Религия и ее место в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ темы «Религия и ее место в обществе».
В рамках общей цели решаются следующие задачи:
Исследование понятия и структуры религии
Систематизация знаний о месте, функции и роли религии в обществе
Рассмотрение сущности и специфики положения религии в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие религии и причины ее возникновения 4
2. Структура религии 10
3. Функции религии 14
4. Положение религии в современном обществе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы и источников 28

Файлы: 1 файл

Реферат Религия и ее место в обществе.docx

— 71.22 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Алтайский  государственный технический университет  им. И.И. Ползунова»

 

Факультет       социальных коммуникаций и туризма

Кафедра          регионологии

 

                                    Работа защищена с оценкой ______________

   Руководитель работы ____________________________

подпись и.о.                                   фамилия 

                       «_______» ______________ 2011г.

 

 

 

Религия и ее место в обществе

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине религиозная ситуация в зарубежных странах               

 

КР 032000.62.01

 

 

 

Студент группы                            РВ-01                         Д.С. Гребенюкова

 

Руководитель

курсовой работы                          к. полит.н., доцент                    Т.А. Голуенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ 2011

   СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ 2

1. Понятие религии и причины ее возникновения 4

2. Структура религии 10

3. Функции религии 14

4. Положение религии в современном обществе 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованной литературы и источников 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представленная  работа посвящена теме «Роль и  место религии в обществе».

Религия представляет собой одну из древнейших форм общественного сознания. В недрах религиозных вероучений были сформулированы нормы поведения, которые организуют жизнь человека. Религия выступала  одним из важнейших регуляторов  взаимоотношений людей и хранителем нравственных норм общества.1

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  религия вносит определенный вклад  в развитие  цивилизации и взаимосвязана с ней.

Объектом  исследования является религия.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является анализ темы «Религия и ее место в обществе».

В рамках общей цели решаются следующие задачи:

  1. Исследование понятия и структуры религии
  2. Систематизация знаний о месте, функции и роли религии в обществе
  3. Рассмотрение сущности и специфики положения религии в современном обществе

При написании  реферата были использованы системно-аналитический, сравнительный методы.

В ходе выполнения данной работы большее внимание уделялось  трудам таких авторов как Авксентьев А.В.(доктор философских наук, профессор), Гараджа В.И.(философ и социолог), Яблоков И.Н.(  известный советский и российский религиовед), Осипов А.И.(  богослов, педагог и публицист), немецких философов Г.В.Ф. Гегеля, М. Вебера и др.

Для раскрытия  поставленной темы определена следующая структура: реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и источников. Название пунктов отображает их содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие религии и причины ее возникновения

 

Дать  точное и однозначное  определение  понятия религия невозможно. В  науке таких определений существует множество. Однозначного ответа на вопрос: «Что же такое религия?» не существует.

Существует  несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio - совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Подобным  же образом понимает существо религии и блаженный Августин, хотя он считает, что слово "религия" произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

Таким образом, происхождение слова "религия" указывает на два основных его  значения: соединение и благоговение, - которые говорят о религии  как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.2

По - мнению философа и ученого И. Канта, содержанием религиозного сознания служит понятие о Боге как о нравственном законодателе, и религия заключается в признании человеком всех своих нравственных обязанностей как заповедей Бога.Кант в объяснении своего понимания религии говорит, что разумный человек может иметь религию, но никаких отношений к Богу иметь не должен, потому что о Его действительном существовании человеку ничего достоверного неизвестно. На место Бога в религии он ставит человека с присущим ему нравственным законом. В результате создается некое столь универсальное понятие религии, при котором она может существовать и без признания бытия Бога.3

Другой знаменитый немецкий философ Г.В.Ф. Гегель в «Лекциях по философии религии» дает философское, предельно абстрактное определение религии. Он говорит о том, что религия — это та сфера нашего сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает вся боль чувства; что она есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира. Человека делает человеком мысль как таковая, конкретная мысль или, более точно, то, что он есть дух; в качестве духа человек создает науку во всем ее многообразии,  искусство, интересы политической жизни, отношения, связанные с его свободой, его волей. Однако все эти многообразные формы и все сложное переплетение человеческих отношений, деяний, наслаждений, все то, что ценит и чтит, в чем он видит свое счастье, славу и гордость, — все это находит свое высшее завершение в религии, в мысли, в сознании, в чувстве бога.4

Гегель считает, что религия  есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи); производимых от этих идей чувств и переживаний; культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств.

