Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 02:43, реферат
Это - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает “Просветленный”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию.
Введение……………………………………………………….……….3
I.Возникновение буддизма и личность его основателя….….….…..4-6
II.Философские основы буддизма.…...………………..……………..6-7
III. Основные направления в буддизме……………...……….……..8-11
Заключение…………………………………………….………………..12
Список использованных источников……………………………..…...13
Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к V-VI вв. Тантры учат только посвященных (огромное значение здесь придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики. В своем учении ваджраяна почти идентична махаяне, однако считает возможным обрести Просветление именно в этой жизни; разработала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или
тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума; и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.
Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.
Ламаизм.
В VI - VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) - монах в ламаизме. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в классическом буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли [4, с.239-240].
Чань-(Дзэн)буддизм.
Морским путем с юга буддизм попал в Китай. Одним из величайших индийских учителей, прибывшим в Южный Китай, был Бодхидхарма. От мастера Бодхидхармы развился так называемый чань-буддизм. В этом учении особое внимание уделяется простому и естественному бытию в гармонии с природой и вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма. Чань-буддизм учит, что если человек сможет успокоить все свои суетные мысли, то он сможет преодолеть все свои заблуждения и
препятствия в мгновение
ока, и тогда немедленно наступит
просветление. Это не соответствует
индийской концепции о том, что
развитие способностей идет в рамках
постепенного длительного процесса
создания положительного потенциала,
развивая сострадание и так далее
путем активной помощи другим людям.
В это время в Китае
Традиция Чань, попав в Японию, стала называться Дзэн; первоначально она достигла расцвета в ХII-ХШ вв. Она также приобрела ярко выраженный характер, присущий японской культуре. В дзэн-буддизме присутствуют определенные влияния воинской традиции Японии, которой присуща очень суровая дисциплина: верующий должен сидеть в безупречной позе, при нарушении которой его бьют палкой. В Японии существует также традиционная религия синто, уделяющая особое внимание утонченному восприятию красоты всего сущего во всех его проявлениях. Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме развились традиции аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся полностью японскими по своим культурным особенностям [4, с.241].
Заключение.
Буддизм — первая религия,
возвысившаяся над национально-
В отличие от брахманизма, буддизм утверждает, что процесс перерождения не бесконечен. Всякое перевоплощение буддизм считает несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста является полное прекращение перерождений и достижение нирваны – абсолютного конца, полного небытия, то есть состояния, когда нет никаких желаний и никаких страданий.
Рост национального
Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 800 миллионов человек.
Список использованных источников:
1. Буддизм / Составитель Я.В.Боцман. – Харьков: «Фолио», 2002г. – 987,[5] с.
2. Буддийская мудрость / Составитель В.В. Ланский. – Мн.: ИП «Лотаць», 2000г. – 400 с.
3. Кудрявцев В. История и теория религий и атеизма. Мн.: 1995г. – ч.1.: Введение в курс – 240 с.
4. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Писменика. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000г. – 591 с.
5. Розенберг О.О.
Труды по буддизму. – М.: Наука.
Главная редакция восточной
6. Виртуальная Большая
энциклопедия Кирилла и
Информация о работе Возникновение буддизма и личность его основателя