Роль религии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть религию как социальное явление, обозначить роль религии в современном российском обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать определение, элементы и структуру религии;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о месте, функции и роли религии в обществе;
3.Рассмотреть сущность и специфику положения религии в современном российском обществе;
4.Проанализировать положительную и отрицательную роль религии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место религии в современном обществе
1.1 Понятие и сущность религии. Религия как социальный институт
1.2 Структура и функции религии
Глава 2. Оценка роли религии в современном российском обществе
2.1 Положение религии в современном российском обществе
2.2 Положительная и отрицательная роль религии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

В современном обществе роль религии противоречива. В историческом прошлом преобладали ее положительные  аспекты, но в историческом будущем  они сойдут на нет, что приведет к  исчезновению религии. Она станет не нужна ни отдельному человеку, ни обществу. Однако, когда наступит это время, через сто или тысячу лет, сейчас сказать невозможно.

Религия имеет специфическую  часть (веру в сверхъестественное) и  неспецифическую (идеи, включенные и  в другие духовные явления: нравственные, правовые, педагогические, медицинские, экологические и др.). Положительное  и отрицательное в жизнь людей  вносят обе части религии.

Отрицательная роль религии  заключается в следующем11:

1.Самый большой и опасный  негативный результат приносил  в прошлом и приносит сейчас  фанатический элемент внутри  религий. Что это такое? Фанатизм  есть поведение, когда люди  во имя своих мировоззренческих  убеждений приносят вред себе  или другим людям и даже  совершают преступления. В разных  религиозных организациях степень  проявления фанатизма разная. Есть  такая религия, в которой фанатизм  отсутствует в принципе - бахаи.  Вообще точно установленных фактов  фанатизма мало. Есть в основном  косвенные сведения и некоторые  гипотезы. Самым опасным проявлением  фанатизма в России сегодня  является ваххабитский фанатизм. Проявлением фанатизма являются  истерические обряды в некоторых  общинах пятидесятников. Проявления  фанатизма есть и в православии:  отказ части православных служителей  культа и верующих получать  ИНН (идентификационный номер  налогоплательщика), молитвы части  монахов с утра до вечера  в некоторых монастырях, "ночевки"  некоторых монахов в гробах, разжигание  вражды и ненависти к инакомыслящим  россиянам под видом борьбы  с "тоталитарными сектами". Лидерами в последнем виде фанатической деятельности являются богослов Дворкин и дьякон Кураев. Им удалось получить одобрение руководства РПЦ и вовлечь в эту борьбу массы православных верующих, в том числе многих интеллигентов.

2.Проявления отрицательной  роли религии есть и вне  зоны фанатизма. К ним можно  отнести: пропаганду ложной картины  мира (что сдерживает развитие  некоторых направлений науки  и их усвоение), пропаганду некоторых  вредных норм морали (например, призыв "любить врагов"), сдерживание  социальной активности верующих (ориентация через молитвы на  мифическую помощь бога), отчуждение  верующих разных конфессий друг  от друга и связанные с этим  нелады в семьях, отчуждение верующих  от светской культуры. Если понаблюдать  за жизнью, можно найти и другие  признаки отрицательного влияния  религии на жизнь людей. 

Положительная роль религии  заключается в следующем12:

1.Положительная роль специфической  части религии (веры в сверхъестественное) состоит в том, что она дает  людям утешение, т.е. способствует  преодолению отрицательных эмоций. Это своеобразная и крайне  необходимая сегодня форма психотерапии.

2.У разных религий эта  роль в разной степени проявляется  и через функционирование их  неспецифического элемента. Сюда  относятся: благотворительность,  пропаганда позитивных нравственных  идей (призыв помогать людям, осуждение  наркомании, алкоголизма и др.). Как  ни парадоксально это звучит, к плюсам религии можно отнести  и пропаганду некоторых научных  идей, например, экологических и  педагогических.

3.Сегодня условия жизни  большой части россиян не позволяют  им преодолеть отрицательные  эмоции через безрелигиозные  институты. А это значит, что  у них нет выбора между религией  и атеизмом. Им, к сожалению, приходится выбирать между погружением в религию и уходом из жизни. И надо признать, что жить с религией - это более гуманный выбор.

