Социальное и политическое значение Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

В наше время в средствах массовой информации идет активная пропаганда вероисповедания. По телевидению все чаще выступают настоятели монастырей, патриарх и другие священнослужители. В это трудное не только для нашей страны, но и для всего мира время, когда людям уже не на что надеяться, они пытаются найти помощь и поддержку в вероисповедании.
Но какое же влияние Церковь оказывает на политическую и общественную жизнь западных государств? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо для начала выяснить, какие функции религия выполняет в обществе и политике в целом. А также нужно рассмотреть роль Церкви в социально-политических системах отдельных западных государств.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Введение

В наше время в средствах  массовой информации идет активная пропаганда вероисповедания. По телевидению все чаще выступают настоятели монастырей, патриарх и другие священнослужители. В это трудное не только для нашей страны, но и для всего мира время, когда людям уже не на что надеяться, они пытаются найти помощь и поддержку в вероисповедании.

Но какое же влияние  Церковь оказывает на политическую и общественную жизнь западных государств? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо для начала выяснить, какие функции религия выполняет в обществе и  политике в целом. А также нужно рассмотреть роль Церкви в социально-политических системах отдельных западных государств. Так как нет точного определения, является наша страна государством западным или восточным, то стоит проанализировать влияние Церкви  и в России.

По данной теме не так  много литературы, но функции Церкви в современном обществе четко указаны в пособии Варьяса М. Ю. «Краткий курс церковного права». О религии и церкви в отдельных странах говорится в книгах: «Испанский католицизм ХХ века» Пономаревой Л. В., «Религия и церковь в Англии» Вейш Я. Я., «Католицизм в современной Франции» Ястребова И. Б. Также я использовала ряд статей из журналов: «Вестник Московского университета», «Новое литературное обозрение» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I

Социальное  и политическое значение Церкви

 Церковь и общество

Нет сомнений, что в  общественной жизни стран романо-германской правовой семьи (как и большинства развитых стран мира) постепенно и неуклонно идет процесс секуляризации. Здесь речь пойдет о современном понимании данной проблемы.

В свою очередь современный подход к данному вопросу неминуемо связан с научными представлениями о социальной роли религии вообще.

Религия в совремещюм обществе выполняет следующие основные функции:

1. Целеполагание. Эта функция позволяет, как для отдельного индивида, так и для социума, осмыслить свое предназначение и определить цели и задачи деятельности. Данная функция тесно связана сформированием мировоззрения и влиянием на общественное сознание.

2. Стабилизация (а в ряде случаев, дестабилизация) ситуации в обществе.

3. Обеспечение социализации личности.

4. Легитимация (обоснование, узаконение) существующих в обществе социальных связей и социальных норм (в том числе моральных и правовых)1. С одной стороны, религия порождает новые социальные связи, с другой же, закрепляет и стабилизирует уже имеющиеся общественные отношения.

Что касается отнесения  выделенных положений применительно к Церкви, то здесь необходимо остановиться на ряде моментов.

Историческое исследование соотношения Церкви и общества, Церкви и мира затмевает богословское (экклезиологическое, теоретическое) рассмотрение данной проблемы в современных условиях.

Несомненной является общая тенденция к секуляризации общественной жизни, что обусловлено, как полагают многие ученые, как дифференциацией и специализацией всех сторон жизни общества, так и различными психологическими и духовными факторами, Религиозное сознание заменяется секулярным, религия становится частным делом каждого, автономизируется от государства.

Другая тенденция, проистекающая  из секуляризации  - ослабление влияния Церкви на общественную жизнь на ее исконных канонических территориях, увеличение церковной диаспоры (членов Церкви, находящихся на территориях, традиционное не являющихся канонической территорией Церкви), Здесь же необходимо отметить проявление секулярных тенденций в жизни и праве самой Церкви, проявляющееся в поглощенности ее мирскими проблемами.

Однако это не означает совершенное отсутствие влияния Церкви на общественную жизнь, оно осуществляется, как и прежде, по всем указанным выше направлениям, однако уже не столь интенсивно и не в тех масштабах, как это было в пору "золотого века" Церкви.

 Церковь и политика

Церковное право приобретает  ценность и значимость для всего общества в целом (особенно в том случае, если состав последнего моноконфессионален).

История показывает, что христианская религия играла важную роль. в политических событиях, но всегда умела, когда это ей было выгодно, делать вид, будто она стоит над политикой, не имеет ничего общего с интересами того или иного эксплуататорского класса. Именно эта черта делала ее весьма удобным оружием в руках этих классов.

