Религия и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

В последнее время происходит увеличение политической активности религиозных организаций и движений, в связи с чем в современной ситуации конфессиональный фактор становится одной из существенных составляющих национальных и многих международных политических процессов. Исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии, можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности. Это позволяет отметить своеобразную гармонию в сфере политико-конфессионального взаимодействия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Религия……………………………………………………………………..3
1.1.Определения религии…………………………………………………...3
1.2.История формирования религий……………………………………….5
1.3.Характерные черты……………………………………………………..6
1.4.Функции религии……………………………………………………….6
2.Взаимосвязь религии и политики………………………………………..7
2.1.Роль религии в политике……………………………………………….7
2.2.Политические доктрины христианства………………………………..8
2.3.Политическая доктрина ислама………………………………………12
3.Заключение………………………………………………………………14
4.Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

рефёр.docx

— 47.00 Кб (Скачать файл)

                                                  

Министерство образования и  науки Российской Федерации.

ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева

Филологический факультет.

Кафедра ИТОМ.

 

 

Реферат

Религия и политика

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 13 (б) группы, Румянцев К. А.

Проверила: Старший преподаватель кафедры ИТОМ Васильева Н.В.

 

Красноярск 2013.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3

1.Религия……………………………………………………………………..3

1.1.Определения религии…………………………………………………...3

1.2.История формирования религий……………………………………….5

1.3.Характерные черты……………………………………………………..6

1.4.Функции религии……………………………………………………….6

2.Взаимосвязь религии и политики………………………………………..7

2.1.Роль религии в политике……………………………………………….7

2.2.Политические доктрины христианства………………………………..8

2.3.Политическая доктрина ислама………………………………………12

3.Заключение………………………………………………………………14

4.Список литературы……………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

В последнее время происходит увеличение политической активности религиозных  организаций и движений, в связи с чем в современной ситуации конфессиональный фактор становится одной из существенных составляющих национальных и многих международных политических процессов. Исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии, можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности. Это позволяет отметить своеобразную гармонию в сфере политико-конфессионального взаимодействия. Однако именно глобализация и характерные для неё процессы размывания культурных и национальных идентичностей становятся сегодня одним из важнейших факторов, влияющих на обращение религиозных сил к инструментам политики.

Прежде чем рассмотреть проблему религии и политики необходимо выяснить, что вообще из себя представляет религия.

                                                     Религия

                                         Определения религии

Религия — это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный  представлением об инобытии (загробном  мире) как доминирующем по отношению  к обыденному существованию реальности.

Религия присуща человеческому  обществу на протяжении всей его истории  и охватывает до настоящего времени  подавляющую часть населения  земного шара. Всеобщность религии — один из самых впечатляющих фактов всемирной истории.

Религия представляет собой прежде всего мировоззрение, основывающееся на конкретных утверждениях о Боге и Его отношениях с человеком. Эти утверждения, или религиозные истины, иногда называют догматами.

Излагаются они в основополагающих текстах — священных книгах-писаниях, а также в важнейших церковных  документах и сочинениях высших церковных  авторитетов.

Выражением религии является её культ, т. е. совокупность всех богослужебных  и обрядовых норм (люди, являющиеся служителями культа, — священнослужители), а также храмы, которые в разных религиях имеют разные конструкции  и внутреннее убранство. Они имеют разные названия: у христиан — церкви, соборы, часовни, у мусульман — мечети, у иудаистов — синагоги, у буддистов — дацаны, хурулы и хурэ, у последователей религиозных сект — молельные дома.

Термин «религия» происходит от латинского religio — благочестие, набожность. Религия — это тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни. В основе религии лежат вера в реальное существование Бога и чувство зависимости от Него, почтение и почитание Его. Религия включает в себя не только веру и чувства, но также поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий. На протяжении всей истории люди пытались постичь и осмыслить религию, благодаря чему возникали различные концепции и классификации религии, о чём также пойдёт речь в следующем разделе.

Существует много определений  религии, авторы некоторых настаивают на абсолютности какой-либо одной религии  и соответственно дают только её дефиницию (например, определение религии христианскими  авторами), другие дают широкое определение  религии (например, буддисты), под которое  можно подвести многие социальные явления, включая саму жизнь. Приведём несколько  определений, которые даны известными учёными, изучавшими феномен религии.

Эрих Фромм, психолог: «Религия — это система ориентации человека в мире, образец преданности цели, идее или силе, превосходящей человека»1.

Эмиль Дюркгейм, социолог: «Религия — система верований и практик, относящихся к вещам, священным, обособленным, запретным, которая объединяет в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает».

Клифорд Гирц, антрополог: «Религия — система символов, которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций; она формирует представления об общем порядке бытия и придаёт этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными».

 

В отечественном школьном образовании, где до последнего времени  о религии почти не было речи, целесообразно придерживаться определения, которое приемлемо как для  неверующего, так и для верующего  человека.

