Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.
Задачи сформулированы в соответствии целью курсовой работы:
-Изучить историю взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества
- Изучить целевые аудитории Русской Православной Церкви и ее работу с ними
Введение
1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы
Православность России в целом часто не подвергается сомнению ни социологами, ни "лжесоциологами", так как в ходе всех опросов большинство населения страны (до 90%) ассоциирует себя с православием и с РПЦ МП как институтом. Согласно более детальному опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённому в апреле 2006 года (участвовало 1600 респондентов), 47% россиян хотели бы, чтобы РПЦ МП более активно влияла на духовную жизнь всего общества, а 53% настаивают на признании особой роли православия в России. Однако для социологов ответ "да" на вопрос о том, признаёте ли Вы, что православие вообще занимает особую роль в России, не является показателем практической религиозности и того, что человек будет следовать всему тому, что ему скажет делать священноначалие РПЦ МП. Скептицизм "лжесоциологов" объясним, если обратиться к ответам на другие вопросы ВЦИОМа. Например, 60 % опрошенных выступают за соблюдение прав и свобод человека, независимо от национальных культурных ценностей и духовной традиции, в том числе, и независимо от мнения РПЦ МП. 41% опрошенных считают, что "православие - это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие". 29% хотели бы, чтобы РПЦ МП ограничила свою деятельность обрядами и ритуалами. Только 18% респондентов решили, что Церковь может как-либо конкретно и серьёзно влиять на основные вопросы жизни не только общества, но и всего государства. И, наконец, главным источником нравственных норм и ценностей, согласно опросу ВЦИОМ, была провозглашена семья (72%), а православие получило только 4%, что вполне сопоставимо с числом практикующих православных верующих, о которых пишут те, кого митрополит Кирилл именует "лжесоциологи". Эта же цифра легко объясняет и трудности с введением "Основ православной культуры" в школах по всей России, случаи противодействия этому учителей и родителей и т. п.
Страх многих церковных деятелей перед статистикой вызван как политическими причинами, так и понятной обидой на российское общество, которое в должной мере не поддерживает инициативы Церкви, которой часто сложнее наладить диалог с интеллигенцией, чем получить в собственность храм. Нападки на "пигмейские" проценты социологов, на концепцию прав человека РПЦ МП, на возможности введения в школах "Основ православной культуры" и института военного духовенства в армии, критика процесса объединения РПЦ МП с Зарубежной Церковью – оцениваются идеологами РПЦ МП на удивление одинаково. Во всех этих нападках на инициативы Церкви оказываются виноватыми просто вражеские силы, либерализм Европы, теряющей христианскую веру, или, как выразились диакон Андрей Кураев и протоиерей Всеволод Чаплин, "тоталитарное сознание правозащитников и демократов". Депутат Госдумы РФ Наталья Нарочницкая в своей статье в "Российской газете" (от 28.04.06) даже упрекала либералов и деятелей РПЦЗ (почему-то, прежде всего, епископа Евтихия (Курочкина), который никогда не жил на Западе, а служит в г. Ишим Тюменской области) за то, что они не принимают постсоветскую Россию, Родину свою, такой, какая она есть. Социологический опрос – это, конечно, не страна, как она есть, но это путь к серьёзному восприятию реальности, стремление заглянуть в зазеркалье этого магического вопроса - "Считаете ли Вы себя православным?". Однако можно быть уверенными, что значительная часть официальных идеологов РПЦ МП и светских политиков ответит "Да" на вопрос: Хотите ли Вы, чтобы вера 90 % населения по-прежнему считалась "авось православной" без уточнений?
Заключение.
К голосу РПЦ прислушиваются
миллионы россиян, авторитет первых
церковных иерархов порой ставится
даже выше, чем авторитет известных
политиков. Однако Церковь вынуждена
учитывать современное состояни
Процесс возрождения религиозности в современной России, начавшийся в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, формой новой идеологии; переводе отношений между Российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога; признании религии одной из форм общественного сознания; в формировании нового типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.
На наш взгляд очень интересным представляется тот факт, что многие верующие все же не соблюдают некоторых правил предусмотренных православием. Это говорит о том, что вера является состоянием души человека, а соблюдение каких-то норм и законов, предписываемых церковью, отходит на второй план. Каждый сам решает во что ему верить, и как. Демократизация российского общества создаёт большие возможности для деятельности Русской православной церкви.
Стоит отметить, что в последнее
время церковь активно
Но хотелось бы отметить, что позиционирование себя Церковью и восприятие ее образа сознанием людей несколько различаются. Социологический опрос – это, конечно, не страна, как она есть, но это путь к серьёзному восприятию реальности. Работа в этом направленнии идет. Сейчас Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание влияния РПЦ и активизация ее деятельности.
Список литературы.
1. Гараджа В. И. Религиоведение. - М., 1996. - С. 85.
2. Исаев И.А. История государства и прва России: Полный курс лекций. - М.: Юрист, 1994. - С. 165.
3. Мчедлов
М.П. Социальная концепция РПЦ:
4. Розанов
В.В. Религия, философия,
5. Семёнов,
В. Е. Ценностные ориентации
современной молодежи / В. Е. Семёнов
//Социологические
7. Филатов, С. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С. Филатов, Р. Лункин // Социологические исследования 2005, № 6. С.21-30
8. Франк С. Л. Духовные основы общества. - М.: «ЛУЧ», 1992. - С. 76
9.Чаплин С. Образ Русского
Православия в западных СМИ / С. Чаплин
// Церковный Вестник № 1-2 (398-399) январь
2009 / 22.01.2009 (http://www.e-vestnik.ru/
План опроса.
1. Какую религию Вы исповедуете?
другая религиозная конфессия
атеизм
2. Что влияет на выбор(смену) Вами религии?
3. Как Вы оцениваете место Православия в России?
- православие - это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие
- следует признать особую роль Православия в России
- затрудняюсь ответить
4. Как часто
Вы посещаете религиозные
5. Насколько
важна религия в Вашей жизни?
Оцените по пятибалльной шкале,
5 |
|
4 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
6. Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны:
-
-
-
7. Верите ли
вы в сглаз, порчу, амулеты
и обереги? Оцените по
5 |
|
4 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
8. В какой
степени Вы доверяете или не
доверяете Русской
-полностью доверяю,
-частично доверяю,
-не доверяю,
-затруднились ответить.
9. В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждением, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека?"
-полностью согласны,
-частично согласны,
-не согласны,
-затруднились ответить.
10. Как Вы относитесь к Патриарху?
-положительно
-отрицательно
-затрудняюсь ответить.
11. Как Вы
думаете, может ли Церковь
-да, может
-нет, не может
-затрудняюсь ответить.
Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви