Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:35, реферат
Актуальность темы заключатся в том, все этнополитические процессы, происходящие на фоне заметного роста активности мусульманских организаций и движений, проявляют себя как силы, оказывающие ощутимое воздействие на этнополитическую обстановку в стране. Значительно усиливая негативные тенденции этнонациональных отношений.
Введение 3
Глава I. Мусульманские религиозные организации в России: история и перспективы 5
Глава II. Механизм влияния ислама на политику России 12
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
Кафедра истории и социологии политики
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Государственно-
ИСЛАМ В ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Выполнила:
Студентка 3 курса , 342 группы
Гуманитарного факультета
?????????????
Научный руководитель:
д.п.н.профессор
???????????
Саратов – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Либерализация
государственно-
В 90-х гг. XX начале XXI в. широкое распространение получили межэтнические и внутриэтнические конфликты на Северном Кавказе - в Дагестане, Чечено-Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, а также в Татарстане и Башкортостане.
Острый характер
приобрела борьба внутри республик
между местными органами власти и
национально-политическими
Наиболее
радикальные формы такие
Противостояние политических лидеров Чеченской Республики с федеральной властью привело к двум так называемым чеченским войнам. Как и во многих других современных вооруженных конфликтах, религиозный фактор оказался самым прямым образом вовлеченным в события в Чечне, хотя на начальном этапе религия и религиозные лозунги были далеко не самыми главными.
Особенно негативную роль в этнополитических процессах сыграли новые для Северного Кавказа радикальные исламские движения и учения, распространившиеся в 80-90-х гг. XX в. и получившие названия «исламский фундаментализм», «исламизм», «салафизм», «ваххабизм».
Актуальность темы заключатся в том, все этнополитические процессы, происходящие на фоне заметного роста активности мусульманских организаций и движений, проявляют себя как силы, оказывающие ощутимое воздействие на этнополитическую обстановку в стране. Значительно усиливая негативные тенденции этнонациональных отношений.
Цель данной работы заключается в изучении влияния ислама на политику современной России.
В ходе написания реферата были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав заключения и библиографического списка.
В первой главе
прослеживается исторический путь мусульманских
религиозных организаций в
Вторая глава раскрывает механизм влияния мусульманских религиозных организаций на общественно-политическую жизнь РФ.
В заключении, делаются краткие выводы по двум главам.
Для получения
необходимых сведений были изучены
информационные интернет-сайты, публицистические
и научные издания таких
При написании работы были использованы следующие методы:
ГЛАВА I. МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОСИИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Россия является одной из крупных мусульманских стран. По общему числу приверженцев этой религии наша страна превосходит многие исламские государства. На территории России проживают представители более чем 20-ти коренных мусульманских народов. Большинство из представителей мусульманских народов России имеет свою государственность в виде национальных республик в составе Российской федерации. По разным подсчётам число представителей «коренных» мусульманских народов в стране на сегодняшний день составляет более 19 млн. человек. Преобладают мусульмане суннитского толка. Мусульмане-шииты живут, главным образом, в приграничных районах Северного Кавказа. Каждый из этих народов имеет свою более чем тысячелетнюю историю, богато насыщенную событиями и каждый из них имеет свои давние традиции государственности.
Основная масса приверженцев Ислама приходится на Поволжье, Приуралье и Северный Кавказ1.
Особое внимание следует уделить вкладу мусульман в духовную и культурную жизнь российского общества. Возрастает влияние мусульман в предпринимательских кругах, активизируется участие инонациональных мусульманских диаспор в экономической и политической жизни страны. Представители мусульманской общины постепенно входят в политическую элиту России, выражая более или менее адекватно социально-экономические и соответствующие им политические интересы части электората. Общественные организации российских мусульман, чья деятельность не выходит за рамки закона, являются полноправными участниками политического развития страны.