                            История формирования религий

Религиозные проявления в  жизни людей известны с древних  времён и в разных культурах. Зачатки  религии в виде погребального  культа обнаруживаются в самых древних  захоронениях человека почти 40 тыс. лет  тому назад. Даже неандертальцы и  кроманьонцы, от которых произошёл  современный человек, хоронили умерших  с ритуальным обустройством могилы и с погребальными предметами.

У самых древних племён и народов были представления  о духовной силе и духовной энергии. В индийской традиции есть понятие  дхармы, которое означает космический  принцип бытия, законы поведения  человека и истинное знание. В славянской дохристианской традиции понятием «вера» выражались твёрдая душевная склонность к истине, праведное поведение и богопочитание. Такое представление перешло и в православие. Это говорит о том, что религия представляет собой необходимый этап в эволюции человека. Она формируется на определённом уровне его духовного развития, когда появляется некое общее отношение к жизни на основе представления о существовании после смерти, т. е. о загробном мире, об инобытии.

Во всех религиях во все  времена есть одно общее — это  обращение сознания человека на инобытие. Через религию сознание человека не просто отражает реальность, а как  бы преображает её. Религия достраивает  картину мира образами сверхбытия через представления (вероучения, священные тексты) и эмоции (благоговение и любовь, страх и трепет). Вместе они в устойчивой форме составляют религиозный культ, или, как иногда говорят, религиозную систему.

В своей эволюции религия  прошла путь от архаики (магия, анимизм, шаманизм) до мировых религий с  их объёмными священными писаниями  и учениями, сложными институтами  и иерархией профессиональных служителей. Новые религиозные культы могут  возникать и в наше время. Понятием «религия» (religio) первыми стали пользоваться римляне. В своей духовной жизни этим словом они определяли сферу верований и обрядов, благоговейное и почтительное поклонение богам. В русской культуре слово «религия» вошло в оборот в XVIII в. Оно было связано прежде всего с верой в Бога. Аналогичные понятия имеются в исламской и еврейской религиозных культурах, но они больше тяготеют по своему смыслу к культу, обычаю, закону. У буддистов нет понятия «религия» как веры в Бога, а есть понятие высшего духовного начала и пути спасения.

 

                                        Характерные черты

Каждая религия несёт  в себе такой тип знания, который  не может быть проверен или опровергнут  с позиции другой религии, а также  с позиций научного (нерелигиозного) знания или здравого смысла. Религия — это мощный фактор мотивации в поведении человека и человеческих коллективов, она обладает огромной креативной силой. Креативный потенциал религии проявляется прежде всего во многих сферах духовной жизни, в интеллектуальном труде, художественном творчестве, социально-экономических и политических преобразованиях реальности. Однако религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека. Таким образом, религия — это одновременно социальный институт, область духовной жизни и часть культуры.

                                            Функции религии  

Мировоззренческая - религия наполняет жизнь верующих неким особым значением и смыслом;  

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая - возможности религии компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью;2  

Коммуникативная - общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами, духами (общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности);  

Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей;   

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями;

 Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях; 

Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.); 

Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Религия моделирует будущее  общество, к которому призывает стремиться своих сторонников. Религия, как правило, идейное общество переносит на небо, но, тем не менее, каждая религиозная идеологическая система всегда имеет свой проект идеального общественно-политического порядка и на земле. 

                              Взаимосвязь религии и политики

                                      Роль религии в политике

Религия по-прежнему в значительной мере влияет на политическую жизнь  в большинстве стран мира, включая  страны, где большая часть населения  нерелигиозна.

Религия решающим образом  влияет на политическую культуру большинства  стран и народов мира.

Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики  государств, политических партий, общественных организаций.

Религиозные праздники являются также и государственными в большинстве  стран мира.

Религиозные деятели входят в состав политической элиты многих стран.

Присяга высших должностных  лиц при вступлении в должность  часто сопровождается религиозным  обрядом.

                          Политические доктрины христианства

Католицизм

Западная Римская империя  прекратила свое существование в 476 году и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Но все эти мелкие государства объединялись христианством.

Со времен Римской империи  сохранилась жесткое централизованное иерархичное устройство Церкви и  латинский язык в качестве главного языка. При этом на Западе был только один город - Рим, архиепископ которого считался одним из самых влиятельных  в христианском мире и носил титул  папы.

В результате в средневековой  Европе сложился папоцезаризм – идея превосходства церковной власти, представленной папой Римским, над светской властью.

Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога. При наиболее могущественных папах, теория «двух мечей» означала, что светские правители должны всего лишь выполнять повеления пап. Короля, не подчиняющему папе, можно сместить, заменить, даже убить. Его «меч» также принадлежит церкви.

Священническое служение рассматривается как высшее, а императорское - как низшее и ему подчиненное. С такой точки зрения, император возводится на престол «по воле (nutu) Бога и святого ключника Петра».

По мере формирования и  укрепления национальных государств папство  все больше само попадалось под контроль светских властей.

Теорию «двух мечей» стали  использовать  для оправдания полной самостоятельности светских королей. В дальнейшем эта теория перестала использоваться как светскими, так и церковными теоретиками.

Информация о работе Религия и политика