Влияния ислама на политику современной России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключатся в том, все этнополитические процессы, происходящие на фоне заметного роста активности мусульманских организаций и движений, проявляют себя как силы, оказывающие ощутимое воздействие на этнополитическую обстановку в стране. Значительно усиливая негативные тенденции этнонациональных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Мусульманские религиозные организации в России: история и перспективы 5
Глава II. Механизм влияния ислама на политику России 12
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 20

Файлы: 1 файл

ислам в современной России (Автосохраненный) - копия.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ     

 «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВА»

 

 

Кафедра истории и социологии политики

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения»

ИСЛАМ В ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса , 342 группы

Гуманитарного факультета

?????????????

Научный руководитель:

д.п.н.профессор

 ???????????

 

 

 

Саратов – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                                                     3
  2. Глава I. Мусульманские религиозные организации в России: история и перспективы                                                                                                               5
  3. Глава II. Механизм влияния ислама на  политику России                                  12
  4. Заключение                                                                                                              18
  5. Список использованных источников и литературы                                        20

 

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация государственно-конфессиональных отношений  в постсоветской России обусловила оживление религий вообще и  ислама, в частности. «Религиозный ренессанс» в свою очередь способствовал  росту не только национального самосознания, патриотизма, но и сепаратизма, агрессивного национализма среди народов Российской Федерации.

В 90-х гг. XX начале XXI в. широкое распространение получили межэтнические и внутриэтнические конфликты на Северном Кавказе - в Дагестане, Чечено-Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, а также в Татарстане и Башкортостане.

Острый характер приобрела борьба внутри республик  между местными органами власти и  национально-политическими движениями (партиями) по поводу государственного устройства.

Наиболее  радикальные формы такие процессы приобрели в Чечено-Ингушской  АССР. Сначала они привели к  свержению официальной власти национально-политическим движением, а затем — к созданию двух новых республик - Чеченской  Республики и Республики Ингушетия. Этот процесс сопровождался вытеснением  русского населения из Чеченской  Республики.

Противостояние  политических лидеров Чеченской  Республики с федеральной властью  привело к двум так называемым чеченским войнам. Как и во многих других современных вооруженных конфликтах, религиозный фактор оказался самым прямым образом вовлеченным в события в Чечне, хотя на начальном этапе религия и религиозные лозунги были далеко не самыми главными.

Особенно  негативную роль в этнополитических процессах сыграли новые для  Северного Кавказа радикальные  исламские движения и учения, распространившиеся в 80-90-х гг. XX в. и получившие названия «исламский фундаментализм», «исламизм», «салафизм», «ваххабизм».

Актуальность  темы заключатся в том, все этнополитические процессы, происходящие на фоне заметного роста активности мусульманских организаций и движений, проявляют себя как силы, оказывающие ощутимое воздействие на этнополитическую обстановку в стране. Значительно усиливая негативные тенденции этнонациональных отношений.

Цель данной работы заключается в изучении влияния  ислама на политику современной России.

В ходе написания  реферата были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить историю возникновения и деятельность основных религиозных мусульманских организаций;
  2. Рассмотреть механизм влияния ислама на политику современной России.

Работа состоит из введения, двух глав заключения и библиографического списка.

В первой главе  прослеживается исторический путь мусульманских  религиозных организаций в России, изучается их состав взаимовлияние.

Вторая глава  раскрывает механизм влияния мусульманских  религиозных организаций на общественно-политическую жизнь РФ.

В заключении, делаются краткие выводы по двум главам.

Для получения  необходимых сведений были изучены  информационные интернет-сайты, публицистические и научные издания таких авторов  как Малашенко А.В., Силантьев  Р., Тульский М. и др.

При написании  работы были использованы следующие  методы:

  1. Исторический;
  2. Аналитический;
  3. Анализ вторичного материала;
  4. Сравнительный.

