Роль религии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть религию как социальное явление, обозначить роль религии в современном российском обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать определение, элементы и структуру религии;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о месте, функции и роли религии в обществе;
3.Рассмотреть сущность и специфику положения религии в современном российском обществе;
4.Проанализировать положительную и отрицательную роль религии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место религии в современном обществе
1.1 Понятие и сущность религии. Религия как социальный институт
1.2 Структура и функции религии
Глава 2. Оценка роли религии в современном российском обществе
2.1 Положение религии в современном российском обществе
2.2 Положительная и отрицательная роль религии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

Тема:

Роль  религии в современном российском обществе

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Место религии в современном обществе

1.1 Понятие  и сущность религии. Религия  как социальный институт

1.2 Структура  и функции религии

Глава 2. Оценка роли религии в современном российском обществе

2.1 Положение  религии в современном российском  обществе

2.2 Положительная  и отрицательная роль религии

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

«Роль религии  в современном российском обществе» - одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день. Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие  специфические институты, как религия  и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в  оказании воздействия на мировоззрение  людей.

Анализ  реальности наших дней показал ошибочность  и поспешность выводов данного  рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация  религиозных учреждений, которые  непосредственно стараются участвовать  в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно  наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем  экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной  деятельности и Россию, а смутное  время так называемых реформ еще  в большей степени способствовало усилению этой деятельности.

В современной  России как светском государстве  за последние десятилетия четко  проявилась восходящая эволюция религий, их возрождение, а, следовательно, может  иметь место и усиление влияния  религиозных процессов на пограничную  деятельность государства и сотрудников  соответствующих органов. Поэтому  социально-философское исследование религиозных процессов, прежде всего  таких, как возникновение, эволюция религий, а внутри последнего, например, оцерковление личности, ее секуляризация, представляется актуальной научной проблемой.

Данная  тема достаточно подробно освещена в  научных трудах следующих авторов: Антонова А.И., Медкова В.М., Волкова  Ю.Г., Мостовой И.В., Фролова С.С., Лавриненко В.Н., Нартова Н.А., Шебановой О.А. и  др.

Объект  исследования – религия как социальное явление.

Предмет исследования – роль религии в  современном российском обществе.

Актуальность  данного исследования определила цель и задачи работы.

Цель  работы - рассмотреть религию как  социальное явление, обозначить роль религии  в современном российском обществе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать  определение, элементы и структуру  религии; 

2.На основании  теоретического анализа изучения  проблемы, систематизировать знания  о месте, функции и роли религии  в обществе;

3.Рассмотреть  сущность и специфику положения  религии в современном российском  обществе;

4.Проанализировать  положительную и отрицательную  роль религии.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

В работе использовались методы как эмпирического  исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как  на эмпирическом, так и на теоретическом  уровне исследования.

Структура курсовой работы выражается в ее содержании. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

 

 

Глава 1.Место  религии в современном обществе

 

1.1 Понятие  и сущность религии

 

Люди  всегда пытались ответить на вопрос, что  такое религия. Существует давнее мнение, что научно определить сущность религии  невозможно, так как это своего рода «терра инкогнита», область неизведанная и недоступная. Однако большинство  исследователей считают, что научное  определение религии, сколь бы сложным  оно ни было, не является неразрешимой задачей. Первые попытки определить понятие религии относятся к XVII в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия  есть следствие обмана и невежества людей; ее исчезновение следует ожидать  в результате просвещения людей. Такой просветительский подход является односторонним и наивным. Немецкий философ И.Кант определял религию  как явление трансцендентное, т.е. выходящее за границы опытного и  теоретического изучения, явление, основанное на вере в Бога, в существование  души и в бессмертие души.

У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно  абстрактное определение религии. Гегель считает, что религия есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных  элементов:

диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные  представления (идеи); производимых от этих идей чувств и переживаний; культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств. В целом, гегелевское определение религии  правильно определяет структуру  религии и в общей форме  указывает на сущность религии. Возникшее в XIX в. марксистское определение религии представляло ее как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков», как «сердце бессердечного мира» и, наконец, как «опиум для народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнета, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль.

В соответствии с этим утверждалось, что с построением  справедливого, коммунистического  общества религия исчезнет сама собой.

Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в  религии стержень культуры, ее конституирующую  идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что  все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем  невозможна безрелигиозная культура.

