Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 20:11, реферат
Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь, борясь за упрочнение мира, за предотвращение использования бесчеловечных средств массового уничтожения людей.
1.ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУССКУЮ КУЛЬТУРУ
1.1.АРХИТЕКТУРА
1.2.ИСКУССТВО
1.3.ЛИТЕРАТУРА И ЛЕТОПИСАНИЕ
1.4.ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
2.ДВОЕВЕРИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Санкт-Петербургский
сервиса и экономики
Кафедра «Истории и политологии»
Дисциплина: Отечественная история
Работа выполнена студентом 1 курса
Заочного отделения ИТиРБ
специальность 080200 _____ группы
Работу проверил_______________
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованной литературы 25
Введение.
Большой интерес во всем
мире к принятию христианства Киевской
Русью обусловлен тем бесспорным
историческим значением, которое оказало
православие на развитие русского государства
и его международные связи, тем
авторитетом, который приобрела
русская православная церковь, борясь
за упрочнение мира, за предотвращение
использования бесчеловечных
Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX—XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок; оно захватило все слои общества, но не всего человека: этим можно объяснить поверхностный уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев. Опора государства на новую религию, прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни и сформировала тот особый тип русского массового православия — формального, синтезированного с языческой мистикой и практикой.
Цель реферата – раскрыть роль
христианства в развитии культуры России.
Задачи: – рассмотреть уникальность
архитектуры, искусства после принятия
христианства;
- оценить влияние христианства на литературу
и летописание, повседневную жизнь;
- изучить особенности возникшего двоеверия.
При Ярославе
Мудром Киевская Русь вступает в период
своего культурного расцвета. В этот период
укрепляется положение церкви, организуются
школы, распространяется грамотность,
с размахом ведется культовое и гражданское
строительство. Древнерусские книжники
привлекались для выполнения важных государственных
заданий.
С христианством на Руси связано развитие
иконописания и книжности. Иллюстрации
и заставки к книгам являют собой образцы
высокого мастерства. Они дают представление
об изобразительном искусстве и художественной
культуре того времени. Сюжеты рисунков
отражают духовную атмосферу и эстетические
вкусы древних русичей.
Родовым знаком рода Рюриковичей,
к которому принадлежал Владимир Креститель,
был трезубец. В первое время после введения
христианства на серебряниках, чеканившихся
при Владимире, вместо трезубца помещали
изображение Христа, а сама монета превращалась
в маленькую иконку. Затем вместо Христа
стали вновь чеканить трезубец, но в него
ввели дополнительный элемент - крест,
а нимб стали помещать над головой восседающего
на престоле князя.
Деревянная архитектура
восходит в основном к Руси языческой,
архитектура каменная связана с Русью
уже христианской. Для русской деревянной
архитектуры была характерна многоярусность
строений, увенчивание их башенками и
теремами, наличие разного рода пристроек,
затейливая художественная резьба по
дереву. Эта традиция живет в народе и
до настоящей поры.
Мир христианства
привнес на Русь новый строительный опыт
и традиции: Русь восприняла сооружение
своих церквей по образу крестово-купольного
храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя
столбами, составляет его основу; примыкающие
к подкупольному пространству прямоугольные
ячейки образуют архитектурный крест.
Первые русские храмы в конце Х в. были
выстроены греческими мастерами в строгом
соответствии с византийскими традициями,
а Софийский собор в Киеве отразил сочетание
славянских и византийских традиций: на
основу крестово-купольного храма были
поставлены тринадцать веселых глав нового
храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского
собора воскресила стиль русского деревянного
зодчества.
Софийский собор, созданный в пору утверждения
и возвышения Руси при Ярославе Мудром,
показал, что строительство — это тоже
политика. Этим храмом Русь бросила вызов
Византии, ее признанной святыне — Константине
польскому Софийскому собору.
По всей Руси были построены монументальные
многокупольные храмы с толстыми стенами,
маленькими оконцами, свидетельства мощи
и красоты.
Большого расцвета архитектура достигла
в годы правления Андрея Боголюбского
во Владимире. С его именем связана постройка
Успенского собора во Владимире, расположенного
на крутом берегу Клязьмы, белокаменного
дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот»
во Владимире —храма Покрова на Нерли.
Древнерусское искусство
— живопись, резьба, музыка — с принятием
христианства также пережило ощутимые
перемены. Языческая Русь знала эти виды
искусства, но в языческом выражении:
деревянные и каменные скульптуры языческих
богов, духов, разрисованные стены языческих
капищ, эскизы магических масок, музыка
на струнных и духовых деревянных инструментах.
Христианская церковь внесла
в эти виды искусства совершенно иное
содержание. Церковное искусство подчинено
высшей цели — воспеть христианского
Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей
церкви. Если в языческом искусстве «плоть»
торжествовала над «духом» и утверждалось
все земное, олицетворяющее природу, то
церковное искусство воспевало победу
«духа» над плотью, утверждало, высокие
подвиги человеческой души ради нравственных
принципов христианства. В византийском
искусстве, считавшемся в те времена самым
совершенным в мире, это нашло выражение
в том, что там и живопись, и музыка, и искусство
ваяния создавались в основном по церковным
канонам, где отсекалось все, что противоречило
высшим христианским принципам. И вот
перенесенное на русскую почву искусство
Византии столкнулось с языческим мировосприятием
восточных славян, с их радостным культом
природы — солнца, весны, света, с земными
представлениями о добре и зле, о грехах
и добродетелях. С первых же лет византийское
церковное искусство на Руси испытало
на себе всю мощь русской народной культуры
и народных эстетических представлений.
