Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа
Религия многогранное, сложное, общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации. В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами. Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня».
Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали у народов представление о неизбежности, ниспосланности свыше тех порядков, которые царят в мире. Из века в век они складывались в целую систему мировоззрения, согласно которому, от тягот земных удалось бы избавиться в лучшем случае после Страшного суда и второго пришествия Христа. А до того - приходилось лишь терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном.
Словом, на протяжении долгих веков или даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и литературные произведения - все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Хотя, крайне важно учесть, что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы существенно рознилось в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям, темпам и результатам социальной эволюции европейских стран.
На Западе протест против
всесилия церкви, приведший к Реформации,
дал сильнейший толчок антиклерикализму
(светскому) развитию вне русла церковного
влияния. На Востоке же слияние православной
церкви с государством создало значительно
более мощную систему незыблемой
и освященной церковным авторитетом
самодержавно-деспотической
Известно, скольких усилий это потребовало даже в том, на редкость благоприятном для реформ варианте, который связан с именем и действиями Петра I, энергично и упорно пробивавшего «окно» в Европу. А ведь оно имело огромное значение: через это «окно» проникали импульсы колоссальной разрушительной силы, способствовавшие преобразованиям, как в общественном устройстве страны, так и в культуре. Добиваясь своей цели, Петр упразднил даже русский патриархат, место которого занял Святейший Синод, ставший послушным орудием императора в его деятельности. «С фасада» Государство Российское стало светским, но корнями - культурными традициями, все же, уходило в многовековую религиозность, что в свою очередь привело к глубокому церковному расколу.
Уже в XI в. церковь раскололась на западную, католическую, и восточную, православную. Католическая церковь, подчиненная римскому епископу - папе, сохранила строгую централизацию, которая особенно резко проявлялась на фоне политической раздробленности европейских стран в феодальную эпоху. Отдельные герцоги, короли, враждовавшие между собой, не могли противостоять могущественной и жестко централизованной власти католической церкви и ее главы. Католическая церковь сама стала крупнейшим и сильнейшим феодалом, собрав путем разных пожалований и дарений огромные земельные и другие богатства: монастырские и прочие церковные владения. Римский папа претендовал на верховную власть во всем христианском мире, власть не только духовную, но и политическую.
Восточная же, православная церковь, сама распалась на несколько национальных церквей, подчиненных светским царям и императорам. Сильнейший из православных иерархов, константинопольский патриарх, сам был подчинен восточно-римскому (византийскому) императору. Восточная церковь также стала одним из звеньев феодально-крепостнической системы.
В связи с развитием буржуазных отношений, преодолением средневековой схоластики, а также в результате появления в Западной Европе новых, более сильных и сплоченных государств, возник стихийный протест против чрезмерного централизма и неумеренных притязаний католического Рима: от католической церкви начали откалываться различные «протестантские» вероисповедания и секты, отказывавшиеся признать главенство папы; зато они крепко связались со светскими властями. Это были последователи Кальвина в Швейцарии, Лютера в Германии и др. Протестанты весьма упростили культовую обрядность, богослужение, перевели священные книги на национальные языки, чем немало помогли развитию этих языков. Протестантизм в разных его ответвлениях особенно распространился в центральной и северной части Европы. В южной и западной частях Европы протестантизму укрепиться не удалось.
В настоящее время католицизм господствует в Испании, Португалии, Италии, Франции, Ирландии, Бельгии, Австрии, где, однако, есть некоторое количество протестантов - кальвинистов и лютеран. Католическая религия преобладает среди верующих в Польше, Венгрии и Чехословакии, хотя в двух последних странах немало и протестантов. Католичество господствует также на Мальте и в других малых - государствах Европы - в Монако, Лихтенштейне, Сан-Марино, Андорре, в Швейцарии, в ФРГ. В ГДР сравнительно небольшое число католиков в южных округах, главным образом среди лужичан. В Нидерландах католицизма придерживаются жители южных провинций. Среди верующих англичан католиков около 7%, среди шотландцев - около 15%, в Северной Ирландии - несколько больше трети. Католичество преобладало до недавнего времени также в северо-западной части Югославии (словенцы и хорваты), в Северной Албании. В остальных европейских странах число католиков очень невелико.
Хотя католицизм представляет собой строго централизованную религию, отдельные небольшие группы католиков отказывались уже в новое время от подчинения римскому папе: так, после принятия Ватиканским собором в 1870 г. догмата о непогрешимости папы в делах веры небольшая часть католиков не приняла этого догмата и образовала особую «старокатолическую» церковь. Небольшие группы старокатоликов существуют сейчас в ФРГ, Швейцарии и Нидерландах. В 1920 г. в Чехословакии возникла национальная католическая «чешская церковь», отказавшаяся подчиняться Риму.
Протестантизм в разных его вероисповеданиях и сектах господствует в настоящее время в Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Финляндии, в большей части ФРГ, в Западном Берлине, причем во всех этих странах распространено лютеранство. Лютеране есть также во Франции (главным образом в Эльзасе), были в Польше (мазуры), в Чехословакии (среди словаков). В Нидерландах и Швейцарии преобладают кальвинисты-реформаты. Кальвинисты есть во Франции, остались среди верующих еще в Венгрии и Чехословакии. В Великобритании и Северной Ирландии распространено несколько ответвлений протестантизма. В Шотландии преобладают кальвинисты-просвитериане, в Англии и Уэльсе - англичане, а также методисты, баптисты и члены других сект, в Северной Ирландии-просвитериане и англичане. Последователи других протестантских сект рассеяны по разным странам, но лишь мелкими группами.