Эта особенность религиозной идеологии обнаруживается и в нашу эпоху. За последнее время религия и церковь в капиталистических странах претерпели эволюцию, какую в начале 60-x годов было бы трудно даже представить, и .в процессе этой эволюции умело маскировали реакционную сущность религиозного мировоззрения2.

Именно Римский папа стоял у истоков первой в Европе христианской наследственной монархии, произвел ее лигитимацию в молодом франкском государстве.

В эту эпоху сама Католическая Церковь приобрела все основные качества государства.

 Административное  деление Католической церкви  соответствовало политико-территориальному делению Европы в целом и отдельных европейских стран.. Власти этих государств пытались влиять на церковь в пределах своей территории с помощью  института инвеституры, т. е. назначения светскими властями, на духовные должности.

 По мере укрепления национальной государственности в Европейских государствах значение канонического права начало уменьшаться. Однако право - вые принципы, юридико-технические способы и приемы, целые правовые институты и даже отрасли (наследственное, семейное право, уголовное право), входящие в национальные правовые системы, сохранили в. себе влияние канонического права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II

Роль  Церкви в социально-политических системах отдельных государств

Испания

В политических тенденциях современного испанского  католицизма, по крайней мере, в их развитии в течение 50-70-х годов, определенную роль играл фактор внешнеполитической ориентации: на «Европу» и СПIА. Группа КД (политики этого католического течения) была «европеистской» и близкой по своим связям к западноевропейским христианским демократам. «Технократизм» шел в своем развитии по «глобальному пути», что конкретно проявилось в кypce на большее сближение с СПIА.

КД по ряду показателей  двигалось к триумфу своего направления, победившего во всекатолическом масштабе на II Ватиканском соборе и вскоре затем среди массы испанских католиков (середина 60-х годов). Но именно в это время в испанской политике ведущую роль играют опусдеисты. Да и само движение КД испытало кризисную ситуацию: в нем обозначились правые и левые группировки, постепенно разрывавшие друг с другом. Между тем в начале 70-х годов и политические деятели-опусдеисты должны были отойти от непосредственного руководства политикой страны - именно тогда, когда намеченный ими экономический курс «развития» решительно возобладал. Причины этих «несовпадений» лежали в области общественной борьбы внутри страны, а также в сфере внешних воздействий на Испанию (II Ватиканский собор, состояние мировой экономики).

Католическое «брожение» (середина 60-х - середина70-х годов) сыграло заметную роль в подготовке тех перемен, которые произошли в Испании после смерти каудильо. Христианско-демократические группы вошли в соответствующие организации «демократических альтернатив».

Католики Испании не оправдали тех надежд, которые возлагали на них, в частности, европейские христианские демократы. Они не стали ведущей силой постфранкистской государственной конструкции, как это смогли сделать католики Италии после второй мировой войны. Причин тому несколько: 1) иногда высказываемое мнение, что испанский католицизм был для этого слишком скомпрометирован поддержкой «национального мятежа» и франкистского режима; 2) ,антифранкистская- некатолическая - оппозиция своей встречной «открытостью»к диалогу с католиками отчасти поглотила в своем обширном конгломерате католические левые течения, заставив их идти за собой; 3) опусдеизм дал повод стать непопулярным в Испании; 4) КД было расколото и самопревратилось в соединение несогласованных сил; 5) традиционные социальные связи испанского католического движения оказались нарушены, о чем свидетельствовало и поведение появившихся группировок ультраправых политиков3.

И к этому представляется возможным добавить еще одно объяснение: Испания (в отличие от Италии и Германии) пережила фашизм в своего рода «комбинированном» виде и фактически изжила его (в развитии общества) задолго до конца «эры Франко». «Физический уход» каудильо не явился для испанцев тем потрясением, каким стала веха смерти Гитлера и Муссолини для немцев и итальянцев. Не было ощущения только что пережитой трагедии (в альтернативном историческом сравнении - военный разгром). «Испания 1975 года» психологически больше нуждалась в политике, чем в религии, и католические политические деятели, отступив, влились в политические блоки, на  время обезличившие их как таковых.

В испанской политической полифонии конца 70-х середины 80-х годов ХХ в. католики заняли относительно скромное место среди других центристских политических сил.. Проевропейский «синтез идей» все еще идет в Испании полным ходом...