К сожалению, ни одно из приведенных определений  религии не может быть принято  как достаточное, как раскрывающее сущность религии. На наш взгляд, плодотворным является объяснение религии в контексте  анализа духовной жизни общества, духовного производства. В данном контексте религия предстает  не просто как вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, как форма общественного или  индивидуального сознания, а в  качестве сферы духовной жизни общества, группы, индивида, способа практически-духовного  освоения мира. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый  результат становления и развития  общественных отношений, оказывающий  обратное воздействие на них; 

-способ  существования и преодоления  человеческого самоотчуждения; отражение  действительности;

-общественную  подсистему;

-феномен  культуры.

Вероятно, синтез различных определений позволяет  глубже понять сущность религии. Религия - не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители  прошлого. Не подтверждается фактами  и тезис о ней как самодовлеющем  начале - надмирном, надысторическом. Она  необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в связи с общественными  переменами.

В мировом  религиоведении широко представлена точка  зрения, согласно которой появление  и существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности человека и т.д., иначе говоря, с той областью человеческого существования, которая  недоступна управлению и целенаправленному  регулированию.

Высказывается и другое мнение - религия коренится  в свободе человека, в его стремлении к Высшему, Абсолютному. Первая точка  зрения представляется более предпочтительной.

Следует подчеркнуть, что религия не является пассивным продуктом общества. Как  способ практически-Духовного освоения мира она живет «своей» жизнью, обладает способностью самовоспроизводства, продуцирует идеи, понятия, образы, нормы, ценности, а также и разнообразные  материальные объекты. Религия оказывает  обратное влияние как на экономику, так и на другие сферы общественной жизни. Она является способом существования  и преодоления человеческого  самоотчуждения. Отчуждение - это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Такое превращение совершается в различных областях действительной жизни в экономике, политике, социальной сфере, в морали и т.д., а в религии оно находит своеобразное выражение. В ней воспроизводится «превращение» собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается «перестановка», «перемещение» действительных отношений, «принятие одного за другое».

Происходит  удвоение мира, результаты духовной деятельности отделяются от человека и противопоставляются  ему самому. Создается представление  о другом, отличном от действительного, мире, который населяется самостоятельными, сверхъестественными существами, одаренными собственной жизнью. Созданные существа вступают в определенные отношения  с людьми и друг с другом. В  результате описанных преобразований над человеком начинает господствовать продукт его собственной головы, человек-творец преклоняется перед  своим творением. Господство мыслей и духовных образований дополняет  действительные отношения отчуждения.

С середины прошлого века в социологии и религиеведении складывается и затем получает большое  развитие самостоятельное направление  под названием “социология религии”. Исследованию религии как социального  института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные  ученые и общественные деятели, в  т.ч. и К. Маркс.

Согласно  теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный  фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей  подобно любому другому общественному  институту. Маркс заложил, таким  образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Во второй половине XIX века положение меняется. В этот период промышленной революции  остро встает проблема социальной организации, социальных связей. В этих условиях о положительной роли религии  заговорили ученые сами далекие от религиозной веры. На первом плане  в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают  основоположником социологии религии  как научной дисциплины. Религию  он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции1.

Наряду  с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии  в изменяющемся обществе, влияние  ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным  образом, мировым религиям и их влиянию  на ход истории. В частности, работа «Протестантская этика и дух  капитализма», где он исследует влияние  христианства на историю Запада, сделала  его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы “церковь-секта”2.

Работы  названных основоположников социологии религии определили все ее последующее  развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

 

1.2 Структура  и функции религии

 

В структурном  плане религия представляет собой  целостное единство:

-религиозного  сознания;

-религиозной  деятельности;

-религиозных  отношений;

-религиозных  институтов и организаций.

Религиозному  сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, религиозная  вера, языковое выражение с помощью  религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом. Религиозная вера - это интегративная черта религиозного сознания. Это особое психологическое  состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления  желаемого. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный  и концептуальный. Обыденное религиозное  сознание предстает в виде образов, представлений, иллюзий, настроений и  чувств, привычек и традиций, которые  являются непосредственным отражением условий бытия людей. На этом уровне религия всегда непосредственно  связана с индивидом, всегда выступает  в личной форме.

Информация о работе Роль религии в современном обществе