Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:26, статья
Тема Небесного Иерусалима характерна для всего христианского искусства от его зарождения и до настоящего времени. В церковной культуре Византии, а в дальнейшем и на Руси осуществляется попытка продемонстрировать Иерусалимский образ буквально во всем, начиная от церковной утвари и кончая целым монастырским ансамблем.
Храм задуман по принципу контраста: скорбный и печальный нижний призывает к покаянию и очищению; торжественный, светлый, полный ликования верхний, вселяет надежду на всеобщее Воскресение и Спасение. Особо торжественные службы в нижней церкви проходят на Страстной седмице — в Великий четверг и пятницу. А в верхней, весь год (исключая Страстную Седмицу и период от Вознесения до Троицы) служится Пасхальный канон.
Верхний храм Святого Христова Воскресения ярок и торжествен. Центральная часть перекрыта куполом с четырьмя круглыми слуховыми окнами, над ними — восьмигранный глухой барабан с луковичной, золоченой главкой. С востока — полукруглая апсида, с запада над папертью — двухъярусная колокольня, которая завершается куполом с барабаном и главкой с крестом.
В нижний храм ведет широкая гранитная лестница, над входными дверьми располагалась икона Воскресения Христова, приобретенная в Святой Земле в Иерусалиме и освященная на Гробе Господне, — т. е. уже при входе каждый насельник монастыря и паломник соприкасался с истинным пространством Иерусалима, которое создавала эта святыня. Направо от входа расположен иконостас из белого мрамора, а слева — резная позолоченная сень на 4-х колоннах, под ней «камень помазания» из красного гранита, на камне покоится Святая Плащаница. Если пройти посередине храма в восточный придел и подняться на одну ступень, то окажемся перед узким полуциркульным входом в Кувуклию. Пройдя одну дверь, мы попадаем в придел Ангела. Посреди этого маленького придела находится большой камень из красного гранита (который был привален к входу в пещеру (см.: Мф.: 28,1-3), в верхней его части вделана частица подлинного камня из Иерусалима (еще одна реликвия, соединяющая воедино «Иерусалим Старый» и «Иерусалим Новый»). На стенах, в верхних частях, живописные изображения из событий Воскресения Христова. Наконец, из придела Ангела мы попадаем в главную святыню этого храма и всего скита — в пещеру Святого Гроба Господня, внутри которого по правой стороне — подобие Живоносного Гроба в виде каменного ложа, примыкающего к южной стене пещеры, на нем плащаница и в серебряной оправе частица от Живоносного Гроба из Иерусалима (это, наконец, доминирующая реликвия, ради которой, собственно, и был задуман этот храм и далее сформировался ансамбль Воскресенского и Гефсиманского скитов). Над камнем располагаются семь лампад, одна из этих лампад неугасимая. Дневной свет проникает через шесть маленьких окон, лампады и свечи дают мерцающий свет, над головой тяжелые своды.
Если сравнить Воскресенский
храм на Валааме с церковью Гроба
Господня в Иерусалиме, конечно, они
не являются идентичными ни по составу
построек, ни по проектному решению, ни
по размеру, ни собственно по их восприятию.
Валаамскому храму его
Но игумен Маврикий
не останавливается лишь на устроении
Воскресенского скита, который, несомненно,
со времен постройки стал являться
жемчужиной валаамских святынь. Хорошо
запомнив расположение Святых мест в
Палестине, он находил много похожих
мест на Валааме и, поражаясь этому
обстоятельству, старался эти подобия
зафиксировать. Так и возникает
своего рода топография Святой Земли
на Валааме, в основном этот процесс
затронул окрестности Воскресенского
и Гефсиманского скитов, объединив
их в единый смысловой и архитектурно-
Здесь раскинулась
Гефсимания — место, где Христос
возносил свои молитвы к Отцу. В
реалиях валаамской жизни это
прекрасный сад; даже по его остаткам
в настоящее время можно
Несмотря на обширную
площадь островов, на которой раскинулся
монастырский комплекс (в общей сложности
это около 36 кв. м), на довольно отдаленное
расположение скитов друг от друга
и от монастыря, на разновременность
построек, архитектурный комплекс Валаама
представляет собой единый уникальный
и неповторимый ансамбль. «Логику
Валаама можно сравнить с построением
музыкального произведения, отдельные
части которого имеют свой размер,
ритмический рисунок и
Для создания наиболее
целостного образа Горнего Града, воплощенного
в архитектурных формах (храм, монастырь,
город-крепость), впрочем, как и для
восприятия любой пространственно-
Дополняют зрительное
восприятие также ощущения осязания
или непосредственного
Таким образом, в начале XX в. архитектурно-ландшафтный ансамбль Валаамского монастыря представлял собой сложный и многообразный комплекс, который стремился воплотить в себе все признаки идеального образца, которым для любого монастыря является Горний Град. К сожалению, обитель постигла печальная участь всех монастырей. В советское время он был разорен и разрушен, но сейчас, трудами братии, вновь возрождается и возвращается его былое великолепие и слава.
Н.
Пискунова,
Санкт-Петербург
Источник
журнал София
№ 4 за 2003 г.
http://palomnic.org/sz_sr/dyx/
Информация о работе Валаамский монастырь как образ земного и небесного Иерусалима