Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:48, реферат
Цель работы. Определить взаимосвязь искусства и религии, и определить ее влияние на судьбу культуры.
Задачи.
1)Изучить различные подходы к пониманию влияния религии на искусство в работах великих ученых
2)Понять, что представляет собой современная техника в рамках культуры.
3)Дать характеристику техники, культуры и природы человека.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. У истоков искусства и религии……………………………………………......4
1.1 Дорелигиозная эпоха…………………………………………………………………5
1.2 «Божеское» и человеческое………………………………………………………….6
1.3 Искусство и религия как способ познания мира…………………………………...7
Глава 2. Религиозное искусство…………………………………………………………9
2.1 Понятие религиозного искусства…………………………………………………..10
2.2 Основные функции культового искусства………………………………………...12
2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства..14
Заключение………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы……………………………………………………..17
Понятие религиозного искусства
Разговор
о религиозном искусстве
Религия и искусство в ходе их исторического развития не просто взаимодействовали, они проникали друг в друга, переплетались между собой, сливались, образуя те своеобразные явления истории культуры. Религиозные организации стремились поставить к тому, чтобы подчинить себе искусство, поставить его себе на службу.
Никакая религия не может существовать без культа, т.е. системы особых действий, с помощью которых религиозные люди пытаются влиять на сверхъестественные объекты их веры – духов и т.п. Культовые действия предполагают создание особой обстановки, отличной от повседневности, насыщенной религиозными символами и образами сверхъестественных сил и существ. Уже на заре человеческой истории, в первобытном обществе, культовые действия включали в себя многие эстетические компоненты.
Религиозным искусством можно назвать те произведения искусства, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в ней определенные функции.
Включение
в систему религиозного культа оказывало
существенное воздействие как на
содержание искусства, так и на его
форму. Художественная форма рассматривалась
служителями культа лишь в качестве
средства, способного вызвать у людей
эмоциональное отношение к
В процессе
исторического развития искусство
получало все большую относительную
самостоятельность. Уже в эпоху
рабовладения и феодализма возникает
искусство, не связанное непосредственно
с культом. В античное время развивается
светское зодчество, живопись, скульптура,
литература. Появляются художники-профессионалы,
не связанные с религиозными организациями.
Средневековье существенно
Если
в средние века почти вся живопись
непосредственно обслуживала
Следовательно, ныне существует не только религиозное искусство, включенное в систему культа, но и религиозное искусство, не связанное непосредственно с культом, но имеющее религиозную идейную направленность. Очевидно, к религиозному искусству нельзя отнести то или иное художественное произведение только потому, что его тема, сюжет, образы заимствованы из религиозной мифологии. В искусстве народов Европы немало произведений живописи, скульптуры, литературы, которые используют отдельные сюжеты и образы библейской мифологии, но по своей идейной направленности, по мироощущению очень далеки от христианства.
Таким образом, ни сюжет, ни образы сами по себе не делают произведение искусства религиозным. Религиозным его делает общая идейная направленность, общий смысл. Если художник средствами искусства утверждает реальность сверхъестественного мира и трактует человека как существо слабое и греховное, целиком зависящее от сверхъестественного, данное произведение религиозно.
Искусство, как правило, не воспринимается однозначно разными людьми, т.к. его художественно-образная система весьма сложна и многопланова. Не все глубины художественного произведения бывают доступны каждому зрителю, читателю или слушателю. К тому же на оценку тех или иных произведений художественного творчества всегда влияют субъективные вкусы, пристрастия, симпатии и антипатии. Поэтому при оценке идейного смысла и идейной направленности определенных произведений искусства возможны не только споры, но и резкие расхождения.8
Основные функции культового искусства
Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей, но и его «потребителей» – участников культового действа.
Тем
самым мы можем констатировать наличие
у культового искусства двух функций:
специфически-религиозной (церковной),
укрепляющей и усиливающей
Между
указанными двумя функциями культового
искусства существует весьма сложное
и противоречивое взаимоотношение:
с одной стороны, при определенных
условиях эстетическая функция может
усиливать религиозное
Если это глубоко верующий, то, естественно, в его сознании эстетическая сторона того или иного культового объекта или действия будет всегда подчинена религиозной стороне.