Сегодня задача полного преодоления  религии нереальна, а попытка  ее ускоренного решения будет  приносить только вред обществу.

И в завершении исследования приведем данные социологического опроса, проведенного агентством «Медиа-союза», которые в корне меняют сложившиеся  представления о происходящем в  нашем обществе. Главный итог работы социологов - это разрушение «некоторых мифов» и, в частности, мифа о том, что российское общество в целом  «равнодушно к вопросам веры, а  устойчивый образ верующего - старуха  в платочке».

Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая  на вопрос «Какую религию вы исповедуете?», назвали себя православными 62%, мусульманами – около 8%, атеистами – 15%, «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» - 14%. Еще 1,2% в соцопросе  проходят по графе «другое»: к ним  социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее13.

Особо следует  обратить внимание на динамику роста  православных: в 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда  как в 2006 г. – уже две трети. Число же мусульман не меняется, а вот атеистов стало в два  раза меньше. Подобная динамика за столь  короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того, важным и «удивительным», что «освоение  религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности».

На постоянный вопрос ко всем соцопросам в данной области – каковы критерии «православности»? – специалисты проекта «Реальная  Россия» отвечают, разделив группы по степени религиозности. Получается, что из 62% православных - 8,5 % активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются), 20,8% - умеренных (в храме – 1 раз в месяц и реже), 21,3% - пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Интересно, что почти 46% из этих 62% при подробном опросе оказываются и вовсе «нейтральными, неверующими», т.е. относящими себя к православию по этнокультурному признаку. Социологам удалось также посчитать, что с конца 80-х гг. число регулярно совершающих исповедь и причастие выросло в 4 раза. Количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов: в 1989 г. в России было 6 тыс. храмов и 4% воцерковленных от общего числа православных, в 2005 г. на 8,5% воцерковленных приходится уже 12,6 тыс. храмов. Это позволяет социологам приблизительно спрогнозировать, что в 2015 г. доля воцерковленных достигнет уже 20%, если будет открыто 25 тыс. храмов. Ну а еще через 10 лет, если все будет хорошо, в 35-40 тыс. храмов будут регулярно приходить уже треть всех, называющих себя православными14.

Опровергая  мнение о «старушках», социологи  создали портрет современного российского  верующего: среднему активному православному  сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман  больше мужчин (60,5%), а средний возраст  примерно такой же - 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране.

Социологов  радует вывод о том, что активные верующие являются и социально активными  гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные институты  демократии, выступают сторонниками укрепления государства, проявляют  социальный оптимизм (мусульмане (37%) более, чем православные (25%)), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы равенство свободе.

Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений. Оказалось, что больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%) мусульман чувствуют  угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего перечня проблем  верующие больше всего озабочены  обнищанием населения, ростом преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов в этом списке стоит на последнем месте (2,8% - православные, 6,5% - мусульмане), что  позволяет автора исследования сделать  вывод о том, что тема ксенофобии и национальной нетерпимости «искусственно  раздувается в СМИ».

Представитель Совета муфтиев России, завотделом московского муфтията Фарид Асадуллин  был единственным, кто не выразил  восторга по поводу результатов исследования «Реальная Россия». Разделяя главный  вывод – о возвращении религии  в публичную сферу, о росте  ее влияния, он подверг критике «исламскую составляющую» опроса. Так, он процитировал одно из интервью М. Тарусина, где говорится  о 10-15% мусульман в России (в представленном опросе их численность определяется в 8%). Кроме того, приверженцев ислама нельзя разделить на активных и пассивных  в силу особенностей этого исповедания, что не учитывается в данном соцопросе, авторов которого представитель  Совета муфтиев упрекнул в определенных «мировоззренческих приоритетах».

Председатель  гильдии религиозной журналистики «Медиа-союза» Александр Щипков выступил со своим обобщением: он считает, что  «во все времена, во всех регионах»  соотношение верующих и неверующих составляло 85 к 15. Главная задача социологов, по его мнению, изучать не столько количество, сколько качество веры. Хотя сам он предлагает идентифицировать православных следующим образом: «Если человек никогда в жизни не причащался и даже не крещен, но верит в Бога и считает себя православным – значит, он православный»15.

