Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:55, реферат
В последнее время происходит увеличение политической активности религиозных организаций и движений, в связи с чем в современной ситуации конфессиональный фактор становится одной из существенных составляющих национальных и многих международных политических процессов. Исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии, можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности. Это позволяет отметить своеобразную гармонию в сфере политико-конфессионального взаимодействия.
Введение……………………………………………………………………..3
1.Религия……………………………………………………………………..3
1.1.Определения религии…………………………………………………...3
1.2.История формирования религий……………………………………….5
1.3.Характерные черты……………………………………………………..6
1.4.Функции религии……………………………………………………….6
2.Взаимосвязь религии и политики………………………………………..7
2.1.Роль религии в политике……………………………………………….7
2.2.Политические доктрины христианства………………………………..8
2.3.Политическая доктрина ислама………………………………………12
3.Заключение………………………………………………………………14
4.Список литературы…………………………
Чисто католическим является догмат о непогрешимости папы Римского, сделавший римского архиепископа высшим авторитетом в вопросах веры для католиков.
С целью сохранения единства владений и богатств церкви в ХI в. был введении целибат – безбрачие белого (приходского) духовенства. Это приводило к тому, что даже самые богатые и влиятельные иерархи церкви оставались лишь пожизненными пользователями ее богатств, будучи не в состоянии передать их по наследству.
Одновременно в католичестве были созданы монашеские ордена – объединения монастырей с общим уставом. Ордена напрямую подчинялись папе и были поэтому независимы от местных церковных властей.
Таким образом, даже в случае неповиновения какого-нибудь короля, которого могло поддержать местное духовенство, ордена оставались верны папе.
Наконец, на страже интересов церкви всегда была инквизиция.
В конце XIX в., убедившись в поражении жесткого противостояния светским властям, Папство сменило тактику. В 1891 г. папа Лев ХШ издал энциклику (послание по вопросам веры и политики) «Рерум новарум», в которой призвал католиков признавать светские законы, уважать конституционный строй, но вместе с тем, создавать свои партии, профсоюзы, общественные организации, и активно участвовать в политической жизни.
В католических странах стали возникать партии, обычно называвшие себя народными, или, несколько позднее, христианско-демократическими. В ХХ веке христианская демократия стала одной из влиятельнейших политических сил во многих странах Европы.
В наши дни христианско-
Православие
В конце римской эпохи сложились два противоположных христианских религиозно-политических учения. В восточной части римской империи, впоследствии названнойВизантией, сложилось явление цезарепапизма, то есть превосходства императорской власти над властью церковной.
На Востоке существовали
сразу несколько крупных
В эпоху императора Юстиниана (527-565 гг) появилось понятие «симфонии», то есть «созвучия» светской и духовной власти. В соответствии с «симфонией», Церковь спасает бессмертные души христиан, защищая незыблемость обрядов и догматов, а грешными бренными телами ведает светская императорская власть.
Благодаря теории «симфонии» восточная церковь не выдвигала никогда политических требований, но при этом малейшие расхождения с обрядностью и догматами, принятыми на Вселенских Соборах, вызывала серьезнейшие политические потрясения.
Идеальным политическим устройством православие считает царскую власть. Царь, являясь Помазанником Божиим, должен только перед ним держать ответ, а не перед народом. Самодержавие создается не только волей Божьей, но и по образцу Царства Божия. Поэтому в православном царстве не может быть конституционных ограничений, парламентов и т. д. Православие, таким образом, неразрывно связанна с определенной формой правления - самодержавной монархией.
В России, в полном соответствии с цезарепапизмом, светская власть распоряжалась церковным имуществом. Со времен Петра Великого церковь была превращена в незначительное министерство. Сама церковь никогда не претендовала на участие в политических делах. Даже в годы потрясений большевистской революции церковь заняла позицию неучастия в Гражданской войне.
В 1927 г. местоблюститель патриаршего престола Сергий, крупный философ, многократно подвергавшийся арестам, но никогда не отрекавшийся от своих взглядов, тем не менее, поместил декларацию, в которой объявил о поддержке советской власти.