 

ГЛАВА I. МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОСИИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Россия является одной из крупных мусульманских  стран. По общему числу приверженцев этой религии наша страна превосходит  многие исламские государства. На территории России проживают представители более чем 20-ти коренных мусульманских народов. Большинство из представителей мусульманских народов России имеет свою государственность в виде национальных республик в составе Российской федерации. По разным подсчётам число представителей «коренных» мусульманских народов в стране на сегодняшний день составляет более 19 млн. человек. Преобладают мусульмане суннитского толка. Мусульмане-шииты живут, главным образом, в приграничных районах Северного Кавказа. Каждый из этих народов имеет свою более чем тысячелетнюю историю, богато насыщенную событиями и каждый из них имеет свои давние традиции государственности.

Основная масса приверженцев Ислама приходится на Поволжье, Приуралье и Северный Кавказ1.

Особое внимание следует уделить вкладу мусульман в духовную и культурную жизнь российского общества. Возрастает влияние мусульман в предпринимательских кругах, активизируется участие инонациональных мусульманских диаспор в экономической и политической жизни страны. Представители мусульманской общины постепенно входят в политическую элиту России, выражая более или менее адекватно социально-экономические и соответствующие им политические интересы части электората. Общественные организации российских мусульман, чья деятельность не выходит за рамки закона, являются полноправными участниками политического развития страны.

На сегодняшний  же день в России фактически не существует единой централизованной мусульманской  организации - объединения всех мусульманских религиозных организаций, мечетей, всех мусульман. Наиболее крупными объединениями являются ЦДУМ России, Координационный совет мусульман Северного Кавказа, Совет муфтиев России. Наиболее прогрессирующей из них является СМР (Совет муфтиев России). Его сопредседателями являются ряд руководителей других централизованных объединений. Наиболее крупными религиозными организациями мусульман считаются Духовное управление мусульман республики Татарстан (ДУМ РТ) и Духовное управление мусульман республики Дагестан. Обе республики - и Татарстан, и Дагестан являются по сути национальными, имеющими свою, уникальную народную историю и менталитет народов.2

С 1990 по 1994 год действовала  первая политическая организация мусульман  России - Исламская партия возрождения. Учредительный съезд которого прошел в Астрахани, и лидером был избран Ахтаев. В политической жизни страны участия не принимала, ограничив деятельность пропагандой ислама. В числе организаторов партии были Гейдар Джемаль и родоначальник российского ваххабизма Багаутдин Кебедов.

Общероссийское объединение — «Мусульмане России» — возникло в апреле 1996 года по инициативе бывшего генерального секретаря Союза мусульман России Мукаддаса Бибарсова. Его поддержали духовные управления мусульман Поволжья, Татарстана, Башкортостана, Сибири и Дальнего Востока. Однако фактически оно так и не сумело подняться до общероссийского уровня и приобрести необходимое влияние для участия в президентских выборах 1999 года, ограничившись решением региональных проблем, особенно в областях Поволжья, где пользовалось наибольшей поддержкой.

В преддверии очередных парламентских выборов  осенью 1998 года возникло новое общероссийское общественно-политическое движение мусульман  и малых народов «Рефах» («Благоденствие»). Его председателем был избран С. Ниязов. На состоявшейся в октябре 1999 года конференции «Рефах» было принято решение о его вхождении в блок «Единство», который на выборах получил 23,3 процента голосов и 84 места в Госдуме. Несколько депутатских мандатов достались представителям «Рефах» (в том числе С. Ниязову)3.

Главной задачей ставилось полноценное представительство мусульман и коренных малых народов в политической жизни страны. Вместе с тем Совет духовных наставников «Рефах» возглавил муфтий Равиль Гайнутдин, а членами совета являлись глава Духовного управления мусульман (ДУМ) Сибири и член исполкома СМР Нафигулла Аширов, председатель ДУМ Татарстана муфтий Гусман Исхаков, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа и глава ДУМ Дагестана муфтий Ахмад Абдуллаев.

В мае 2001 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало еще одну общероссийскую общественно-политическую организацию мусульман под названием  «Исламская партия России» (ИПР). Ее возглавлял дагестанец банкир и предприниматель Магомед Абдулкадырович Раджабов, один из сопредседателей движения «Нур». После вступления в силу закона РФ, запрещающего создавать партии на религиозной основе, «Исламская партия России» создала из себя две — «Истинные патриоты России» и «Партия справедливости и развития России», которые создали единый блок для участия в предстоящих выборах в Государственную Думу.