В XI в. строгая аскетическая
манера византийской иконописи превращалась
под кистью русских художников в портреты,
близкие к натуре, хотя русские иконы и
несли в себе все черты условного иконописного
лика.
Наряду с иконописью развивалась фресковая
живопись мозаика. Фрески Софийского собора
в Киеве показывают манеру письма здешних
греческих и русских мастеров, и приверженность
к человеческому теплу, цельности и простоте.
На стенах собора есть и изображения святых,
и семью Ярослава Мудрого, и изображение
русских скоморохов, животных. Иконописная,
фресковая, мозаичная живопись наполняла
другие храмы Киева.
Позднее складывалась новгородская
школа живописи. Ее характерными чертами
стали ясность идеи, реальность изображения,
доступность. От XII в. до нас дошли замечательные
творения новгородских живописцев: икона
«Ангел Златые власы, икона «Спас Нерукотворный»
(также XII в, икона «Успение Богородицы»
в лицах апостолов запечатлена вся скорбь
утраты. И таких шедевров Новгородская
земля дала немало.
Широкое распространение иконописной,
фресковой живописи было в Чернигове,
Ростове, Суздали, позднее Владимире-на-Клязьме.
В начале XIII в. прославилась
ярославская школа иконописи. В монастырях
и церквах Ярославля было написано немало
превосходных иконописных произведений.
Особенно известна среди них так называемая
«Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу.
На протяжении долгих веков
на Руси развивалось, совершенствовалось
искусство резьбы по дереву, позднее —
по камню. Деревянные резные украшения
стали характерной чертой жилищ горожан
и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная
резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно
времени Андрея Боголюбского и Всеволода
Большое Гнездо, в украшениях дворцов,
соборов стала примечательной чертой
древнерусского искусства. Прекрасной
резьбой славились утварь и посуда. В искусстве
резчиков с наибольшей полнотой проявлялись
русские народные традиции, представления
русичей о прекрасном и изящном. С особенным
старанием и любовью мастера-искусники
украшали оклады икон, а также книги. Примером
может служить искусно отделанный кожей,
ювелирными украшениями оклад «Остромирова
Евангелия», созданного по заказу киевского
посадника Остромира во времена Ярослава
Мудрого.
Религиозная идеология пронизывала все
сферы жизни, религиозные установления
охранялись государством. Устанавливался
религиозный канон - набор христианских
мировоззренческих принципов и соответствующих
приемов, норм и основных задач художественно-образного
творчества. Канон вырабатывался и утверждался
церковью как образец (шаблон) для подражания,
как идеал святости и красоты, как стандарт
соединения элементов образа. Так, в соответствии
с требованиями иконописного канона в
образах Иисуса Христа и всего пантеона,
святых на иконах подчеркивается их бесплотность,
святость, божественность, отрешенность
от земного.
Можно выделить гениального русского
живописца Андрея Рублева (ок. 1370 - ок.1430),
который далеко не всегда следовал сложившимся
иконографическим традициям. Проявляя
творческую индивидуальность, как в построении
композиций, так и в цветовых решениях
икон, он воплощал новую идейную направленность
искусства. Например, в отличие от мрачноватых,
темных по колориту икон Феофана Грека
палитре Андрея Рублева присуща светлая
гамма цветов, его иконы и фрески проникнуты
трепетной солнечностью и воплощают радостное
мироощущение, любование и умиление миром.
В мировоззрении Андрея Рублева счастливо
сочетались духовные традиции домонгольского
наследия. Подобное цельное и глубокое
понимание классического канона наиболее
полно выразилось в рублевских фресках,
в «Троице».
Служение высоким идеалам,
устремленность к совершенству отличали
мастеров русского религиозного искусства.
Постепенно формировалась, написанная
специально для сопровождения религиозно-культовых
обрядов, духовная музыка, которая у верующих
людей вызывала целую гамму переживаний
и настроений.
Прикладное, декоративное искусство,
культовые предметы, используемые во время
богослужения или постоянно присутствующие
в интерьерах храмов, подчас обретали
не церковное звучание. Жертвенники, подсвечники,
кресты, рясы, подрясники, митры, все одеяние
священников являлось не столько культовыми
произведениями, сколько прикладного
искусства.
1.3. Литература и летописание.
Сообщения средневековых
авторов позволяют предполагать наличие
у славян письменности еще до принятия
христианства. Однако широкое распространение
письменности началось, по-видимому, с
появлением на Руси христианства и созданием
болгарскими миссионерами Кириллом и
Мефодием славянского алфавита - кириллицы.
Древнейшими дошедшими до нашего времени
памятниками древнерусской письменности
являются Остромирово Евангелие 1056 г.,
Изборники 1073 и 1076 гг.
В Древней Руси писали на пергамене. Книги
переплетались в кожу, богато украшались
золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением
христианства на Руси стали создаваться
школы для "книжного учения". Грамотность
распространилась довольно широко, о чем
свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные
в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся
к XI-XII вв. Среди них - частная переписка,
деловые хозяйственные документы, даже
ученические записи.
В Киеве при соборе Св. Софии была создана
обширная библиотека. Подобные собрания
книг существовали и в других храмах и
крупных монастырях.
На русский язык переводились
греческие богослужебные книги, произведения
отцов церкви, жития святых, исторические
хроники, повести.
Уже в XI в. начинается формирование собственно
древнерусской литературы. Ведущее место
среди литературных произведений принадлежало
летописям. Крупнейший летописный свод
Киевской Руси - "Повесть временных
лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. Автором
ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского
монастыря Нестора. Однако по существу
это коллективный труд, в составлении
и переработке которого принимали участие
несколько летописцев.
"Слово о законе и
благодати" митрополита
Информация о работе Роль христианства в развитии русской культуры