Возникновение буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………………3
Возникновение буддизма……………………………………………..…………….4
Средний путь Будды: “четыре великих истины”
и путь восьми ступеней…………………………………………………………….5
Священная книга…………………………………………………………………….7
▪Три поворота Колеса Дхармы…………………………………………………..7
▪Буддистская община……………………………………………………………….9
▪Исторический ракурс……………………………………………………………..15
Распространенность буддизма…………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Буддизм.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………..…………………3

Возникновение буддизма……………………………………………..…………….4

Средний путь Будды: “четыре великих истины”

 и путь  восьми ступеней…………………………………………………………….5

Священная книга…………………………………………………………………….7

  ▪Три поворота Колеса Дхармы…………………………………………………..7

▪Буддистская община……………………………………………………………….9

▪Исторический ракурс……………………………………………………………..15

Распространенность  буддизма…………………………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………………20

 

Введение

Задолго до возникновения буддизма Индия  имела оригинальные религиозные  учения, культуры и традиции. Сложные  общественные отношения и высокая  городская культура, включавшая в  себя и письменность и развитые формы  искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой  культуры, как Месопотамия и древний  Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии  эпохи харрапской культуры  (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные  представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные  традиции, которые к началу 1 тысячелетия  получили литературное оформление, именуемое  в истории индийского мировоззрения  и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним  можно отнести представление  о том, что все существующее живое  связано между собой во времени  постоянными переходами из одного телесного  состояния в другое  (переселение  душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе,  определяющей форму этих переходов. Устойчивы  оказались состав пантеона богов, а  также вера в ад и рай. В более  поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание  некоторых растений и животных, большинство  бытовых и семейных обрядов. В  ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она  освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны  (касты в древней Индии) установлено  высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением  о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные  им в прежних перерождениях. Она  объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей  близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Ведизм  отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в  индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности  и исключительности. К середине 1 тысячелетия до н.э. эти черты  патриархальности приходят во сверх  более резко выраженное противоречие с крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

Возникновение буддизма

Культовая система буддизма, одна из наиболее распространенных в мире религий, подобно  джайнизму, возникла как альтернатива индуистскому учению о бесконечно долгом пути спасения. Происхождение буддизма связано с именем Сиддхартхи Гаутамы, известного во всем мире под именем Будды. Слово “будда” означает “просветленный”  и имеет религиозный смысл. Популяризация  имени Гаутамы как Будды связана  с распространением учения этой религии  за пределами Индии.

Будда родился  приблизительно в 560 г. до Р. X. в Северо-Восточной  Индии. Его отец  был раджой. Он также принадлежал к касте  кшатриев, или воинов. Отец Гаутамы  надеялся, что его сын тоже станет правителем, и воспитывал его в  условиях роскоши. Юноша женился, когда  ему было 19 (согласно другому преданию, ко времени женитьбы Будде исполнилось 16 лет). Однако молодой человек не был доволен своей жизнью.

Согласно  одному из преданий, отец Гаутамы старался изолировать сына от внешнего мира для того, чтобы тот не знал отрицательных  сторон жизни, чтобы мир его души не омрачила печаль. Однако Гаутама  все же узнал о реальной жизни, полной страданий и горя. Однажды  во время прогулки по городу Гаутама  встретил покрытого язвами больного, сгорбленного  годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал  о неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. Гаутама стал задумываться над загадкой жизни, искать ответы на вопросы, почему страдают люди и как избавить их от страданий, связанных с перевоплощениями. И 29-летний Будда в поисках истины, оставив семью и дом, отправился странствовать по дорогам Индии. В течение 6 лет он искал истину в индуизме, изучая разные дисциплины йоги. Потом Гаутама вел жизнь строжайшего аскета, чем довел себя до полного физического истощения и был близок к смерти. Однако он не умер и, придя в себя, понял, что аскетизм не откроет ему истины. Чтобы восстановить потерянные силы, он съел чашу риса из рук сельской девушки (еда готовилась для жертвоприношения, но Гаутама был настолько изнурен, что девушка сжалилась над ним) и продолжил свои странствования в поисках истинного пути.

