Религия и ее место в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ темы «Религия и ее место в обществе».
В рамках общей цели решаются следующие задачи:
Исследование понятия и структуры религии
Систематизация знаний о месте, функции и роли религии в обществе
Рассмотрение сущности и специфики положения религии в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие религии и причины ее возникновения 4
2. Структура религии 10
3. Функции религии 14
4. Положение религии в современном обществе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы и источников 28

Файлы: 1 файл

Реферат Религия и ее место в обществе.docx

— 71.22 Кб (Скачать файл)

Роль  каждой из приведенных функций религии  в истории общества не одинакова. Каждая из этих функций может периодически превалировать или наоборот. Религия задает предельные критерии, идеалы, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Религия в одном отношении может объединять, а в другом разъединять индивидов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки, учреждения, отношения соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-то из них.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Положение религии в современном обществе

 

По статистическим данным середины 80-х годов, большую часть почти  пятимиллиардного населения Земли  составляли верующие: христиане — 1 млрд. 400 млн., из них католики — около 800 млн., протестанты — 400 млн., православные — около 200 млн.; буддисты — около 300 млн.; индуисты — около 600 млн.; мусульмане — около 800 млн.; приверженцы конфуцианства  — около 300 млн.

Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них «религиозный рынок» предлагает сегодня сотни  культов и религий. Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая.

Однако число верующих — хотя и важный, но не единственный и, пожалуй, не главный показатель действительного  уровня религиозности. Проведенные  в 80-х годах в США опросы показали, что только 6% отрицают существование  Бога, а более 80% верят в Бога, «как они его понимают». Но при этом оказалось, что большая часть  из них представляют себе Бога не так, как учит церковь, — не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое  добро, гуманность, разум, Вселенную  и т. д. Те, кто верит в такое  абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными.

Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г ., примерно на одну треть.25

Положение религии в современном  обществе достаточно противоречиво, и  оценить ее роль, возможности и  перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно  сказать, что характерным и закономерным для современности процессом  является развитие секуляризации общественного  сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем  обществе решающее воздействие оказывают  две главные силы современности  — наука и политика. Оказалось, что и научно-техническое развитие, и социальная динамика в современном  обществе ведут к неоднозначным  для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности. Вопрос о том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа. Если вопрос ставится в глобально-историческом масштабе, а не применительно к какой-то конкретной религии в каком-то отдельном регионе, то можно лишь попытаться выявить ту тенденцию, которая является определяющей.26

Вопреки прогнозам религия сохранилась. В XXI в. значительная часть мира, включая  Россию, вступила под знаком религиозного возрождения. Священное продолжает существовать. Это дает основание  некоторым социологам предположить, что религия - особый феномен, в той  или иной форме всегда присутствующий в жизни людей. Дюркгейм отмечал, что в религии есть нечто вечное. Это "вечное", конечно, не те или  иные конкретные символические формы, в которых выражалось религиозное  сознание на протяжении истории. Дюркгейм имел в виду, что в религии воплощен социальный опыт, опыт восприятия людьми общества как той материнской почвы, с которой неразрывно связано все их существование. Религия - не иллюзия и не ложное объяснение мира, вытесняемое истинным - научным. Исторически она связана с развитием науки и культуры. Ее нельзя приравнять к идеологии, хотя идеологический момент в религии присутствует. Она способна пробуждать в людях социальную энергию, нечто такое, что выходит за рамки индивидуальных побуждений и интересов. В религии индивид имеет дело с "трансцендентным", тем, что превосходит его самого, и это трансцендентное, этот объект его религиозного поклонения и почитания - общество как целое. Как и Веберу, Дюркгейму было ясно, что для его современников, тех, кто живет под влиянием современных институтов и чье мировоззрение формируется эмпирическими науками, традиционные западные религии мало интересны и привлекательны. "Старые боги", писал в 1912 г. Дюркгейм, "находятся при смерти или уже мертвы, а новые еще не родились". Традиционные религии не отвечают больше социальному опыту современного человека. Ему нужны другие религии. И если это так, то вопрос о том, имеет ли религия будущее, должен быть, с позиций Дюркгейма, поставлен более корректно. Прежде всего - возможно ли общество без религии? Если понимать религию так, как ее понимал Дюркгейм, то на этот вопрос следует ответить отрицательно: без "священных вещей" общество жить не может, сама потребность в сакральном отмереть не может. Однако, согласно Бонхёфферу, тот Бог, которого предлагала традиционная религия, ныне преодолен и отброшен как естественнонаучная, политическая, моральная и философская гипотеза. Современное общество может жить без веры в трансцендентного Бога теизма. У каждого общества, как и у сменяющихся поколений и эпох, свои святыни.27

