Творческий портрет. Понятие «форма» и способы её передачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- исследовать развитие творческого портрета.
Задачи:
- рассмотреть историю портрета;
- проанализировать функции портрета;
- рассмотреть поджанры портрета;
- подробно изучить технику исполнения и композицию портрета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. История портрета………………………………………………4

Глава II. Функции портрета……………………………………………..11

2.1 Поджанры портрета………………………………………………….14
2.2 Фон и атрибуты………………………………………………………...18
Глава III. Визуальная характеристика.
3.1 Техника исполнения портрета………………………………………..21
3.2 Размер и количество изображённых на портрете…………………….24

3.3 Композия портрета………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………36

Список литературы………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсач по рисунку.docx

— 848.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

Кафедра рисунка

 

 

 

 

 

КУРСОВая работа на тему:

 

Творческий портрет. Понятие «форма» и способы её передачи.

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 20 группы

Зубкова Василиса Александровна

Руководитель: доцент, к.п.н. Псурцев Д. П.

 

Художественно-графический факультет

Очная форма обучения

 

 

 

 

Курск-2014

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

Глава I.  История портрета………………………………………………4

 

Глава II. Функции портрета……………………………………………..11

 

2.1 Поджанры портрета………………………………………………….14

2.2 Фон и атрибуты………………………………………………………...18

Глава III. Визуальная характеристика.

3.1 Техника исполнения  портрета………………………………………..21

3.2 Размер и количество  изображённых на портрете…………………….24

 

3.3 Композия портрета………………………………………………………..28

 

Заключение……………………………………………………………………36

 

Список литературы………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту, устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Цель работы- исследовать развитие творческого портрета.

Задачи:

- рассмотреть историю портрета;

- проанализировать функции портрета;

- рассмотреть поджанры портрета;

- подробно изучить технику исполнения  и композицию портрета.

Объект исследования – портрет.

Предмет исследования – форма и способ её передачи в портрете.

 

Глава I. История портрета.

Древний Восток.

Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Известные портреты периода Древнего Царства: статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, вельможи Ти, Хефрена (Каирский музей), Хемона, писца (Лувр), Ранофера. Сохранились образцы деревянной портретной скульптуры — т. н. «Сельский староста» (статуя Ка-Апера — Шейх эль Беледа, Каир). Одна из самых ранних царских статуй — фараона Хасехема (II династия). Со временем содержание древнеегипетского портрета расширяется. Наиболее прославленным египетским портретистом является скульптор Тутмос Младший, работавший в эту эпоху. Его самые известные работы — портреты царицы Нефертити.

 

 

 

Древняя Греция

 

У древних греков был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского. Реалистическое направление окончательно утвердилось при Александре Македонском. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

 

 

 

Древний Рим

 

Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к статуе и герме прибавили новый вид портретного изображения — бюст. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (к примеру портрет императора Вителлия). Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок. Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.

Портрет Средневековья

 

Мастера этих периодов изображают свои модели обобщенно, вдобавок, происходит значительный регресс технического мастерства, благодаря чему портреты различных императоров практически не отличимы. В следующее тысячелетие происходит полный упадок жанра. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко.

 

Портрет Возрождения

 

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связан с изменением идеологии эпохи. Человек ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве. Возникает техника масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. Портретисты во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве Средневековья, а в единстве с реалистичным интерьером или пейзажем. В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя. Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией. Самый известный портрет в мире — «Мона Лиза» кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху. Наиболее прославленным мужским портретом этого времени был «Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля (согласно своей значимости сегодня висит в Лувре напротив «Моны Лизы»).

Портрет маньеризма

 

В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие тревожное восприятие противоречий эпохи. Создаются первые значительные образцы группового и парного портрета в станковой живописи. Также развивается тип исторического портрета.

 

Портрет барокко

 

В XVII веке в жизни европейских стран произошли коренные сдвиги — общественные, идеологические и научные. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств. Одновременно намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра: во многих парадных портретах реализм уступает условности форм барокко. Ряд портретов уже несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика.