Средний путь Будды: “четыре  великих истины” и путь восьми ступеней

Путь  к просветлению, который предлагал  людям Гаутама, называется средним  путем, т. е. чтобы достичь состояния  нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной  системой джайнизма, а с другой —  в отличие от индуизма и так  же, как это проповедовал джайнизм, в состоянии делать это в пределах одной человеческой жизни, освободившись  от цепи перевоплощений. Однако средний  путь буддизма по-своему нелегок. Чтобы  достичь освобождения, человек не должен наслаждаться роскошью, как  это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью. Лучше  всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь  через принятие учения Будды и  практическое следование его советам.

Четыре великие истины

  1. Страдание. Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли.
  2. Причина страданий. Вторая великая истина говорит, что причина страданий и боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.
  3. Избавление от страданий. Третья великая истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и отказаться от всех своих желаний.
  4. Путь, ведущий к освобождению. И, наконец, четвертая великая истина для достижения освобождения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное выполнение строго определенных требований.

Путь восьми ступеней

Первая ступень: иметь правильные взгляды, т. е. принять четыре великие истины и путь восьми ступеней.

Вторая ступень: принять правильное решение, т. е. твердо решить отказаться от чувственных стремлений и желания нанести боль другому человеку или живой твари.

Третья ступень: говорить правду, т. е. принять решение не лгать, не клеветать, не говорить что-то недоброе против другого человека, а также не болтать попусту языком.

Четвертая ступень: правильное поведение, т. е. жить так, чтобы не убивать любую живую тварь, пользоваться только тем, что дают тебе люди, не совершать незаконного полового акта.

Пятая ступень: правильный выбор, т. е. человек должен зарабатывать на жизнь только таким способом, который не наносит другим вреда.

Шестая ступень: правильно направленное усилие, т. е. сопротивление своим злым побуждениям и максимальное старание развить в себе добрые черты характера и совершать только добрые деяния.

Седьмая ступень: правильное созерцание, т. е. стремление быть наблюдательным, усердным, внимательным и свободным от желаний и печали.

Восьмая ступень: правильная медитация, т. е. правильное применение четырех степеней медитации, которые достигаются путем концентрации.

Священная книга

Священная книга буддизма называется Типитака и состоит из трех частей — трех корзин (питак). Согласно традиционным преданиям, учение Будды было записано его последователями вскоре после  его смерти. Однако ученые предполагают, что Типитака была составлена четыре столетия спустя. Первую ее часть составляют правила для буддистов высшего  ранга, вторая — содержит речи Будды, а третья представляет собой каноническое буддистское учение.

Три поворота Колеса Дхармы

Содержание  трёх поворотов Колеса Дхармы  вкратце  следующее:

  1. В первом повороте Будда объяснял Четыре Благородные Истины, которые, с одной стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования и причины этого, и, с другой стороны, объясняют также и освобождение от страданий и трудностей и причины для этого. Во втором повороте колеса Дхармы он показал далее, что природа всех вещей пуста от действительного, независимого существования. Здесь он учил высочайшей истине – Праджняпарамите. И в третьем повороте, Будда дал учения о присущей всем существам Будда-природе, которая уже наделена всеми совершенными качествами просветления. Если мы посмотрим на эти три поворота Колеса Дхармы с точки зрения различных традиций Буддизма, то первый поворот будет основой для традиции Тхеравады, которая, в разрезе Великой Колесницы, Махаяны, описывается как Малая Колесница, или Хинаяна. Эта традиция практикуется главным образом в южных странах Буддизма, как, например, Шри Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос и Камбоджа. Здесь ударение делается на позитивном внешнем поведении и освобождении от страданий обусловленного существования через осознание отсутствия себя в личности.
  2. Второй и третий поворот Колеса Дхармы составляют основу Великой Колесницы – Махаяны. Она практиковалась в основном в северных странах Буддизма: Гималайских – Тибете, Лхадаке, Непале, Сиккиме, Бутане, а также в Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее и т.д. Название Махаяна относится к великому настрою этой Колесницы, желанию достичь состояния Будды для того, чтобы освободить всех существ от страдания. В рамках Махаяны существует дальнейшее разделение на Колесницу Сутры и Колесницу Тантры. Упрощённо можно сказать, что второй поворот Колеса Дхармы в основном образует Колесницу Сутры, которая также является основной практикой большинства стран Махаяны. Колесницу Сутры называют также Колесницей Причины, так как здесь создаются причины для просветления. Осознание пустотности или отсутствия самости всех явлений осуществляется посредством тщательного исследования вещей и через практику соответствующей медитации.
  3. Третий же поворот Колеса Дхармы является наиважнейшей основой для Колесницы Тантры, которая в своей полной форме практикуется сегодня лишь в Тибетском Буддизме. В некоторых других традициях, как например, в большинстве подшкол Чань-Буддизма в Китае и Дзен-Буддизма в Японии, передаются отдельные аспекты Колесницы Тантры. Другие названия буддийской Тантры, например, такие: Тайная Мантраяна и Ваджраяна или Алмазный Путь. Её называют также Колесницей Плода, так как в ней ученик отождествляется непосредственно с плодом – совершенным состоянием Будды. В Тантрах Будда учил, что наивысшие качества просветления уже сейчас есть в уме, и нужно только удалить поверхностные завесы, которые удерживают нас от переживания Будда-природы собственного ума.