Религии действительно продолжают существовать, но в результате всепобеждающего  роста рационализма - в ином, нежели прежде, качестве. Прежде всего, религия совмещается с обществом современного типа, помещается в его системе только в качестве частной сферы жизни, перестав быть центральным институтом, формировавшим "общий универсум" и наделявший социальную жизнь общезначимым высшим смыслом. Конечно, сохраняются попытки государственной власти использовать религию в качестве идеологического ресурса, а церковь (церкви) - как один из источников легитимности. Однако низкая эффективность этих попыток и необходимость прикрывать их формальным признанием свободы совести свидетельствуют о том, что на самом деле религия в современном обществе становится делом индивидуального выбора, что государство освободилось от влияния церкви, а политика - от необходимости религиозного обоснования, даже если светская политика продолжает прикрываться традиционными символами религиозно-политического единства. Не только политика, но и повседневная жизнь (не говоря об экономике) оказывается также в очень высокой степени секуляризованной (хотя различные слои современного общества затронуты секуляризацией в разной степени).

Таким образом, присутствие религии среди современных  институтов (экономических, политических, правовых) остается данью традиционной символике или идеологической риторике, но в наше время ничто социальное - этнос, культура, государство - уже  не несет в себе религиозного смысла и не может его иметь, так что  всякая попытка наделить их религиозным  смыслом, как прежде - ложь или заблуждение. Но это не означает "конца религии", "смерти Бога" - это означает конец  традиционных форм религии, традиционных образов Бога.28

Религиозная вера, которая была способна удерживать эти связи в прошлом, в том  обществе, которого уже больше нет, не способна сделать это сейчас, у нее нет способа справиться с этой задачей в мире господствующей рациональности, плюрализма, индивидуализма. Изменилось общество, и Бог теизма умер. Возврата к той религии нет, как нет возврата к пройденным историей формам общественной жизни. Один возможный случай приватизации религии в обществе современного типа - религия начинает искать опору в этике, в эстетическом субъективизме эмоционального отношения к миру, и когда это удается, религиозный способ миропонимания утрачивает способность сплачивать общество. 

Для большинства  современных людей само существование  духовных ценностей непостижимо, ибо  и по содержанию, и по способу  своего бытия духовные ценности выходят  за рамки обозначенные кругом индивидуальных потребностей. Человек современный  прежде всего материалист, склонный все упрощать: мораль сводить к  психологии, психологию – к биологии, буквально все проблемы бытия  к проблеме обеспечения своей  собственной жизни.29

В странах  Запада на протяжении примерно двух последних  столетий наблюдается процесс секуляризации, который означает постепенное ослабление влияния религии на различные сферы общественной жизни. Этот процесс проявился, например, в сфере образования. В современных западных государствах религиозное образование не входит в программу государственных школ. Помимо этого, в западных обществах на протяжении последних десятилетий постепенно снижается число людей регулярно посещающих церковные службы и постоянно участвующих в религиозных ритуалах. 
        Есть и исключения из этой общей тенденции, например, в США уровень религиозности населения существенно выше, чем в большинстве стран Европы. В то же время, во второй половине двадцатого века в государствах Запада наблюдается рост интереса к нетрадиционным религиям, в том числе религий Востока (буддизм), а также возрастает число последователей вновь возникших сект.30