Православие издавна распространилось из Византии в страны, находящиеся на востоке и юго-востоке Европы. В настоящее время оно составляет преобладающую религию в Греции, было распространено в Болгарии, Румынии, в южной половине Югославии (среди сербов, македонцев, черногорцев), в восточных районах Чехословакии и в южной части Албании.
Мусульманская религия впервые была принесена в Европу арабскими завоевателями. Она распространилась на Пиренейском полуострове в период господства там арабов, но исчезла с их изгнанием в XV в. Более долговечен, оказался ислам на Балканском полуострове, куда он был принесен завоевателями-османами в XIV - ХЧ ьв, Ислам был господствующей и привилегированной религией на Балканском полуострове в период Османской империи; его придерживались помимо самих турок большая часть албанцев (особенно в средней части Албании), часть жителей Боснии и Герцеговины, часть македонцев, небольшая часть болгар на юго-западе Болгарии («помаки») и татары.
Цыгане исповедуют обычно преобладающую религию тех стран, где они живут: есть цыгане православные, католики, мусульмане. Иудаизм как национальная религия евреев распространен там, где есть верующие евреи.
«В современных европейских странах остро стоит вопрос о том, как объединить граждан одной нации. И религиозное образование в школах является важной гранью этого вопроса. Объединит ли оно или приведет к нетерпимости? Ослабит ли факультативное религиозное образование нетерпимость? Остановит ли веротерпимость процесс секуляризации и развитие идеологии индивидуализма?
Проблема религиозного образования имеет глобальный характер. В государстве Индонезия, основанном в 1949 году, вопрос его контроля стал причиной споров, как только молодая республика стала считаться светским, а не исламским государством.
Сравнивая Россию с Западной Европой, нужно принять во внимание различия между странами внутри самой Европы. В некоторых странах (в Италии, Греции, Дании) религия все еще определяет нацию. В других странах (в Великобритании, Германии, Швейцарии) нормой является мультиконфессионализм, в третьей группе (в Бельгии, Испании, Турции) противостоят светские и религиозные традиции, в четвертой группе (Франция, США) религия отделена от государственного образования. В Америке созданию единого государства, как считают, послужила гражданская религия, во Франции – республиканские добродетели: свобода, равенство, братство. Возвращаясь к Европе, следует вспомнить, что в XIX веке религиозное образование сменилось светским, и в современных университетах появилась светская специальность – «теология». 150 лет назад кардинал Ньюман, ректор Католического университета Ирландии, в своей книге «Идея Университета» пытался определить отношения либеральных искусств и теологии. Уже когда во второй половине XX столетия англосаксонский мир стал размышлять о цели университетского образования, кардинала вспомнили.
Религия - форма культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа и религии. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии.
Заключение
Тема контрольной работы
посвящалась изучению взаимосвязи
культуры и религии. Социально-исторической
и теоретико-познавательной проблеме,
важность которой традиционно признается
и обсуждается в плане значения эволюционных
изменений и динамики этих двух сфер общественной
жизни. Это вопрос мировоззренческого
и идеологического характера, определяющий
во многом социально-культурное и общественно-политическое
развитие, как отдельных стран, так и мирового
сообщества в целом. Их интеграцию на основе
толерантности, взаимного проникновения
и духовного обогащения. Ведь при любых
различиях в уровнях развития религии
и культуры, либо их соотношения между
собой, они всегда останутся существенными
факторами личной и общественной жизни.
Проблема взаимодействия религии и культуры
в истории человеческой мысли играет огромную
роль для конкретного социума и человечества
в целом. Религия и культура оказывают
огромное влияние на личную, общественную
и государственную жизнь. Роль религии
и культуры велика не только в становлении
национальной идентичности, но и в устранении
конфликтов на этноконфессиональной почве,
развитии диалога культур. В тоже время
конфликт религии и культуры способен
привести к вражде, культурной разобщенности
и религиозной нетерпимости даже в пределах
одного государства.
Для современной России решение вопроса
о собственной культурной идентичности,
религиозных и конфессиональных ее аспектах,
также связано с выбором той или иной модели
взаимодействия культуры и религии.
Духовная культура, формируясь в течение
веков и тысячелетий, выполняла две основные
социальные функции - выявление объективных
законов бытия и сохранение целостности
социума. Первая из них - функция познавательная,
которую реализуют в системе духовной
культуры наука и отчасти искусство, а
вторая - регулятивная, которую выполняют
политическая, правовая и моральная культура,
религия, искусство и др. Эти элементы
духовной культуры осуществляют «теоретическое»
и «практически-духовное» освоение действительности.
Религия является необходимым
составным элементом
Таким образом, основная роль
религии состоит в придании человеческим
нормам и ценностям характера
абсолютного. Неизменного, не зависящего
от конъюнктуры пространственно-
Список использованной литературы:
1)Гуро В.Н.Религия как форма развития культуры//Культура. Искусство.Религия.Л.,1990.
2)Илларионов Г.А. Религия
и культура: классификация моделей
взаимодействия. //Молодежь и наука
XXI века. Материалы X всероссийской
научно-практической
3)Лобковиц Н.Христианство
и культура//Вопросы философии.
4)Мень А. История религии. Т.1. - М: Слово, 1991.
5)Миронова М. Н. «Религия в системе культуры» М. «Наука» ,1992.
6)Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во политической литературы, 1989.
7)www.interfax-religion.ru. 14 марта 2008.
8)www.pravoslavie.ru/jurnal.
Религиозное образование в Европейских
государственных школах.