Франция

Огромные усилия, предпринимаемые  французской церковью с целью привлечения на свою сторону трудящихся, показывают, насколько для нее актуально всесторонне учитывать ту социальную действительность, в которой развиваются эти усилия. Изменением позиций, являющимся тактическим маневром внешнего приспособления или переходящим в новую католическую ориентацию, oнa вынуждена давать ответ на жизненные проблемы, волнующие миллионы людей.

К таковым в первую очередь относятся проблемы войны, мира и мирного сосуществования, колониализма, социализма, в которых в концентрированном виде затрагиваются не только общественные противоречия, но и пути и средства их разрешения. Церковные лидеры понимают, что в их эффективном разрешении заинтересованы трудящиеся массы, и именно здесь наглядно проявляются обновленческие тенденции. Крупный план и перспективность проблем общественного развития в ряде случаев обеспечивают большой простор для церковных абстракций. И, тем не менее, в обновленческом решении главных социально-политических проблем современности в конечном итоге четко прослеживается отношение к частной собственности и капитализму, жизненным требованиям трудящихся и угнетенных народов, к социализму. На международной арене, как и в национальном плане, французский католицизм определяет свое место в классовой борьбе.

С удовлетворением встретили народы всего мира победу вьетнамского народа в его патриотической борьбе за независимость, мир и свободу. Подписание в начале 1973 г. в Париже соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме – событие исторической важности. Французская церковь приветствовала это соглашение, положившее конец военной агрессии американского империализма в Индокитае. Вместе с тем уже в первых откликах и комментариях церковного руководства на это важное событие проявилась тенденция скрыть ответственность сайгонской администрации за нарушение данного соглашения уже после прекращения огня. Такая позиция определяется общецерковной концепцией, хотя и претерпевшей изменения, но естественно сохраняющей свои основные черты.

Эволюция теологических  позиций французского католицизма по проблемам войны, мира и мирного сосуществования исходит из ватиканской концепции «христианского мира», в которой в религиозной форме выражалась точка зрения наиболее реакционных кругов буржуазии. С изменением соотношения сил на международной арене после второй мировой войны в этой концепции также наблюдаются сдвиги, отразившие религиозную переориентацию от исповедания церковными лидерами философии атомной войны до принятия ими общих милитаристских теорий «равновесия страха». Теологическое обоснование таких теорий сопровождалось многочисленными «миротворческими» рассуждениями4.

Сокращение влияния  католической прессы в общественно-политической и культурной жизни страны является важным показателем дехристианизации французского общества

В целях привлечения читателя на страницах католической прессы много внимания уделяется мирским, в частности социально-политическим и экономическим, проблемам. Церковь пытается распространить свое влияние и посредством проникновения в дирекции или редакции буржуазных некатолических изданий, перешедших от антиклерикализма на позиции нейтральности. Но даже и в таком случае вряд ли католическая печать, все более «обмирщаясь» и утрачивая свою специфику, сможет лучше и полнее, нежели светская пресса, удовлетворить запросы своих читателей.

Другим показателем дехристианизации французского общества является кризис кадров духовенства. Главной причиной сокращения кадров священнослужителей является сужение социальной базы, на которую опирается церковь.

Кризис кадров священнослужителей – наглядное проявление той дехристианизации, о которой так много говорят в .католическом мире. Организационное ослабление церковного института, упадок авторитета церковных иерархов, расшатывание единства всей догматической и организационной системы католицизма осуществляются как следствие освобождения широких народных масс от религиозных предрассудков.

 

Англия

Известно, что Церковь  Англии является крупнейшей финансовой организацией одной из богатейших капиталистических стран. Именно в финансовом аспекте государственно-церковных отношений кроется понимание многих парадоксов англиканской социально-политической доктрины и организационного устройства. Церковные деятели, как правило, любят подчеркивать, что Церковь Англии не получает финансовой поддержки от государства.

Историческое развитие религии и церкви в Англии обусловило такое положение вещей, что религиозная и церковная жизнь современной Англии распадается на две неравноправные части: с одной стороны англиканство в виде государственной Церкви Англии, с другой - все остальные вероисповедания и секты, включающие как католиков, так и баптистов, методистов, квакеров и других сектантов. Сектанты в религиозной жизни страны играют явно второстепенную роль. Причина столь резкого деления кроется в государственном статусе Церкви Англии, т. е. в особых юридических отношениях, сложившихся и поныне существующих между Церковью Англии и буржуазным государством. Эти отношения резко отличаются от тех, которые имеют место между государством и другими вероисповеданиями.

Информация о работе Социальное и политическое значение Церкви