Сущность и развитие мифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим индикатором социокультурного пространства общества является его социально-психологический климат, во многом определяющий характер отношений между людьми. Симпатия и антипатия, миролюбие и вражда, сотрудничество и соперничество – варианты отношений, складывающихся между людьми и заполняющих собой жизнь социума, определяются культурой.

Содержание работы

Введение.
Сущность и развитие мифа.
Характерные черты мифа.
Социокультурные функции мифа.
Мифология и религия.
Основные элементы религии.
Функции религии.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                     

Введение. 

  1. Сущность и развитие мифа. 
  2. Характерные черты мифа. 
  3. Социокультурные функции мифа.
  4. Мифология и религия.
  5. Основные элементы религии.
  6. Функции религии. 

Заключение. 

Список литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение.

Важнейшим индикатором  социокультурного пространства общества является его социально-психологический  климат, во многом определяющий характер отношений между людьми. Симпатия и антипатия, миролюбие и вражда, сотрудничество и соперничество – варианты отношений, складывающихся между людьми и заполняющих собой жизнь социума, определяются культурой.

Культура и общество обретают единство через человека и  реализуются в многообразных  формах жизнедеятельности людей через системы складывающихся между ними отношений. Причем каждая из форм культуры (мифология, религия, искусство, философия) осмысливает их по-своему.

В представленной работе рассматривается понятие мифа и религии.

Цель работы раскрыть мифологию и религию как форму духовной культуры.

 

1. Сущность и развитие мифа.

Миф – исторически  первая форма духовной культуры, можно  сказать её зародыш. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после  этого исчез, не просто первоначальный и пройденный этап её развития. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей её истории вплоть до нашего времени.

Слово «миф» (от греческого слова myphos) буквально означает сказание, предание. Миф – это вымысел, принимаемый за правду. Сущность мифа парадоксальна: люди принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Люди той культуры, где миф рождается, живет и воспринимается как правда, верят в него и не осознают, что это миф. А то, что они имеют дело с мифом, обнаруживается людьми другой культуры, которые обладают иным видением мира.

Позднее в культуре миф  нередко воспринимается как сказка. Но сказка – это уже не миф, поскольку она не претендует на достоверность описания реальности. Миф же по своей сути предназначен служить подлинным знанием того, что есть на самом деле. Однако миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое образно – смысловое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации. Если в мифе можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знаний, а мироощущений, чувственного сопереживания.

Почему же люди, сочиняли мифы и верили в правдивость своих  вымыслов? Дело в том, что по их представлениям, они ничего не выдумывали. Миф не только повествование, а образ жизни, а именно люди живут в том мире, который описывается их мифами. В мифах они пытались дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Так же большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручении домашних животных и т.д. Таким образом, живя в мифах, люди имеет возможность существовать в реальном мире – по крайней мере, до тех пор, пока между содержанием мифов и реальностью не обнаруживается существенное расхождение.

Мифология - это не просто собрание мифов, это культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Таким образом, миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего).

Мир древних людей  значительно отличается от настоящего, он наполнен вещами и процессами, которых в нашем времени нет, населен существами, способными существовать для нас только в воображении. Мифы разных народов достаточно схожи. В них неизбежно присутствуют фантастические описания богов, необычайных животных, загробного мира и прочее. Мир, отраженный в мифологии, наполнен необыкновенными чудесами. Различными явлениями и процессами управляют духи, наиболее могущественные становились богами, которые, как и люди ссорятся, мирятся, женятся, рожают детей. В мифах животные, растения, любые вещи, явления природы могут оказаться живыми, одушевленными, разумными существами.

Мифологическое мироощущение выражается не только в повествовании, но и в действиях (обрядах). Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Чаще всего миф – это рассказ, описывающий в повествовательной, олицетворенной форме тот или иной обряд, объясняющий его происхождение и как бы обосновывающий право исполнителей обряд совершить.

 

2. Характерные черты мифа.