На сегодняшний же день в России фактически не существует единой централизованной мусульманской организации - объединения всех мусульманских религиозных организаций, мечетей, всех мусульман. Наиболее крупными объединениями являются ЦДУМ России, Координационный совет мусульман Северного Кавказа, Совет муфтиев России. Наиболее прогрессирующей из них является СМР (Совет муфтиев России). Его сопредседателями являются ряд руководителей других централизованных объединений. Наиболее крупными религиозными организациями мусульман считаются Духовное управление мусульман республики Татарстан (ДУМ РТ) и Духовное управление мусульман республики Дагестан. Обе республики - и Татарстан, и Дагестан являются по сути национальными, имеющими свою, уникальную народную историю и менталитет народов.2
С 1990 по 1994 год действовала первая политическая организация мусульман России - Исламская партия возрождения. Учредительный съезд которого прошел в Астрахани, и лидером был избран Ахтаев. В политической жизни страны участия не принимала, ограничив деятельность пропагандой ислама. В числе организаторов партии были Гейдар Джемаль и родоначальник российского ваххабизма Багаутдин Кебедов.
Общероссийское объединение — «Мусульмане России» — возникло в апреле 1996 года по инициативе бывшего генерального секретаря Союза мусульман России Мукаддаса Бибарсова. Его поддержали духовные управления мусульман Поволжья, Татарстана, Башкортостана, Сибири и Дальнего Востока. Однако фактически оно так и не сумело подняться до общероссийского уровня и приобрести необходимое влияние для участия в президентских выборах 1999 года, ограничившись решением региональных проблем, особенно в областях Поволжья, где пользовалось наибольшей поддержкой.
В преддверии
очередных парламентских
Главной задачей ставилось полноценное представительство мусульман и коренных малых народов в политической жизни страны. Вместе с тем Совет духовных наставников «Рефах» возглавил муфтий Равиль Гайнутдин, а членами совета являлись глава Духовного управления мусульман (ДУМ) Сибири и член исполкома СМР Нафигулла Аширов, председатель ДУМ Татарстана муфтий Гусман Исхаков, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа и глава ДУМ Дагестана муфтий Ахмад Абдуллаев.
В мае 2001 года
Министерство юстиции РФ зарегистрировало
еще одну общероссийскую общественно-политическую
организацию мусульман под
Помимо общероссийских
создавалось и множество
Таким образом, в современное время на территории Российской Федерации, наиболее влиятельными являются следующие мусульманские религиозные организации:
Помимо религиозных организаций, ведут свою деятельность около 3000 общин и 16 духовных управлений.
Распределение основных мусульманских организаций в России «разбилось» на три направления: Средняя Азия, Европейская Сибирь и Северный Кавказ. Процесс формирования их начался, как уже отмечалось выше, в 80-90-г. XX века.
В Средней Азии, в 1980-1990-е годы «перестройка» привела к активной борьбе среди религиозных деятелей. В феврале 1989 года был смещён председатель Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) муфтий Шамсиддин Бабаханов, обвинённый в продажности властям. Оппозиционеры были готовы к политическому вмешательству, которого, однако, не произошло: первый секретарь ЦК КПСС Узбекистана Ислам Каримов согласился со снятием муфтия, и на место Бабаханова вскоре был избран директор Высшего исламского института при САДУМ Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф5.
Через три года организация распалась на национальные ДУМ, попавшие, в результате, под контроль властей новорождённых независимых республик региона.
На территории
европейской России и Сибири, конец
перестройки стал периодом «истинного
расцвета» для Духовного
Однако, несмотря
на то, что в 1990 году председатель ДУМЕС,
единственной оставшейся российской централизованной
организации, Талгат Таджуддин был
переизбран единогласно, в его окружении
уже начали проявляться сепаратистские
тенденции. В том же году ряд муфтиев
(Габдулла Галиуллин, Мукаддас Бибарсов
и Умар Идрисов) поднял вопрос о создании
автономных организаций в своих
регионах. Поначалу это предложение
было отвергнуто, но уже в начале
1991 года Таджуддину пришлось пойти
на уступки и объявить о создании
на территории России 24 автономных мухтасибатов
(крупные религиозные
В августе 1992 года объявило о своей независимости Духовное управление мусульман республики Башкортостан (ДУМ РБ) под руководством Нурмухаммеда Нигматуллина. Практически на следующий день было принято решение о создании независимого Духовного управления в Татарстане под руководством Габдуллы Галиуллина. По некоторым версиям, перед этим была развернута обширная кампания по дискредитации Таджуддина в глазах мусульманского сообщества. Вскоре от ДУМЕС откололось и ещё несколько управлений.
Информация о работе Влияния ислама на политику современной России.