Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:18, реферат
В конце XX в. в жизни человечества глобальные социально-экономические и политические преобразования получили практическую реализацию и развитие одновременно со стремительным и масштабным прорывом в сферах информатики, коммуникаций и связи. Одновременно острее стала ощущаться потребность в сохранении духовной и культурной самобытности перед лицом так называемой «массовой» культуры с ее ограниченными унифицированными стандартами.
Глобальный финансово-экономический кризис конца первого – начала второго десятилетия XXI в. убедительно продемонстрировал невозможность выхода на путь устойчивого развития при опоре на идеи либерального капитализма.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный
университет им. Н.И.
Национальный исследовательский университет
Факультет международных отношений
РЕФЕРАТ
СПЕЦИФИКА ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Выполнила:
Геннадьевна
Нижний Новгород
2013
В конце XX в. в жизни человечества глобальные социально-экономические и политические преобразования получили практическую реализацию и развитие одновременно со стремительным и масштабным прорывом в сферах информатики, коммуникаций и связи. Одновременно острее стала ощущаться потребность в сохранении духовной и культурной самобытности перед лицом так называемой «массовой» культуры с ее ограниченными унифицированными стандартами.
Глобальный финансово-экономический кризис конца первого – начала второго десятилетия XXI в. убедительно продемонстрировал невозможность выхода на путь устойчивого развития при опоре на идеи либерального капитализма. В мире росло и крепло понимание этого при усиливающейся убежденности в том, что создание гармоничной и справедливой системы международных отношений возможно только на основе общего нравственного знаменателя, всегда существовавшего у основных мировых религий.
В
условиях, когда Российское государство
рассматривает укрепление нравственного
основания международных
Так, возникшее в Латинской Америке в 60-е гг. XX в. леворадикальное течение в католическом мышлении субконтинента – «теология освобождения», – уже в начале второго десятилетия XXI в. стало идеологической основой деятельности президентов Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, Эквадора, Парагвая, влиятельных сил субконтинента, поскольку опирается как на массовую симпатию и поддержку в странах региона, так и на многочисленных сторонников в Африке, Азии, среди афроамериканского населения США, включая организаторов феминистского движения. Ныне же в условиях глобализации разработчики «теологии освобождения» заняты поиском новых ее направлений и ответов на злободневные вопросы современности: их волнует прежде всего проблема экономической модели развития в условиях краха социалистического эксперимента в СССР и странах Восточной Европы. Теологи-либерационисты вновь и вновь заявляют об отклонении ими неолиберального, т.е. капиталистического, пути, концентрируя внимание и усилия на разработке «альтернативы».
Как
бы центр мирового католицизма ни
осуждал «теологию
Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается в рассмотрении основных направлений современных разработок теологов-«освободителей», их востребованности, что демонстрирует наличие у учения об «освобождении» многообещающих перспектив.
Этнический и расовый состав населения Северной Америки характеризуется
большой сложностью, что связано с особенностями ее исторического развития.
Здесь живут представители всех трех больших рас: монголоидной европеоидной,
экваториальной. Здесь обитают примерно 250 больших и малых народов. В отличие
от народов Старого Света многие из крупных народов Латинской Америки
образовались уже в новое время. В их формировании участвовали три главных
элемента: коренное индейское население, эмигранты из стран Европы и рабы,
вывозившиеся из Африки.
До открытия и завоевания Средней и Южной Америки европейцами их территорию
населяли многочисленные коренные народы. Предки этих народов пришли сюда из
северо-восточной Азии через Берингов пролив 15-12 тыс. лет назад.
В течение многих тысячелетий они вели бродячий образ жизни, занимаясь
собирательством, охотой и рыболовством, а позднее и примитивным земледелием.
Некоторые индейские народы со временем достигли гораздо более высокого уровня
цивилизации. Затем у Ацтеков, Майя и инков появились и первые раннеклассовые
государства. Так возникли два главных ареала индейской цивилизации _ на
Мексиканском нагорье и в Центральных Андах.
В 1521 году была проведена перепись населения Новой Испании (Мексики),
оказалось, что в этой стране проживает более 9 млн. человек и в том числе 7,3
млн. ацтеков. А в начале Х1Х века население Мексики оценивалось в 5,8 млн.
человек. В Боливии, Чили, Аргентине, Бразилии индейское население оттеснено в
глубинные труднодоступные районы.
Почти полное истребление индейцев в одних регионах и значительное их
сокращение в других (при сравнительно небольшой численности самих европейцев)
поставило перед колонизаторами вопрос о рабочей силе, который был разрешен
главным образом с помощью ввоза негров-рабов из Африки. Общее число
привезенных негров в Америку за три столетия работорговли составило примерно
10 млн. человек.
