Религиозные организации в РФ, как вид некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:58, доклад

Описание работы

1. Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций.
2. Финансирование религиозных организаций.
.

Файлы: 1 файл

Доклад по религ.орг..docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

В соответствии с принципом отделения  религиозных объединений от государства, государство не финансирует деятельность религиозных организаций. Однако, в  соответствии со ст. 4 ФЗ «О свободе  совести…», государство оказывает  финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории  и культуры. Эти целевые поступления  из бюджета должны расходоваться  строго по назначению. Иногда они могут  иметь существенное значение для  обеспечения нормальной жизнедеятельности  религиозной организации (например, при неудовлетворительном состоянии  культового здания, охраняемого как  памятник истории и культуры).

Религиозная организация, как и  любое российское юридическое лицо, обязана выполнять возложенные  на нее государством обязанности, в  том числе обязанность уплачивать налоги в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах. При этом следует отметить, что положения налогового законодательства учитывают специфику деятельности религиозных организаций.

Религиозным организациям предоставлены  значительные льготы, учитывающие их некоммерческую сущность, большие трудности, с которыми связано ведение хозяйственной  деятельности в современных условиях, малообеспеченность основной массы верующих, не способных полностью обеспечить содержание религиозных организаций своими пожертвованиями.

Предоставление религиозным организациям налоговых льгот является широко распространенной в мире практикой. Налоговые льготы представляют собой  косвенную материальную поддержку  религиозных организаций за счет бюджетных средств (недополученные налоговые поступления в бюджет), то есть разумное отступление от принципа отсутствия государственного финансирования отделенных от государства религиозных  организаций. Имущество религиозного назначения, в том числе культовые  здания и земельные участки, на которых  они размещены, могут обладать большой  номинальной стоимостью, но они не являются объектами коммерческого  оборота, не приносят пропорциональных доходов. Поэтому обложение культовых  зданий и земельных участков налогом  на имущество организаций и земельным  налогом приведет к тому, что очень  многие религиозные организации, в  первую очередь те из них, которые  стеснены в средствах, не смогут выполнять  обязанности по уплате этих налогов. В конечном итоге такой налоговой  политики религиозные организации  окажутся лишены возможности свободно отправлять религиозный культ.

Налоги и сборы не могут иметь  дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев (ст. 2, ч. 2 НК РФ). Поэтому, в частности, налоговые  льготы могут устанавливаться только одновременно для всех религиозных организаций, независимо от их конфессиональной принадлежности.

 

Льготы по налогам для религиозных организаций:

 

  1. Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса, от налогообложения  налогом на добавленную стоимость  освобождены операции:

по реализации (или передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья,

а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.

Перечень указанных товаров  утвержден постановлением Правительства  Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 251.

Таким образом, практика отказа от взимания платы за совершение религиозных  обрядов (обряд совершается бесплатно, но лицу, попросившему его совершить, предлагается сделать пожертвование  в рекомендованном размере) не имеет  целью уклонение от налогообложения. Эта практика связана с желанием религиозных организаций не заниматься прямой «торговлей религиозными услугами»  и имеет нравственную, а не экономическую  мотивацию.

На основании п. 15 части 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается  от налогообложения) реализация (а также  передача, выполнение, оказание для  собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством,культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).

Таким образом, если религиозная организация  выступает заказчиком ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных  работ, то в стоимость работ, оплачиваемых ею ремонтно-реставрационной организации (подрядчику), не должен включаться налог  на добавленную стоимость.

  1. Налог на прибыль организаций

Налоговым Кодексом предусматриваются  льготы по налогообложению религиозных  организаций.

Так, в соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении  налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. В отличие от вышерассмотренной льготы по НДС, в данном случае не существует отдельного нормативного документа, устанавливающего перечень предметов религиозного назначения, на доходы от реализации которых распространяется данная льгота. На практике налоговые органы ориентируются на перечень предметов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 г. для применения льготы по НДС.

Соответственно, расходы, осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются при определении налоговой базы согласно пункту 48 статьи 270 Кодекса.

В налоговую базу не включаются целевые  поступления из бюджета бюджетополучателям (п. 2 ст. 251 НК РФ). Для религиозных  организаций это бюджетное финансирование реставрации, содержания и охраны зданий и объектов, являющихся памятниками  истории и культуры, выделяемое в  соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «О свободе  совести…».

