужителей, которые, кроме проживания, проводят в этих жилых помещениях религиозные обряды и церемонии, данное имущество может быть отнесено к освобождаемому от уплаты налога на имущество в соответствии со ст. 381 НК РФ.
Необходимо обратить внимание на то,
что нормы главы 30 «Налог на имущество
организаций» Кодекса допускают
возможность предоставления религиозным
организациям дополнительных льгот
по уплате налога на имущество организаций.
Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено,
что при установлении налога законами
субъектов Российской Федерации
могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания
для их использования
Информация о работе Религиозные организации в РФ, как вид некоммерческих организаций