Реакцией на вызов Запада стал фундаментализм. Фундаментализм - это не просто стремление защитить традицию, это стремление преодолеть модернизацию и секуляризацию. Это объясняет, почему в XX в. преобразования во многих странах вдохновлялись не религиозными идеями, а наоборот – шли под антирелигиозными лозунгами (Россия, Турция, Китай и др.). После Первой мировой войны религия понесла весьма ощутимые, но все же временные потери. Религия сумела уже во второй половине XX в. упрочить свои позиции, включившись в движение за национальное освобождение и возрождение во многих регионах (Индия, арабский Восток, Израиль и т.д.). Религиозные организации включились в деятельность, направленную на решение насущных проблем современности (экология, апартеид, антивоенное движение и др.). Религия получила сегодня возможность вступить в диалог с миром, судьбы которого зависят от нравственной состоятельности человеческого сообщества перед лицом стоящих перед ним глобальных проблем. Такой диалог делает возможным то обстоятельство, что в основе своей культурные ценности, разделяемые большинством современных религий, - это такие общечеловеческие ценности, как любовь, мир, надежда, справедливость.

Однако  политическая, социальная и культурная направленность конкретных религий  и религиозных движений весьма различна. С одной стороны - ориентация на возрождение  традиционных ценностей как реакция  на вызов современности, политическую нестабильность и социальные потрясения. 31

Такова, например, направленность протестантского  фундаментализма 1970-80-х гг. в США, выступавшего за буквальное понимание  Библии, традиционные моральные ценности, монопольное право религии на руководство духовной жизнью общества. Приверженность определенных слоев населения традиционным формам религии, как можно видеть на примере исламского фундаментализма, является реакцией на болезненные процессы модернизации традиционных обществ. Религия в таком виде символизирует приверженность своих последователей политическим или культурным моделям прошлого. Религиозный фундаментализм в социальном плане деструктивен. С другой стороны - религиозное сознание, открытое контактам с другими религиями (межрелигиозному диалогу, экуменизму) и светскому гуманизму. Эта тенденция созвучна духу "планетарного сознания", этики общечеловеческой солидарности, преодолевающей те традиции, которые разъединяют и противопоставляют людей.

Обновление  религии в современном мире возможно лишь на пути обретения нового опыта  в условиях глобализации. Жизнь всех людей на Земле сегодня связана  в единое целое технологией, средствами коммуникации и транспортной связи, межконтинентальной сетью научных  и информационных связей, торговлей  и промышленностью, общими угрозами, ставящими под сомнение дальнейшее существование человечества.

Однако  процесс глобализации внутренне  противоречив. Взрыв этнического  самосознания в наши дни свидетельствует  о страхе перед нивелирующими  тенденциями глобализации, международный  терроризм - о глубине и остроте  конфликтов, сопутствующих глобализации. Если наиболее важным фактором, от которого зависит судьба мирового сообщества, являются человеческие качества населяющих землю миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком в мире, в каком мы сегодня живем.32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Религия - это не только совокупность верований, идей, учений. Это социальная реальность - группы людей, объединенных разделяемыми ими коллективными верованиями, общими символами и ценностями, образом жизни.

Религия необходимо возникает в ходе объективного процесса становления  человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.33

Религия представляет собой одну из древнейших форм общественного сознания. В недрах религиозных вероучений были сформулированы нормы поведения, которые организуют жизнь человека. Религия выступала  одним из важнейших регуляторов  взаимоотношений людей и хранителем нравственных норм общества.34

Рассмотрение  роли и места религии в обществе неразрывно связанно с ее структурой. Любой тип религии состоит  из следующих элементов: религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных отношений, религиозных  организаций и институтов.

Религия выполняет ряд функций. Религия задает предельные критерии, идеалы, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить  ее роль, возможности и перспективы  сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что  характерным и закономерным для  современности процессом является развитие секуляризации общественного  сознания, в результате которой религия  утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов.

Информация о работе Религия и ее место в обществе