Возникновение буддизма и личность его основателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 02:43, реферат

Описание работы

Это - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает “Просветленный”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……….3

I.Возникновение буддизма и личность его основателя….….….…..4-6

II.Философские основы буддизма.…...………………..……………..6-7

III. Основные направления в буддизме……………...……….……..8-11

Заключение…………………………………………….………………..12

Список использованных источников……………………………..…...13

Файлы: 1 файл

буддизм.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к V-VI вв. Тантры учат только посвященных (огромное значение здесь придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики. В своем учении ваджраяна почти идентична махаяне, однако считает возможным обрести Просветление именно в этой жизни; разработала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или

тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума; и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.

Более ранние внешние системы  тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.

 

Ламаизм.

 

В VI - VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, обусловленный  упадком рабовладельческого строя  и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции  в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался  с учетом местных условий. Одной  из таких разновидностей буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе махаяны.  Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) - монах в ламаизме.  Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.  Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом:  верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан.  Если в классическом буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды.  Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.  Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и жизнь в раю.  Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли [4, с.239-240].

 

Чань-(Дзэн)буддизм.

 

Морским путем с юга  буддизм попал в Китай. Одним  из величайших индийских учителей, прибывшим в Южный Китай, был  Бодхидхарма. От мастера Бодхидхармы развился так называемый чань-буддизм. В этом учении особое внимание уделяется простому и естественному бытию в гармонии с природой и вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма. Чань-буддизм учит, что если человек сможет успокоить все свои суетные мысли, то он сможет преодолеть все свои заблуждения и

препятствия в мгновение  ока, и тогда немедленно наступит просветление. Это не соответствует  индийской концепции о том, что  развитие способностей идет в рамках постепенного длительного процесса создания положительного потенциала, развивая сострадание и так далее  путем активной помощи другим людям. В это время в Китае существовало огромное количество воюющих княжеств: в стране царил хаос. В течение  длительного времени Бодхидхарма сосредоточенно размышлял о том, какие методы могут быть приемлемыми для того времени и для тех условий; он разработал то, что впоследствии стало известно как боевые искусства, и начал обучать этим искусствам.

Традиция Чань, попав в Японию, стала называться Дзэн; первоначально она достигла расцвета в ХII-ХШ вв. Она также приобрела ярко выраженный характер, присущий японской культуре. В дзэн-буддизме присутствуют определенные влияния воинской традиции Японии, которой присуща очень суровая дисциплина: верующий должен сидеть в безупречной позе, при нарушении которой его бьют палкой. В Японии существует также традиционная религия синто, уделяющая особое внимание утонченному восприятию красоты всего сущего во всех его проявлениях. Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме развились традиции аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся полностью японскими по своим культурным особенностям [4, с.241].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Буддизм — первая религия, возвысившаяся над национально-политическими  разделениями и обращавшаяся ко всем людям; вместо национальных богов абсолютное значение приписывается святому  мудрецу, собственным личным подвигом освободившемуся от всех условий  действительного бытия и проповедующему такое освобождение всем тварям.

 

В отличие от брахманизма, буддизм утверждает, что процесс  перерождения не бесконечен. Всякое перевоплощение буддизм считает несчастьем и  злом. Поэтому высшей целью буддиста является полное прекращение перерождений и достижение нирваны – абсолютного  конца, полного небытия,  то есть состояния, когда нет никаких  желаний и никаких страданий.

 

Рост национального самосознания в последние годы повлёк за собой  возрождение традиционных ценностей, в том числе и буддистских. Вновь совершаются ламаистские  и общебуддийские обряды, устраиваются празднества. Во многих местностях открываются храмы и монастыри, играющие всё более важную роль. В школах обучают национальному и тибетскому письму и языку знакомят с историей буддизма, с основами тибетской медицины.

 

Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 800 миллионов  человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

   1. Буддизм / Составитель  Я.В.Боцман. – Харьков: «Фолио», 2002г. – 987,[5] с.

 

   2. Буддийская мудрость / Составитель В.В. Ланский. – Мн.: ИП «Лотаць», 2000г. – 400 с.

 

   3. Кудрявцев В.  История и теория религий и  атеизма. Мн.: 1995г. – ч.1.: Введение  в курс – 240 с.

 

   4. Религия в истории  и культуре: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Писменика. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000г. – 591 с.

 

   5. Розенберг О.О.  Труды по буддизму. – М.: Наука.  Главная редакция восточной литературы, 1991г. – 295 с.

 

   6. Виртуальная Большая  энциклопедия Кирилла и Мефодия.

 


Информация о работе Возникновение буддизма и личность его основателя