Так сложилось те три главных расово-этнических элемента, о которых было
сказано выше. При этом первое место принадлежало креолам – родившимся в
Америке потомкам испанских и португальских завоевателей. Далее шли индейцы,
негры и многочисленные смешанные группы. К смешанным группам относились
метисы – потомки от браков креолов с индейцами, мулаты – потомки от браков
креолов с неграми, самбо – браки негров и индейцев)
В Х1Х веке и первой половине ХХ века «белое» население Латинской Америки
значительно возросло. Это было связано с тем, что после крушения испанской и
португальской колониальных империй молодые независимые государства оказались
заинтересованными в дополнительной миграции населения для освоения новых
земель, расширения добычи полезных ископаемых. А быстрое развитие морского
транспорта сделало перевозку иммигрантов из Европы практически возможной.
Всего в Латинскую Америку переселилось более 10 млн иммигрантов, в том числе
в Аргентину – 6,5 млн, в Бразилию – 3,5 млн.
Так сформировалась современная этническая карта Латинской Америки.
Большинство стран этого региона отличается весьма сложным этническим
составом. В Бразилии насчитывается около 80, в Мексике и Аргентине – более
50, в Боливии, Венесуэле, Перу, Колумбии, Чили – более 25 различных народов.
Религиозный состав населения Латинской Америки во многом определяется ее
этническим составом и также тесно связан с историей ее колонизации. Примерно
9\10 ее населения исповедуют католицизм, который насильственно насаждался во
всех испанских и
вероисповеданиям
протестанты и православные, а из нехристианских религий – индуисты и
мусульмане. У некоторых групп индейцев до сих пор сохранились традиционные
дохристианские верования и обряды.
Латинская Америка принадлежит к той разновидности цивилизаций, которые получили условную характеристику как «пограничные», находящиеся «между Западом и Востоком» ( к их числу относят в той или иной мере также Россию, страны Балканского полуострова, Испанию и Португалию).
В роли
«Востока» в Латинской Америке
выступили автохтонные
Для Латинской Америки, как и длявсех иных цивилизационных общностей данного типа, характерно сочетание в рамках одной и той же социокультурной системы качественно различных способов разрешения коренных проблем — противоречий человеческого существования: между мирской и сакральной сферами бытия, человеком и природой, индивидом и социумом, традиционной и инновационной сторонами культуры. Так, с одной стороны, для латиноамериканцев типична мощная тяга к христианской религии (Латинская Америка, как известно, самый «католический» континент мира, хотя в последние два десятилетия активно распространяются различные протестантские течения), с другой — налицо сохранение заметных пластов «доосевого» мифологического сознания и отношения к миру. Отчетливо проявившаяся в ходе цивилизационного процесса в регионе тенденция к подчинению природным ритмам (получившая наиболее полное развитие в индейских крестьянских общинах, но наличествующая также и у представителей иных этнокультурных общностей, прежде всего у метисов, проживающих в таких природных зонах, как Анды — Кордильеры и тропическая сельва) столкнулась с прямо противоположной тенденцией — стремлением приспособить природу к человеческим потребностям, вплоть до идеи тотального ее подчинения человеческой воле и переделки в соответствии с европейскими и североамериканскими стандартами у апологетов технологического прогресса и промышленного освоения природного потенциала стран региона. Тенденция подчинения личности общности в различных ипостасях — от индейской общины до государства, ярко проявлявшаяся на всем протяжении латиноамериканской истории, соседствует с крайним индивидуализмом, тягой к свободе без границ, к полному своеволию. Стремление неукоснительно следовать традиции, ничего не меняя в сложившемся строе жизни (наиболее заметное опять же у членов индейских общин, но достаточно типичное также для части креольского общества, ориентированной на сохранение испанского колониального наследия), не раз вступало в противоречие с тенденцией к абсолютному, тотальному отрицанию прошлого, к катастрофическому «сбрасыванию» опыта предшествующего этапа.
Качество «пограничности» обусловливает «соположенность планов» (Л. Сеа) — крайне противоречивое сосуществование качественно различных способов бытия — наследия тех или иных эпох (воспроизводимого в деятельности определенных групп населения), а также далеких друг от друга цивилизационных традиций.
Для
Латинской Америки как
Культуры
всех стран Латинской Америки
представляют собой сложнейшее переплетение
трех основных типов межкультурного
взаимодействия: а) прямого враждебного
противостояния культур, б) симбиоза, т.е.
такой разновидности
Хотя такие черты, как незавершенность синтеза, сложнейшее переплетение всех трех охарактеризованных типов межцивилизационного взаимодействия, состояние раскола, роднят Латинскую Америку с иными «пограничными» цивилизациями, в первую очередь с российской, между ними существует и очень важное отличие, прямо обусловленное тем, что Латинская Америка как цивилизационная общность появилась в истории сравнительно недавно. О латиноамериканской цивилизации как о самостоя гельном историческом субъекте, обладающем собственной логикой саморазвития, можно говорить лишь начиная с XVIII в. Собственно, это самая молодая на планете цивилизация, и уже в силу этого обстоятельства она не может быть вполне оформленной.
Поэтому
Латинская Америка — это
Информация о работе Специфика этно-религиозных процессов в Латинской Америки