При определении налоговой базы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 251 Кодекса, не учитывается имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности. На основании данного положения не подлежат обложению налогом на прибыль пожертвования, полученные религиозной организацией на осуществление какой-либо деятельности, предусмотренной ее уставом.

Религиозные организации — получатели указанных целевых поступлений  обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных и  произведенных в рамках целевых  поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). Это требование призвано обеспечить возможность осуществления  контроля за тем, были ли целевые поступления действительно использованы в тех целях, на которые они были получены религиозной организацией. По окончании налогового периода религиозные организации представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

Если целевые поступления, в  том числе пожертвованное имущество  и денежные средства, использованы религиозной организацией не по назначению, не на уставные цели, то они будут  признаны внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 НК РФ). Религиозной организации придется включить их в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. (Помимо этого, жертвователь будет вправе требовать отмены пожертвования, согласно ч. 5 ст. 582 Гражданского Кодекса РФ).

Кроме того, согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 264 Кодекса, учитываются как  расходы, связанные с производством  и реализацией, расходы налогоплательщиков-организаций, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций. Это, например, означает, что принадлежащая религиозной организации иконописная мастерская или магазин церковной литературы, перечисляющие свою прибыль религиозной организации, вправе учесть перечисленную прибыль как расходы. Если церковная мастерская получила от продажи икон доход в 1 000 000 рублей, произведя при этом расходы на 800 000 рублей, то она имеет подлежащую обложением налогом прибыль в размере 200 000 рублей (не будучи религиозной организацией, мастерская не имеет льготы по налогу на прибыль от реализации предметов религиозного назначения). Но если эти 200 000 рублей мастерская перечисляет религиозной организации на уставную деятельность, она вправе приплюсовать их к произведенным расходам. В результате 1 000 000 — (800 000 + 200 000) = 0, мастерская не имеет прибыли, подлежащей налогообложению.

Другие налогоплательщики, делающие пожертвования религиозным организациям на осуществление уставной деятельности, не смогут отнести эти пожертвования  к расходам, уменьшающим налоговую  базу (ст. 270 п. 34 НК РФ). Таким образом, в отличие от физических лиц, которые, по крайней мере теоретически, стимулируются делать пожертвования религиозным организациям посредством предоставления налогового вычета при уплате НДФЛ, для жертвователей — юридических лиц такого налогового стимула в настоящее время не существует.

  1. Государственная пошлина

В соответствии со статьей 333.35 НК РФ, п. 1, религиозные объединения освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

  1. Налог на имущество организаций

В соответствии с пунктом 2 статьи 381 Кодекса, религиозные организации  освобождаются от налогообложения  в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

В письме Министерства финансов РФ от 24 мая 2005 г. № 03– 06–02–02/41 к имуществу, освобождаемому от налогообложения, отнесены:

  • «культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности,
  • предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности».

Та же статья 381 НК РФ освобождает  любые организации от уплаты налога на имущество в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако на практике всё находящееся у религиозных организаций имущество, отнесенное к памятникам истории и культуры федерального значения, имеет религиозное назначение. Таким образом, на это имущество налоговая льгота распространяется по двум вышеперечисленным основаниям.

Религиозные организации должны уплачивать налог на имущество лишь в части  стоимости того имущества, которое  учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств и не используется ими для осуществления религиозной  деятельности.

В случае, если жилые помещения (квартиры, дома), принадлежащие религиозной организации, используются для проживания священнослужителей, которые, кроме проживания, проводят в этих жилых помещениях религиозные обряды и церемонии, данное имущество может быть отнесено к освобождаемому от уплаты налога на имущество в соответствии со ст. 381 НК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что нормы главы 30 «Налог на имущество  организаций» Кодекса допускают  возможность предоставления религиозным  организациям дополнительных льгот  по уплате налога на имущество организаций. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации  могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиками. В соответствии со статьей 4, п. 1, пп. 13 Закона г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. № 64, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации освобождены от уплаты налога на имущество, используемое ими для осуществления уставной деятельности. Таким образом, в Москве объектом обложения данным налогом не является любое имущество религиозных организаций, используемое ими для ведения какой-либо предусмотренной их уставами деятельности, в том числе и предпринимательской.

Информация о работе Религиозные организации в РФ, как вид некоммерческих организаций