Помимо общероссийских создавалось и множество региональных общественно-политических объединений  мусульман, таких как Исламская  демократическая партия «Иттифак»  и «Мусульмане Татарстана» (Татарстан), Исламская партия «Жаамат муслими» (Дагестан), партия «Исламский путь» (Чечня). Большинство национальных движений и организаций Северного Кавказа: Конгресс народов Кавказа, Общенациональный конгресс чеченского народа, Национальный совет балкарского народа, «Демократический джамагат», «Бирлик», «Тенглик» и  др., — активно использовавших в  начале своей деятельности мусульманскую  риторику, со временем превратились в националистические организации, активно пропагандирующие идеи сепаратизма и построения независимого исламского государства в северокавказских республиках4.

Таким образом, в современное время на территории Российской Федерации, наиболее влиятельными являются следующие мусульманские религиозные организации:

  1. Всероссийский Муфтият;
  2. Духовное управление мусульман европейской части России;
  3. Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири;
  4. Духовное управление мусульман Нижегородской области;
  5. Духовное управление мусульман Республики Татарстан;
  6. Казанский муфтият;
  7. Карельский муфтият;
  8. Координационный совет мусульман  Северного Кавказа;
  9. Национальная организация русских мусульман;
  10. Оренбургское магометанское духовное собрание;
  11. Российская ассоциация исламского согласия;
  12. Совет муфтиев России;
  13. Центральное духовное управление мусульман России;
  14. Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области.

Помимо религиозных  организаций, ведут свою деятельность около 3000 общин и 16 духовных управлений.

Распределение основных мусульманских организаций  в России «разбилось» на три направления: Средняя Азия, Европейская Сибирь и Северный Кавказ. Процесс формирования их начался, как уже отмечалось выше, в 80-90-г. XX века.

В Средней  Азии, в 1980-1990-е годы «перестройка» привела к активной борьбе среди религиозных деятелей. В феврале 1989 года был смещён председатель Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) муфтий Шамсиддин Бабаханов, обвинённый в продажности властям. Оппозиционеры были готовы к политическому вмешательству, которого, однако, не произошло: первый секретарь ЦК КПСС Узбекистана Ислам Каримов согласился со снятием муфтия, и на место Бабаханова вскоре был избран директор Высшего исламского института при САДУМ Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф5

Через три  года организация распалась на национальные ДУМ, попавшие, в результате, под  контроль властей новорождённых  независимых республик региона.

На территории европейской России и Сибири, конец  перестройки стал периодом «истинного расцвета» для Духовного управления мусульман  Европейской части  СССР и Сибири (ДУМЕС) и Духовного  управления мусульман  Закавказья, которые «смогли освободиться из-под  навязчивой опеки Совета по делам  религий и прекратить выплату  обременительных взносов в Фонд мира».

Однако, несмотря на то, что в 1990 году председатель ДУМЕС, единственной оставшейся российской централизованной организации, Талгат Таджуддин был  переизбран единогласно, в его окружении  уже начали проявляться сепаратистские тенденции. В том же году ряд муфтиев (Габдулла Галиуллин, Мукаддас Бибарсов и Умар Идрисов) поднял вопрос о создании автономных организаций в своих  регионах. Поначалу это предложение  было отвергнуто, но уже в начале 1991 года Таджуддину пришлось пойти  на уступки и объявить о создании на территории России 24 автономных мухтасибатов (крупные религиозные мусульманские  центры), на основе которых вскоре появились  отдельные духовные управления мусульман, но дальнейшие попытки остановить распад организации не удались6.

В августе 1992 года объявило о своей независимости  Духовное управление мусульман республики Башкортостан (ДУМ РБ) под руководством Нурмухаммеда Нигматуллина. Практически на следующий день было принято решение о создании независимого Духовного управления в Татарстане под руководством Габдуллы Галиуллина. По некоторым версиям, перед этим была развернута обширная кампания по дискредитации Таджуддина в глазах мусульманского сообщества. Вскоре от ДУМЕС откололось и ещё несколько управлений.

Информация о работе Влияния ислама на политику современной России.