 

 

Заключение

 

Религия в течение своей истории в  разные периоды развития постоянно  влияла на процессы формирования и  функционирования разных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных  форм социальной активности.

Роль  религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим законам  религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим  гражданам и вообще не вмешиваются  в религиозную сферу, а также  религия может находиться под  запретом. В ходе истории положение  с религией в одной и той  же стране может меняться. Яркий  пример того - Россия. Да и конфессии  отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к  человеку в своих правилах поведения  и кодексах морали. Религии могут  объединять людей либо разъединять  их, вдохновлять на созидательный  труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и  развитию искусства и в то же время  ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные  виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать  конкретно как роль данной религии  в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или  для конкретного человека может  быть различна.

Таким образом, мы можем выделить основные черты  религии:

1. Религия  формирует у человека систему  принципов, взглядов, идеалов и  убеждений, объясняет человеку  устройство мира, определяет его  место в этом мире, указывает  ему, в чем состоит смысл  жизни.

2. Религия  дает людям утешение, надежду,  духовное удовлетворение, опору. 

3. Человек,  имея перед собой некий религиозный  идеал, внутренне меняется и  становится способен нести идеи  своей религии, утверждать добро  и справедливость (так, как понимает  их данное учение), смиряясь с  лишениями, не обращая внимания  на тех, кто осмеивает, или  оскорбляет его. (Конечно, доброе  начало можно утверждать лишь  в том случае, если ведущие  человека по этому пути религиозные  авторитеты сами чисты душой,  нравственны и стремятся к  идеалу.)

4. Религия  управляет поведением человека  через свою систему ценностей,  моральных установок и запретов. Она может существенно влиять  на большие сообщества и целые  государства, живущие по законам  данной религии. Конечно, не  стоит идеализировать положение:  принадлежность к самой строгой  религиозно-нравственной системе  не всегда удерживает человека  от совершения неблаговидных  действий, а общество от безнравственности  и преступности.

5. Религия  способствует объединению людей,  помогает складыванию наций, образованию  и укреплению государств. Но тот  же самый религиозный фактор  может приводить к разделению, распаду государств и обществ,  когда большие массы людей  начинают противостоять друг  другу по религиозному принципу.

6. Религия  является вдохновляющим и сохраняющим  фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное  наследие, подчас буквально преграждая  дорогу всякого рода вандалам. Религия, составляя основу и  стержень культуры, предохраняет  человека и человечество от  распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели - то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия играет культурную и социальную роль.

7. Религия  способствует упрочению и закреплению  определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так  как религия более консервативна,  чем любой другой общественный  институт, она в большинстве случаев  стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

С момента  появления мировых религий, будь то христианство, буддизм или ислам, прошло достаточно много времени - изменился  человек, устои государств, изменился  сам менталитет человечества, и мировые  религии перестали отвечать требованиям  нового общества. И уже давно появились  тенденции возникновения новой  мировой религии, которая будет  отвечать потребностям нового человека и станет новой глобальной религией для всего человечества.

 

 

Список  использованной литературы

 

1.Авкентьев  А.В. и др. Словарь атеиста / Под общ. ред. Пиотровского  М.Б., Прозорова С.М. - М.: Политиздат, 1988. - 254 с. 

2.Гараджа  В.И. «Религиеведение». - М. «Аспект  Пресс», 1994 г.

3.Гараджа  В.И. Социология религии. Учеб. пособие. - М, 2005.

4.Горбунова  Т.В. и др. Школьный философский  словарь / Под общ. ред., сост. и  вступит. ст. А.Ф. Малышевский. - М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995. - 399 с.

5.Ионин Л.Г.  Социология культуры. Учеб. пособие. - М, 2006.

6.Кравченко  А.И. Социология. Учебник. - М.: ТК Велби, 2004.

7.Крывелев  И.А. «История религий» М. «Мысль», 1975 г.

8.Лавриненко  В.Н., Нартов Н.А., Шебанова О.А., Лукашова  Г.С. Социология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003.

9.Максаковский  В.П. Экономическая и социальная  география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных  учреждений / В.П. Максаковский. - 10 изд. - М.: Просвещение, 2002. - 350 с.

Информация о работе Роль религии в современном обществе