По Ф. Шлейермахеру (немецкий философ и теолог),Сущность религии – созерцание  бесконечного,  «чувство зависимости»от него в нераздельном единстве. Религия возникает из стремления к бесконечному, к абсолютному единству, она есть непосредственное постижение мировой гармонии. Религия приводит человека в связь абсолютным, уча его чувствовать и сознавать себя частью целого.  А в основании бытия лежит абсолютное мировое единство, "всецелое", или Бог. Все зависит от Бога, но эта зависимость выражается в общей связи природы, а не в Откровении или благодати, ибо Бог не есть личность. У Шлейермахера выражения "Бог", "мировой дух", "мировое целое" употребляются как синонимы. Деятельность Бога равна причинности в природе. "Бог никогда не существовал помимо мира, мы познаем Его лишь в самих себе и в вещах". Все происходит необходимо, человек не отличается от других существ ни свободой воли, ни вечным существованием. Как все отдельные существа, так и люди - это лишь преходящее состояние в жизни вселенной, которое, возникнув, должно и погибнуть.5

Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в  религии стержень культуры, ее конституирующую  идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что  все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу.

В мировом  религиоведении широко представлена точка  зрения, согласно которой появление  и существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности человека и т.д., иначе говоря, с той областью человеческого существования, которая  недоступна управлению и целенаправленному  регулированию.6

В самой  общей форме можно дать такое  определение религии: религия есть опознание Бога и переживание  связи с Богом. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как  умом нельзя познать красоту (а можно  о ней только подумать), так лишь бледное представление об опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай - вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование.7

Теперь  перейдем к вопросу о происхождении  религии, так как он является одним из основных для ее понимания.

К этому  вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и  богословский (собственно религиозный).

 С  точки зрения богословов и  религиозных философов, идея Бога  в человеческом сознании есть  результат сотворения Богом мира  и человека и воздействия на  человека божественной сущности8.

Согласно  Рене Декарту – нам врожденны идеи о Боге, а до врожденности эта идея попала к человеку от самого Бога.

Готфрид Вильгельм Лейбниц основатель богословского рационализма: развертывание декартовых врожденных идей начинается под влиянием опыта, эмпирических знаний. Благодаря этому человечество и пришло к христианству, оно единая религия откровения.

Фридрих Шеллинг учил, что все существующее с результатом первичного акта иррациональной воли, не может быть постигнуто рациональным мышлением. Для этого можно применять лишь эмпирический опыт, который есть в мифологии и религии. Там происходит откровения. Человек с самого начала своего существования обладал созерцательным типом знания и пытался выяснить конечные основы мира, поэтому он дошел до единого, всеобщего Бога. Затем эта идея была потеряна и восстановлена ​​лишь иудаизмом, христианством и исламом.

В рамках научного религиоведческого подхода  также существует множество концепций происхождения религии. В конце 19 - нач. 20 в. широкое распространение получила анимистическая теория, основателем которой был Э. Тейлор. Вполне отвергая сверхъестественное происхождение религии, Тейлор считал, что религия началась с веры в духов и в душу. Эту веру он назвал анимизмом (лат. anima, animus-душа, дух). Позже анимизм был дополнен другими религиозными представлениями, и образовалась целая система религиозных представлений и чувств.

Французский социолог Э. Дюркгейм создал теорию, согласно которой извечным элементом религии является культовые обряды тотемизма, которые стали основой для создания различных религий. Бог - это символ, в котором общество нуждается, а потому все социальное является религиозным. Религия возникает вместе с обществом.

Научное объяснение происхождения религии дает также магическая теория, предложенная Д. Фрезером. Духовное развитие человечества он рассматривал как процесс, состоящий из трех стадий: магии, религии, науки. Основой первобытной религии является магия, у них есть общая черта - влияние на волю неких сверхъестественных сил. Человек сначала пытается бороться  за свое благосостояние с помощью магических средств и  убедившись в их несостоятельности, прибегает к религии. Но со временем человек видит бессилие религии в этом деле, и тогда изобретает науку. Получается, что магия, религия и наука, равны по значению, это звенья единой цепи.

Немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в миро осознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.9

В завершение рассмотрим психологическую теорию, объясняющую появление религии  особенностями психологической природы человека. Эта теория принадлежит З. Фрейду. Религия, по Фрейду, является следствием психических переживаний человека, который находился в стрессовой ситуации. Духовный мир первобытного человека схож с миропониманием душевнобольного, религия и нервное состояние имеют общее, так, психически больной человек так же верит в силу своих идей, как это делал первобытный человек. У Фрейда психическое предшествует социальному и полностью определяет его, а потому психологическое восприятие мира первобытным человеком и вызывает религиозное миропонимания.10

Таким образом, религия — очень сложное и многоплановое явление, не существует единственно верного объяснения самого понятия «религия»,  а также причины ее возникновения. Но совершенно ясно, что религия не случайное образование, навязанное людям жрецами, обманщиками. Религия необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура религии

 

Рассмотрение  роли и места религии в обществе неразрывно связанно с ее структурой. Любой тип религии состоит из следующих элементов: религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных отношений, религиозных организаций и институтов.

Религиозное сознание – система мировоззрения, сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые  содержатся в священных текстах  и писаниях.

Информация о работе Религия и ее место в обществе