Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:42, контрольная работа
Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения, а процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений называется институционализацией.
Еще каких-нибудь десять
лет назад, получая знание и воспитание
с материалистических позиций, мы предполагали,
что такие специфические
Анализ реальности
наших дней показал ошибочность
и поспешность выводов данного
рода. Сегодня даже непрофессиональным
взглядом обывателя можно заметить,
что происходит заметная активизация
религиозных учреждений, которые
непосредственно стараются
В чем заключается
ценность религии для человечества,
каковы ее социальные функции? На эти
и другие вопросы необходимо ответить
в процессе социологического анализа
религии как социального
Прежде чем рассматривать религию с этой точки зрения, необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие “социальный институт”.
Социальные институты
- это организованные объединения
людей, выполняющих определенные социально
значимые функции, обеспечивающие совместное
достижение целей на основе выполняемых
членами своих социальных ролей,
задаваемых социальными ценностями,
нормами и образцами поведения,
а процесс упорядочения, формализации
и стандартизации общественных связей
и отношений называется институционализацией.
1. Становление христианской церкви как социальной организации.
Возникновение и
распространение христианства пришлось
на период глубокого кризиса античной
цивилизации упадка ее основных ценностей.
Произошло столкновение двух различных
идей: античной и христианской. Христианское
учение привлекало многих, разочаровавшихся
в римском общественном устройстве.
Оно предлагало своим приверженцам
путь внутреннего спасения: уход от
испорченного, греховного мира в себя,
внутрь собственной личности, грубым
плотским удовольствиям
Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно.
На протяжении каждого стадия становления христианства переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.
На второй стадии
положение в общинах стали
занимать представители состоятельных
слоев общества. Они брали на себя
функцию идеологического и
В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.
Христианство обладало
качествами чрезвычайно важными
во всех отношениях. Его космополитическая
направленность, выработавшаяся в предыдущем
веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни
иудея, ни богатого, ни бедного, перед
богом все равны”, его демократичность
по отношению к социальным низам,
реально не угрожающая правящим слоям
общества, создавали условия наилучшего
распространения в
2.Религия в современном мире.
Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.
Своеобразным ключом к пониманию роли религии в происходящих процессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене. Понятие "религия" происходит от латинского "religare", что означает "связывать, соединять, объединять". Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях.
Различают
мировые и народностно-
Складывание народностно-национальных религий - иудаизма, конфуцианства, синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более 10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании данной этнической группы людей национальной исключительности.
Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следующую структуру: 1 - вера в Бога; 2 - догматическое богословие; 3 - нравственное богословие и соответствующий ему морально-нравственный императив поведения; 4 - историческое богословие; 5 - система культовой (обрядовой) практики; 6 - наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей.
Систематическим изложением
религиозных взглядов, а также
толкованием религиозных
В качестве основных
отличий религиозных систем выделяются
особенности восприятия Бога (Бог
как бы "растворен" в буддизме,
троичен в христианстве, един в
мусульманстве и т.п.). Каждая из религий
в догматическом отношении
3. Структура религии
В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
* религиозного сознания;
* религиозной деятельности;
* религиозных отношений;
* религиозных институтов и организаций.
а) Религиозное сознание.
Религиозная вера - это интегративная черта религиозного сознания. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. На этом уровне религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.
Религиозное сознание концептуального уровня - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, концепций. В ее состав включаются:
* учения о Боге,
мире, природе, обществе, человеке, специально
разрабатываемые на
* религиозная философия.
б) Религиозная деятельность
Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая.
Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Некоторые разновидности внекультовой деятельности: производство средств культа, преподавание в религиозных учебных заведениях, а также преподавание богословия в нерелигиозных учебных заведениях, участие в миссиях, в работе соборов, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации. Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой.
Культ - важнейший вид религиозной деятельности, содержание которого определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догмами.
Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, воплощенные в некоторые религиозные образы (например, предметы, животные, растения, Солнце, Луна, а также ритуальные действия - пляски, пения, богослужения, религиозные праздники).
Субъектом культа могут быть как религиозная группа верующих, так и одиночный верующий индивид.
К средствам культа
относят непосредственно
Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности, беспокойства, скорби, тоски к состоянию облегчения, умиротворения, спокойствия и гармонии, прилива сил. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, удовлетворяются эстетические потребности, т.к. убранство храмов, иконы, фрески обладают бесспорным художественным достоинством, облачения священников, музыка, пение выполнены в художественном стиле и могут доставлять эстетическое наслаждение.
в) Религиозные отношения
Религиозные отношения
представляют собой вид отношений
в духовной сфере, складывающиеся в
соответствии с религиозным сознанием,
реализующиеся посредством
Также как и религиозная деятельность, религиозные отношения разделяются на культовые и внекультовые. Внекультовые возникают во внекультовой деятельности. Это непосредственные действительные отношения между индивидами, организациями (в духовном училище - “учитель-ученик”, в миссионерской деятельности - “миссионер - индивиды” и т.д.).
Аналогично, культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Например, обряд венчания вовлекает жениха и невесту во взаимные отношения, принятые в церкви; крещение устанавливает связь между “крестным сыном (дочерью)” и “крестными родителями”.
г) Религиозные организации
Религиозные организации создаются для упорядочивания религиозной деятельности и религиозных отношений. Они также складываются культовые и внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью (церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты религиозной прессы и др.), культовые - в культовой деятельности (причт, клир, диаконат, епископат).