Социальное и политическое значение Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

В наше время в средствах массовой информации идет активная пропаганда вероисповедания. По телевидению все чаще выступают настоятели монастырей, патриарх и другие священнослужители. В это трудное не только для нашей страны, но и для всего мира время, когда людям уже не на что надеяться, они пытаются найти помощь и поддержку в вероисповедании.
Но какое же влияние Церковь оказывает на политическую и общественную жизнь западных государств? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо для начала выяснить, какие функции религия выполняет в обществе и политике в целом. А также нужно рассмотреть роль Церкви в социально-политических системах отдельных западных государств.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

26 сентября 1997 г. Государственная  Дума приняла Федеральный закон  "О свободе совести и о  религиозных объединениях". Принятие  закона ознаменовало новый этап  развития церковно-государственных  отношений в России.

Анализ обсуждаемого закона позволяет говорить о том, что Россией избрана своя особая  модель отношений взаимной политической власти и конфессий, отличающаяся от распространенных в мире режимов государственной церкви, конкордатной и плюралистической систем государственно-церковных связей. Концептуальным основанием отношений государства и религиозных объединений в России выступила идея культурно-исторической  избирательности, состоящая в предоставлении преимуществ конфессиям по признаку их особой культурной и исторической значимости. Так, в преамбуле признается особая роль православия в истории России в становлении и развитии ее духовности и культуры заявляется об уважительном отношении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и др. религиям, составляющим "неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Следуя принципу культурно-исторической избирательности, государство обязуется оказывать финансовую, материальную  и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры (п. 3 ст. 4); содействовать религиозным организациям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий (п. 3 ст. 18) и ряд других решений.

Вслед за религиозной  стабилизацией пришла и политическая, за религиозным "православным консенсусом" – политический "президентский".

Эти две стабилизации и два консенсуса связаны не только потому, что оба они порождены усталостью от революционных потрясений, стремлением вернуться к стабильности и спокойствию. Религия и власть еще и укрепляют друг друга. Ельцин, часто показывавшийся вместе с патриархом и иногда посещавший церковные службы, своим авторитетом, авторитетом власти, укреплял позиции православия и способствовал установлению "православного консенсуса". Путин с его значительно большой личной популярностью и более серьезным отношением к своим обязанностям  (по сообщениям печати он даже соблюдает пост и имеет духовника), укрепляет "православный консенсус" еще больше. С другой стороны, авторитет церкви укрепляет авторитет власти, освещает ее.

Религиозное измерение политической традиции: Запад  и Россия

Характеристику политической традиции невозможно понять без религиозного измерения. На становление политической традиции оказывали влияние и  социально-экономические условия, и исторически события.

Целесообразно сравнить Россию и Запад, потому что современная  Россия в процессе модернизации ориентируется  на Запад, на его опыт политической жизни, что вполне правомерно. Нельзя безоговорочно и непримиримо  противопоставлять Россию Западу. Россия заимствовала христианство у Византии, но православие можно называть восточным христианством, его нельзя называть христианством азиатским. Как не велики различия между русским и западноевропейским мировоззрениями, их сходство и родственные особенности не менее значительны.

Христианское учение в целом, т. е. все его три ветви: православие, католицизм и протестантизм, утверждает, что Бог создал человека и наделил его свободной волей. Заслуга западного христианства заключается в том, что оно, в отличие от православия, поступаясь некоторыми принципами, выработало и проповедовало идеи, благодаря которым в светской политической практике были созданы разумные механизмы достижения этой свободы.

Русская духовность, в  отличие от западной, делит мир не на три, а на два удела – удел света и удел мрака. Особенно резко это проявлялось в отношении государственной власти, находящейся практически на границе обоих царств: она либо выше человеческого мира, либо ниже его, но в него как бы не входит.

Православие способствовало созданию концепции государственности, которая ставит выше всего начало этическое. Православное сознание чрезмерно эсхатологично8.

Западное христианство благодаря пересмотру некоторых  своих постулатов, способствовало тому, что эсхатологическая идея утратила свое универсальное значение в западной традиции.

Для россиян эсхатологическая идея не потеряла своей притягательности до сих пор. Сегодня много говорят  о том, что  в процессе модернизации общества необходимо учитывать национальные особенности. Эсхатологическое сознание – наша национальная характеристика, которая есть сегодня и будет, вероятно, существовать еще долго.

Имея эсхатологический менталитет, российское общество способно прожить без идеала менее, чем  другая нация. В России, наряду с силой государства, основным средством единения, консолидации общества всегда выступала идеология. Но по мере становления демократии, когда человек действительно будет хозяином своей судьбы, эсхатологизм в России утратит прежнее универсальное влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выдающийся русский философ  И.А. Ильин (1883-1954 гг.) так определял  соотношение государства и церкви: "Церковь и государство взаимно  инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу  действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает достоинство и изменяет своему назначению… Церковь не должна брать меч – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны… В этом смысле церковь "аполитична", задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг".

Для нынешнего этапа формирования новой модели государственной церковной политики России характерно признание того, что государство не вправе недооценивать значимость религиозной сферы общества, самоустраняться от разрешения возникающих в ней проблем, не вправе забывать, что в отношениях между государством и церковью именно оно является ведущей силой, обеспечивающей реализацию интересов всех граждан, верующих и неверующих. Наконец, государство обязано создать поле для нормальной жизнедеятельности объединений граждан, возникающих по мировоззренческим убеждениям.

Таким образом, то же самое можно сказать и о западных государствах. Церковь оказывает большое влияние на политику государства в зависимости от потребностей социума, но в свою очередь это воздействие зависит от его идеологии и менталитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

    1. Варьяс И. Ю. Краткий курс церковного права, М.,2001
    2. Вейш Я. Я. Религия и церковь в Англии, М.,1996
    3. Пономарева Л. В. Испанский католицизм ХХ века, М., 1990
    4. Ястребов И. Б. Католицизм в современной Франции, М., 1991
    5. «Вестник Московского университета», - 2002, - №1
    6. «Международная жизнь», - 1994, - №1
    7. «Новое литературное обозрение», - 1999, - №4

1 Варьянс М.Ю. Краткий курс церковного права, с.34.

2 Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии, с.4.

3 Пономарева Л.В. Испанский католицизм ХХ века, с.68.

4 Ястребов И.Б. Католицизм в современной Франции, с.270.

5 Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии, с. 58.

6 Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии, с. 117.

7 «Новое литературное обозрение», - 1999, - №4, с.32

8 «Вестник Московского университета», - 2002, - №1, с.70.




Информация о работе Социальное и политическое значение Церкви