 

 

 

 

 

 

Портрет XVIII века

 С исходом XVII века манерность, водворившаяся во всех видах живописи, помешала портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план. Заказчик — как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность. Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Художники смягчали и приукрашивали черты лица, они очень дорожили передачей изящества туалетов, изощренной пышностью драпировок, тонко рассчитанными декоративными эффектами. Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Такая ситуация с частным портретом сохраняется до 1850-х годов — когда появляется доступная практически всем слоям общества фотография.

 

 

 

 

Портрет XIX века.

 

 В искусстве преобладающим становится новый стиль — классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным. Наступление эпохи романтизма способствовало проникновению в портрет острого реализма. В нём появляется критическая линия. Выдающимся мастером этого периода считается испанец Гойя, создавший групповой «Портрет семьи Карла IV» — работу, заказанную как парадный портрет, а в итоге отразившей безобразие правящей династии. Начиная с сер. XIX века появляется портрет реализма. Ему свойственнен интерес к социальной характеристике модели, попытки раскрыть его достоинство, проникнуть в психологию. Импрессионизм, возникший в последней трети XIX века, привел к отказу от правдоподобия. В конце XIX—XX века на первый план выходит стиль модерн, который придает портрету лаконичную заостренность, порой придавая характеристике модели черты гротеска (Тулуз-Лотрек, Эдвард Мунк, Альфонс Муха).

 

Портрет в XX веке

 

В XX веке портрет переживает упадок. В жанре проявляется общий кризис понимания человеческой личности. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его специфики. Они подчеркнуто уходят от реального облика модели, сводят её изображение к условной схеме. Фотография взяла на себя документальную функцию.художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. К середине XX века развитие портрета становится сложным, характерезуясь еще более кризисными чертами. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека. Интерес к портрету в 1940-50-х гг. в целом падает. В 1960-70-х гг. наблюдалось некоторое оживление портрета. Многие современные художники, такие как Энди Уорхол, Алекс Катц и Чак Клоуз делали человеческое лицо главным фокусом своих произведений. «Мерлин Монро» Уорхола стала иконой. Таким образом, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без относительных искажений. Одновременно жанр фотопортрета достигает вершин и привлекает огромное количество мастеров жанра. В частности, нишу реалистичного портрета занимают теперь обложки журналов вроде Time или Esquire, украшенные изображениями знаменитых современников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Функции потрета.

Портретная живопись имеет разнообразные функции. Многие из них были связаны с магией: похожее изображение человека являлось заместителем данного человека. В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. В домах хранились посмертные маски, снятые с предков, и эти портретные скульптуры обеспечивали покровительство роду. На похоронах члена рода эти маски несли в погребальной процессии, обозначая усопших родных и предков. Другие общества также использовали портрет как мемориальное средство: египетские портретные скульптуры, золотые микенские погребальные маски, фаюмские портреты использовались при погребениях. Сходство требовалось тут в магически-сакральных целях — чтобы в загробном мире при взаимоотношениях данного тела и покинувшей его души не происходило путаницы и неузнавания. В Японии создают скульптурные портреты усопших монахов, а черепа, облепленные так, чтобы опять воспроизвести лицо, в Океании также являются мемориальными объектами. Распространена традиция свадебных портретов или портретов молодожёнов, как увековечивающих свершившееся таинство.

Функции портрета

  • Религиозные
    • погребальные
  • репрезентативные
  • мемориальные

Во многих обществах портреты расцениваются как важный способ обозначить власть и богатство. Во времена Средневековья и Ренессанса портреты дарителей часто включались в произведение искусства, подтверждая патронаж, власть и достоинство донатора, как бы подчёркивая, кто именно заплатил за создание данного витража, алтарного образа или фрески. В предшествующий период — Византия и Тёмные Века — главной чертой портрета являлось не сходство, а идеализированный образ, символ того, кем являлась модель.

 В политике портрет главы  государства часто используется  как символ собственно государства. В большинстве стран распространён  обычай вешать портрет лидера  в важных государственных зданиях. Традиционным является использование  текущего правителя (для монархий) или правителей прошлого (для  демократических государств) на  банкнотах и монетах, а также  на марках. Чрезмерное использование  портретов лидера является одним  из признаков культа личности (например, Сталин, Туркменбаши).

Информация о работе Творческий портрет. Понятие «форма» и способы её передачи