Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:04, реферат
Цель работы - рассмотреть религию как социальное явление, обозначить роль религии в современном российском обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать определение, элементы и структуру религии;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о месте, функции и роли религии в обществе;
3.Рассмотреть сущность и специфику положения религии в современном российском обществе;
4.Проанализировать положительную и отрицательную роль религии.
Введение
Глава 1. Место религии в современном обществе
1.1 Понятие и сущность религии. Религия как социальный институт
1.2 Структура и функции религии
Глава 2. Оценка роли религии в современном российском обществе
2.1 Положение религии в современном российском обществе
2.2 Положительная и отрицательная роль религии
Заключение
Список использованной литературы
В современном обществе роль религии противоречива. В историческом прошлом преобладали ее положительные аспекты, но в историческом будущем они сойдут на нет, что приведет к исчезновению религии. Она станет не нужна ни отдельному человеку, ни обществу. Однако, когда наступит это время, через сто или тысячу лет, сейчас сказать невозможно.
Религия имеет специфическую часть (веру в сверхъестественное) и неспецифическую (идеи, включенные и в другие духовные явления: нравственные, правовые, педагогические, медицинские, экологические и др.). Положительное и отрицательное в жизнь людей вносят обе части религии.
Отрицательная роль религии заключается в следующем11:
1.Самый большой и опасный
негативный результат приносил
в прошлом и приносит сейчас
фанатический элемент внутри
религий. Что это такое?
2.Проявления отрицательной
роли религии есть и вне
зоны фанатизма. К ним можно
отнести: пропаганду ложной
Положительная роль религии заключается в следующем12:
1.Положительная роль
2.У разных религий эта
роль в разной степени
3.Сегодня условия жизни
большой части россиян не
Сегодня задача полного преодоления религии нереальна, а попытка ее ускоренного решения будет приносить только вред обществу.
И в завершении исследования приведем данные социологического опроса, проведенного агентством «Медиа-союза», которые в корне меняют сложившиеся представления о происходящем в нашем обществе. Главный итог работы социологов - это разрушение «некоторых мифов» и, в частности, мифа о том, что российское общество в целом «равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего - старуха в платочке».
Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая на вопрос «Какую религию вы исповедуете?», назвали себя православными 62%, мусульманами – около 8%, атеистами – 15%, «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» - 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое»: к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее13.
Особо следует обратить внимание на динамику роста православных: в 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. – уже две трети. Число же мусульман не меняется, а вот атеистов стало в два раза меньше. Подобная динамика за столь короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того, важным и «удивительным», что «освоение религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности».
На постоянный
вопрос ко всем соцопросам в данной
области – каковы критерии «православности»?
– специалисты проекта «
Опровергая мнение о «старушках», социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а средний возраст примерно такой же - 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране.
Социологов радует вывод о том, что активные верующие являются и социально активными гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, проявляют социальный оптимизм (мусульмане (37%) более, чем православные (25%)), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы равенство свободе.
Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений. Оказалось, что больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%) мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего перечня проблем верующие больше всего озабочены обнищанием населения, ростом преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов в этом списке стоит на последнем месте (2,8% - православные, 6,5% - мусульмане), что позволяет автора исследования сделать вывод о том, что тема ксенофобии и национальной нетерпимости «искусственно раздувается в СМИ».
Представитель Совета муфтиев России, завотделом московского муфтията Фарид Асадуллин был единственным, кто не выразил восторга по поводу результатов исследования «Реальная Россия». Разделяя главный вывод – о возвращении религии в публичную сферу, о росте ее влияния, он подверг критике «исламскую составляющую» опроса. Так, он процитировал одно из интервью М. Тарусина, где говорится о 10-15% мусульман в России (в представленном опросе их численность определяется в 8%). Кроме того, приверженцев ислама нельзя разделить на активных и пассивных в силу особенностей этого исповедания, что не учитывается в данном соцопросе, авторов которого представитель Совета муфтиев упрекнул в определенных «мировоззренческих приоритетах».
Председатель
гильдии религиозной
Заключение
Религия в течение своей истории в разные периоды развития постоянно влияла на процессы формирования и функционирования разных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных форм социальной активности.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а также религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
Таким образом, мы можем выделить основные черты религии:
1. Религия формирует у человека систему принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
2. Религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.
3. Человек,
имея перед собой некий
4. Религия
управляет поведением человека
через свою систему ценностей,
моральных установок и
5. Религия
способствует объединению
6. Религия
является вдохновляющим и
Таким образом, религия играет культурную и социальную роль.
7. Религия
способствует упрочению и
С момента появления мировых религий, будь то христианство, буддизм или ислам, прошло достаточно много времени - изменился человек, устои государств, изменился сам менталитет человечества, и мировые религии перестали отвечать требованиям нового общества. И уже давно появились тенденции возникновения новой мировой религии, которая будет отвечать потребностям нового человека и станет новой глобальной религией для всего человечества.
Список использованной литературы
1.Авкентьев А.В. и др. Словарь атеиста / Под общ. ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М. - М.: Политиздат, 1988. - 254 с.
2.Гараджа В.И. «Религиеведение». - М. «Аспект Пресс», 1994 г.
3.Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. - М, 2005.
4.Горбунова Т.В. и др. Школьный философский словарь / Под общ. ред., сост. и вступит. ст. А.Ф. Малышевский. - М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995. - 399 с.
5.Ионин Л.Г. Социология культуры. Учеб. пособие. - М, 2006.
6.Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ТК Велби, 2004.
7.Крывелев
И.А. «История религий» М. «
8.Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шебанова О.А., Лукашова Г.С. Социология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003.
9.Максаковский
В.П. Экономическая и