Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 20:20, курсовая работа
Цель работы- исследовать развитие творческого портрета.
Задачи:
- рассмотреть историю портрета;
- проанализировать функции портрета;
- рассмотреть поджанры портрета;
- подробно изучить технику исполнения и композицию портрета.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. История портрета………………………………………………4
Глава II. Функции портрета……………………………………………..11
2.1 Поджанры портрета………………………………………………….14
2.2 Фон и атрибуты………………………………………………………...18
Глава III. Визуальная характеристика.
3.1 Техника исполнения портрета………………………………………..21
3.2 Размер и количество изображённых на портрете…………………….24
3.3 Композия портрета………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….37
Как отмечают исследователи, большинство из дошедших до наших дней портретов «создавались не для их музейного или выставочного существования. Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных — заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей». С развитием семьи, быта и интереса к человеческой личности, функции портрета становятся более близкими к нашим современным представлениям: «Чаще и факт заказа портрета, и его дальнейшая жизнь были семейным, интимным делом. Портретная картина становилась частью интерьера, „художественного быта“», напоминая о родственниках и друзьях.
Существовали и другие аспекты: «Портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, принадлежавших барам, иногда далёким от всякой духовной жизни, но из-за моды или спеси считавшим необходимым иметь у себя „персоны“ свои и своих предков, и не замечавшим при этом комического или даже сатирического эффекта, производимого их напыщенными и корявыми физиономиями. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, „портретные“ комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например, известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Во всех случаях портрет, оставаясь насыщенным человеческим и эстетическим содержанием, обладал ещё и другой жизненной функцией — частью быта, родственно связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. Новые портреты писались в соответствии с новыми вкусами жизни, с новыми стилистическими чертами всего художественного быта». «В каждом случае композиционные и колористические особенности полотен неодинаковы и меняются в зависимости от господствующего стилевого направления, индивидуальности художника и запросов заказчика. Соответственно то уменьшается, то увеличивается количество аксессуаров; портрет может выглядеть в интерьере то претенциознее, то скромнее. Его роль во многом определяется модой, отдающей предпочтение той или иной гамме, и, конечно, контекстом, в котором он смотрится, — абсолютным размером и пропорциями данного помещения, цветом обивки стен, занавесей и мебели, особенностями других произведений живописи, скульптуры и графики».
2.1 Поджанры портрета.
Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. «Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно».
Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918. Полотно представляет собой не портрет, а скорее портрет-картину, портрет-тип, причём социальный. Любопытно, что позировала представительница интеллектуальной среды — Галина Адеркас, актриса Большого театра.
Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
По характеру изображения:
Тициан. «Император Карл V в сражении при Мюльберге». 1548. Парадный конный портрет императора в доспехах полководца на фоне пейзажа, где разворачивается битва, в которой он победил.
Кристоф Амбергер.«Карл V в юности», до 1532. Практически камерный портрет, где монарх изображён почти как простой горожанин.
На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Если портрет был предназначен для того, чтобы украшать парадный интерьер, то в этом случае предуказанная полотну конкретная роль диктовала художнику не только его размер, но и живописно-пластические особенности, ведь портрету требовалось не затеряться среди роскоши, пышносности архитектурно-декоративного оформления зала. Если портрет сразу предназначен для музея, художник более волен в своей работе, т.к. фон таких стен изначально нейтрален.
Борис Кустодиев.«Групповой портрет художников „Мира искусства“» (эскиз) изначально заказывался для Третьяковской галереи.
Илья Репин.«Портрет Павла Третьякова».Меценат изображён на фоне стен свой галереи — интерьер нейтральный .
2.2 Фон и атрибуты.
«Портрет четы Арнольфини»наполнен огромным количеством атрибутов, что позволяет выдвигать множество версий его значения .
Использование
символических элементов — атрибутов,
помещённых вокруг персонажа (включая
знаки, домашние объекты, животных и растения)
часто встречалось в портрете (особенно
до наступления эпохи реализма). Атрибуты
выполняли роль подсказок, создавали подтекст,
определяющий моральный, религиозный
или профессиональный статус модели. «Наиболее
упрощённый способ внутренней характеристики
изображаемого на портрете лица создавался
введением на полотно деталей определённого
антуража (например, изображение полководца
на фоне битвы) и очень скоро превратился
в слишком легко распознаваемый код»,
пишет Ю. Лотман. Каждый из поджанров портрета чётко определяется
по атрибутам, написанным на полотне, а
также по дополнительным признакам, —
в частности, по такой, казалось бы, второстепенной
детали, как фон.
Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде
законодательницы в храме богини Правосудия» — пример парадного
барочного полотна с колонной, драпировкой,
ступенькой и бесконечным пространством
фона. Статуя богини Правосудия является
отражением собственно фигуры императрицы,
правящей правосудно.
Эдуар Мане. «Флейтист».
Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник использовал определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её статус. Колонна и драпировка — традиционные атрибуты парадного портрета. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя.
В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст — он становится атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Скульптура — двойник, который может наделяться чертами конкретной личности, служит одновременно поводом для глубоких чувствований и размышлений самого разного порядка — от конкретных, касающихся данного персонажа, до судеб мироздания. (…) В данном контексте скульптурный „кумир“, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку».
Антонелло да Мессина «Кондотьер». Существуют также портреты на нейтральном сером или чёрном фоне — в них всё внимание зрителя сосредоточено исключительно на лице изображённого. В итальянской живописи переход от изображения человека на пейзажном фоне вместо нейтрального произошёл в 1470-е годы: от такой замены образ стал поэтичней, краски мягче, а композиция пространственней и воздушней. Изображение человека на фоне неба, вместо тёмного, сразу придаёт ему иную эмоциональную окраску.
Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя — от одной поверхности к другой; для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром).
Глава III. Визуальная характеристика.
3.1 Техника исполнения портрета.
Техника, в которой выполнен портрет, является одним из важных факторов, влияющих на образ созданного портрета. В период Древней истории приоритет оставался за портретами, выполненными в камне. В период Возрождения на первый план вышли портреты, выполненные маслом, до настоящего момента сохраняющие первенство.
В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Скульптурные портреты в Новое время имеют мемориальную и памятную функцию и создаются реже живописных. Живописное средство влияет на восприятие портрета — невозможно выполнить торжественный парадный портрет в технике карандаша, а интимный жанр более удобен для миниатюры. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.
Типизация по живописному средству:
- карандашные;
-акварельные;
-гравированные;
-живописные ( масло, темпера, гуашь);
Информация о работе Творческий портрет. Понятие «форма» и способы её передачи