Для
убежденного приверженца
В этом эпизоде ярко проявилось отношение к иконе ревностной последовательницы православия. Для нее икона – предмет поклонения, но ни в коем случае не объект чистого любования, эстетического созерцания.
У неверующих
и колеблющихся религиозная функция
нередко оттесняется
Но взаимоотношение эстетической и религиозной функций культового искусства зависит не только от позиции воспринимающего субъекта. Во многом оно определяется и объективными особенностями того или иного произведения религиозного искусства. Икона может быть замечательным и оригинальным творением художника, но она может быть и ремесленной поделкой «богомаза», безвкусной и грубой копией. Естественно, что ее эстетическое воздействие в этих двух случаях будет различным, хотя основные культовые функции останутся без изменений.10
Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Включение
искусства в систему
Первоначально, в ранних формах религии, существовавших в первобытную эпоху, сверхъестественное еще не отделилось от естественного, земного. Соответственно и художественные образы, используемые в ходе религиозно-магических обрядов, также конкретны, взяты из окружающей природы или родоплеменного быта.
Лишь на более поздних этапах развития первобытного общества возникает понятие сверхъестественного существа, или сущности: дух или душа. В дальнейшем безличные духи персонифицируются и превращаются в богов, наделенных именем и воспринимаемые как особые могущественные сверхъестественные личности.
Однако духи и боги еще не отделены четко от природных стихий, зверей и людей. Например, в Древнем Египте бог Гор изображался в виде сокола, Анубис – с головой собаки, богиня Сохмет – с головой львицы. Эти боги походят на людей не только внешне (поскольку они изображались в облике могучих и прекрасных мужчин и женщин), но и с точки зрения их поведения, приписываемых им психологических черт и особенностей. Боги Древней Эллады – это возвеличенные и идеализированные образы людей, которым свойственны не только добродетели, но и пороки. От людей их отличает лишь бессмертие.11
Дуализм
естественного и
Богословская и философская проблема соотношения Бога и человека имела непосредственное отношение к судьбам культового искусства в монотеистических религиях. Ведь любое изображение Бога возможно лишь в земных формах, в формах «естественного», реального мира. Следовательно, изображая Бога, художник как бы низводит Его до уровня чувственно воспринимаемой реальности. Но Бог, согласно вероучению монотеистических религий, есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки.
Иудаизм и ислам пошли по пути запрета всяких изображений Бога в храмах. В исламе запрет изображать Бога был распространен на изображениях живых существ вообще – как человека, так и животных. Мусульманам запрещалось создавать рисунки и скульптуры с изображениями животных и людей.
Этот
запрет существенно повлиял на развитие
искусства в мусульманских
В христианстве, начиная с первых веков его существования, были две тенденции. Первоначально многие «отцы церкви», активно боровшиеся против «языческой» античной культуры, выступили против любых изображений божества и вообще против искусства, рассматривая его как пагубное идолопоклонство. В христианстве победила точка зрения, признававшая допустимым изображения Бога и святых в церкви.12
Художественные
средства и приемы, использовавшиеся
в средневековом культовом
Таким
образом, символ – это наиболее удобная
форма «изображения»
В церковных
фресках, мозаиках и иконах в Византии
цвет приобретал также символическое
значение. Так, золото было символом «божественного
света», пурпур – символом царской
власти, белый цвет – символом чистоты,
отрешенности от мирского, черный цвет
символизировал смерть, ад, зеленый
– юность, цветение и т.п. Требования
церкви к культовому изобразительному
искусству фиксировались в
Вывод можно сделать таков, что культовое искусство возникало и развивалось на основе подчинения художественного начала религиозному. Главным для него было не отражение реальной действительности, а «приближение» человека к Богу, возбуждение в нем религиозных образов и настроений.
Главная задача церковного канона состояла в том, чтобы сохранить религиозную направленность изображений, обеспечить вполне определенное их воздействие на посетителей храма. Отсюда неизбежно вытекала тенденция к схематизации и условности культовых изображений. Изображая сверхъестественный мир, нужно было отделить его от естественного, противопоставить последнему.14
Хотя
церковь и стремилась свести иконопись
к выражению богословских идей, христианских
образов и представлений, в действительности
творения талантливых древних