Изучение древней мифологии  позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общими чертами, характеризующими их специфику:

  1. Отождествление фантазии с реальностью.

Человек, верящий в  миф, живет в мире, где реальность граничит с фантазией. Он живет в реальности, а видит то, что в действительности существует лишь в его фантазии. Поэтому вера в миф, не нуждается ни в каком логическом обосновании. А логические доводы против нее бессмысленны, ибо люди склонны доверять своим глазам больше, чем логике.

  1. Объяснение действительности в наглядно – образной форме.

 Миф объясняет мир  с помощью наглядных образов  и чувственных ассоциаций. Фантазия, облеченная в наглядно – образную форму, приобретает художественный характер. Благодаря этому миф выступает как произведение искусства (впоследствии художественность мифа нередко становится одним из его достоинств – примером здесь может служить античная мифология, как излагалось выше).

  1. Эмоциональная насыщенность.

Миф затрагивает чувства  людей, в силу своей «очевидной»  достоверности и художественной образности. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям, зависимым от них. Это укрепляет его веру и делает человека не способным к объективному размышлению над содержанием мифа. Попытки логической критики мифа не уместны и не желательны.

  1. Связь с магией.

Мифология это не только формирование духовной жизни, а так  же практическая направленность, вооружающая людей «техническими» средствами воздействия людей на окружающую среду. Возможность влияния осуществляется с помощью магии, которая представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, где за физическими действиями скрывается духовное содержание – возможность воздействия на духов в желательную сторону.

При изучении мифов разных народов  выяснилось общность тем и рассматриваемых проблем:

  • космологические (объясняют происхождение вселенной мира);
  • антропогонические (объясняют происхождение человека);
  • астральные, лунарные, солярные (объясняют происхождение звезд, луны, солнца);
  • календарные (объясняют смену времен года);
  • этиологические (объясняют происхождение растений и животных);
  • мифы о чудесном рождении;
  • мифы о загробной жизни, смерти, судьбе.

Так как мифология  поднимала глобальные проблемы бытия, то через стадию мифотворчества, так  или иначе, проходили все народы мира.

 

3. Социокультурные функции мифа.

Если мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления, продолжают существовать в какой-либо культуре, следовательно, есть причины, порождающие и поддерживающие их существование. Развенчание какого-либо мифа не ведет к его исчезновению, а лишь заменяется другим. А происходит это лишь оттого, что человек неизбежно склонен верить в мифы, вопрос лишь в том в какие мифы он верит. В любом обществе мифы выполняют специфические социокультурные функции, связанные с организацией мышления и деятельности его членов.