Государство пошло на примирение с Русской православной Церковью в годы Великой Отечественной войны, закрыв антирелигиозные газеты, распустив «Союз воинствующих безбожников». Сталин встретился в сентябре 1943 г. с высшими церковными иерархами и фактически согласился с их пожеланиями, выпустив находящихся в заключении священников, разрешив избрать патриарха на вакантную с 1925 г. должность, и разрешив церкви приобретать здания, открывать храмы и религиозные учебные заведения.
При Н.С.Хрущеве возобновилось гонение на церковь. За 1959-64 гг. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Тем не менее, Русская Православная церковь продолжала в полном соответствии с цезарепапизмом, сосуществовать с властью, у которой атеизм был частью официальной идеологии.
После перестройки и распада
СССР РПЦ по-прежнему занимает позицию
принципиального
Несмотря на стремление всех политических партий привлечь Церковь на свою строну, духовенство и миряне остаются в стороне от политических страстей.
Протестантизм
Протестантизм родился в ХVI в. и связан своим происхождением с Реформацией - социально-идеологическим движением, направленным против католической церкви и феодальных порядков.
С самого начала протестантизм был разнородным движением, никогда не имевшим единой организации.
В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций.3
Характерной особенностью протестантизма
является отрицание необходимости
церковной иерархии, считая, что
не должно быть посредников между
Богом и человеком в виде церковной
организации. Это приводит к тому,
что протестанты редко
Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой каждый мог проповедовать. Поэтому не удивительно, что протестанты в политике тяготели к демократии.
Именно протестантские страны
стали первыми в истории
Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры, приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий.
Даже христианско-
В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.
В Германии, Нидерландах, Канаде,
Швейцарии протестантизм
Политическая доктрина ислама
Ислам - самая молодая из мировых религий.
Слово «ислам» имеет несколько значений:
* буквально переводится как мир;
* другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»).
Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.
С точки зрения Корана (священная книга ислама), ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были пророки – Авраам, Моисей, Иисус.
В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.
Является на сегодняшний день самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы.
В самом деле, за последние
полвека страны традиционного ислама
Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама.
Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии.
В основе политической системы ислама лежат три основных принципа:
* Таухид (единобожие),
* Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда),
* Хиляфа (наместничество).
Таухид - принцип единства Аллаха - всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально.
Ни один индивидуум, семья, класс общества или раса не имеют права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем и Его предписания - закон.
Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям.
Хиляфа - по исламу человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником.
Поэтому он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом.
В действительности это означает,
что управлять мусульманской
общиной после пророка
Борьба за власть между преемниками пророка в VII в. породила раскол ислама на суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм.
Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что управлять мусульманами могут только потомки Али. Все остальные правители, даже мусульмане, не могут считаться истинными правителями.
Шииты неоднократно поднимали
восстания и создавали
В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране – Иране.
В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свернув прозападный режим шаха и установив своеобразный политический режим – исламскую республику.
В Иране существует парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель – факих, или рахбар.
Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны – сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда).
У них отсутствует единое духовное руководство после ликвидации халифата в 1924 году.
Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка.
Политика и религия неизменно связаны между собой многими нитями, хотя в принципе призваны разными средствами способствовать личному и общественному благу людей. Имеющийся в России солидный негативный исторический опыт смешения этих средств свидетельствует, что это обычно приводит к превращению церкви в придаток государства или внегосударственных политических организаций.
В то же время бывали случаи,
когда и государство шло на
поводу у интересов церкви (например,
участие российского
И так было не только в XVII в. при патриархе Никоне, когда возникли раскол и религиозная война, в хо-де которой заживо сжигали своих же православных соотечественников, отправляли их в кандалах в Сибирь, лишали гражданских прав. Унижения и гонения имели место и в Синодальный период, и при совет-ской власти.
Много страданий принесли России также продолжительные периоды цезарепапизма, то есть узурпации государством прав религиозных организаций. Преодолеть подобную практику «симфонии» может лишь соблюдение конституционных норм и гражданских прав, последовательное отделение государственных вопросов от религиозных, осуществление принципов светскости государства и духовной миссии религиозных организаций. В конечном счете от этого выигрывают и государство, и религиозные организации, и все общество в целом.