    • Функция стереотипизации. Наглядные и эмоционально насыщенные мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и становятся стереотипами. Мифологические стереотипы очень устойчивы и слабо поддаются пересмотру под влиянием индивидуального опыта, поэтому вера в мифы сплачивает людей в сообщество с едиными принципами, ценностями, нормами, представлениями. Основанная на вере в миф стереопизация восприятия действительности, мнений и суждений подчиняет индивидуальное сознание коллективному. Идеологические мифы – это использование мифологической стереотипизации в идеологических целях. Идеологические мифы внедряют в сознания людей лозунги вроде «Самодержавие, православие, народность» или «Сияющие вершины коммунизма», стереотипные образы «доброго царя», «нечестивого басурмана», «пламенного революционера».
    • Функция компенсации. В любую эпоху, при любом уровне развития науки люди сталкиваются с чем-то неизвестным, непонятным, необъяснимым. В таких ситуациях мифологический вымысел компенсирует недостаток знаний, для того чтобы объяснить непонятное и включить его в имеющуюся систему представлений о мире. Малообразованные люди, опираясь на мифы, объясняют себе на простейших наглядных образах то, что кажется им плохо объяснимым наукой.
    • Если надеяться не на что, остается лишь верить в чудо, в помощь волшебных сил, поэтому магия, связанная с мифом компенсирует бессилие людей перед жизненными ситуациями. Вера в миф пробуждает угаснувшие было надежды, оказывая положительное воздействие на психическое состояние и поведение человека и помогая ему справиться с жизненными невзгодами.
    • Избавление в той или иной степени человека от психического напряжения, вызванного необходимостью постоянно следовать рациональным культурным установкам, есть еще один аспект компенсационной функции мифологии. Открывая простор для фантазии, миф компенсирует человеку утрату возможности по-детски реагировать на трудности жизни.
    • Функция символизации. Поскольку мифологическое мышление всегда отталкивается от каких-то реальных фактов, поскольку мифический вымысел становится своеобразным символическим «кодом» выражения связанных с этими фактами смыслов. Хотя люди, верящие в миф, не осознают его символического содержания, такое символическое содержание в мифе есть. В неявных формах миф отражает какие-то характеристики действительности, о которых сами авторы мифов не отдают себе отчета. В античные времена сложилась одна из традиций «расшифровки» мифологического «кода». Мифологические боги толкуются не просто как существа, управляющие природными явлениями, а как образы, символически олицетворяющие эти силы, явления, процессы. Так, Гея – это образ земли, Уран – неба, их сын Кронос – олицетворение времени; под именем Зевса скрывается идея всеобщего мирового закона и т.д. У Урана и Геи рождаются дети, но Уран не хочет их видеть и заставляет остаться в чреве матери (то есть в земле), а Кронос (время) выпускает их на волю. Это можно истолковывать как символическое выражение того, что жизнь на земле имеет как небесные, так и космические корни, но небесный мир недвижен и чужд всякой жизни, и жизнь на земле начинается только тогда, когда из недр земли освобождаются ее внутренние силы. В мифе Кронос поедает своих детей – это символ того, что время уничтожает все, что оно порождает; Зевс свергает власть отца, принуждает его вернуть на свет других детей и воцаряется над миром – это символизирует обретение богами бессмертия и подчинения хода времени единому всеобщему закону.

 

4. Мифология и религия.

С течением времени мифы охватывали все больший круг природных  явлений и человеческих дел. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии, представлявшие собой более или менее целостное мировоззрение, объясняющее окружающую действительность и место человека в ней. Тесная взаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией. Встает вопрос: существовала ли мифология как форма культуры отдельно от религии? На ранних стадиях развития общества мифология и религия не разделимы. Нельзя категорично говорить о том, что одни мифы являются религиозными, а другие мифологическими, что религиозные мифы связаны с верой в сверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. У истоков своего развития религия не разделяет мир на естественный и сверхъестественный. Это происходит на достаточно высоком уровне развития религии. Данное разделение присуще и мифологии в поздних стадиях развития. Миф становится религиозным, если он выступает в качестве содержательной (мировоззренческой) стороны культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с сакральными объектами).

Одной из важнейших черт религии является то, что она все  свсязанное с нею делает священным. Ее символы, реликвии, храмы – святыни; ее положения – святые истины; ее служители, отправляющие религиозные обряды- священнослужители; ее наиболее отличившиеся приверженцы причисляются к лику святых.

 

5. Основные элементы религии.

Не вдаваясь в анализ различных подходов к определению  религии, рассмотрим основные элементы, которые имеются в различных религиях и потому, можно думать, характеризуют сущность религии вообще.

    1. Вера в Бога (или богов).

Это главный признак  религии. Без богов нет религии. В различных религиях существуют различные боги, но если попытаться выделить то, что наиболее типично для религиозных представлений о них, то можно указать следующие черты, присущие Богу.

Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо.

Во-вторых, Бог есть существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными  способностями, непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение.

    1. Эмоциональное отношение к Богу.

Вера в Бога – это  не просто рациональная убежденность в его существовании: она есть религиозное чувство. Она пронизана эмоциями. Верующий относится к Богу с любовью и страхом, с почитанием, восторгом, надеждой, чувствами вины и раскаяния. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

Информация о работе Сущность и развитие мифа