Буддистская община

“Тройное  сокровище”, Тиратна,— так буддизм  часто называется своими последователями,—  сообразно трем опорам, или твердым  пунктам, которые они находят  в религии: Будда, Дхарма, (учение), и  Самга, (община).

Если  мы сейчас обратимся к Самге, то прежде всего должны припомнить, что община Будды есть орден нищенствующих  монахов. Настоящий буддист отрешился  от мира если не для того, чтобы жить отшельником в абсолютном уединении, то чтобы примкнуть к монашеской конгрегации. Самое обычное имя, которое он носит,— это Bhikkhu “нищий”, что менее удачно переводится  словом “духовное лицо”, чем словом “монах, член ордена”. В условиях и  правилах ордена опять нет ничего такого, что было бы совершенно чуждо  индийской жизни. Круг сынов Шакиев был похож на школу, которая собиралась около какого-нибудь знаменитого  брахмана. Но в буддизме, прежде всего, была та особенность, что ученики  даже после смерти своего учителя  оставались объединенными без всякого  видимого центрального пункта. У Будды  не было преемника, следовательно, община не имела главы. Постоянное духовное присутствие личности учредителя может  действовать в качестве мотива индивидуального  благочестия, но Будда продолжает жить только в проповеданном им учении; являясь его последователями, монахи сами себя спасают; свет свой они несут  в себе самих. Таким образом, в  этом монашеском ордене нет никакой  централизации. Никто не имеет руководительства целым; монахи, находящиеся в одном  месте, действуют сообща; в крайнем  случае, живущие по соседству образуют диоцезы, но дело не доходит до более  широкого объединения. Высшим авторитетом  в ордене остается слово Будды, и, благодаря обычной фикции, даже позже  введенные правила приписываются  ему. К числу многих условий, необходимых  для успеха ордена, на которые указывает  Магапариниббана-Сутта, принадлежит  привязанность к заведенным издревле порядкам, стремление крепко держаться  тех учреждений, которые установлены  Буддой.

Поступление в орден не представляет затруднений. Уже на седьмом или восьмом  году можно быть допущенным в качестве ученика (саманера), но только в 20 лет  получается посвящение. Церемония посвящения (упасампада) крайне проста; в собрании не менее как десяти членов кандидату  предлагаются установленные вопросы, и если на них получены удовлетворительные ответы, и никто из присутствующих не делает возражений, то он вводится одним  из старших монахов и принимается  собранием. Единственная иерархия между  братией основывается на старшинстве  и на обладании достоинством святого (архата). Среди вопросов, предлагающихся вновь поступающему, есть и вопросы  насчет существующих препятствий. Они  разнообразны: убийцы отца, матери или  святого, те, которые оскорбили Будду  или возбудили в общине раскол, те, которые страдают известными болезнями, но главным образом те, которые  не правоспособны (рабы, должники, солдаты  или не получившие разрешения от родителей), не допускаются в общину. С другой стороны, так же легок и выход  из ордена. Монаху, у которого оказываются  слишком сильными или чувственная  страсть, или стремление жить с родственниками, или что-нибудь иное, привязывающее  его к миру, или же у которого зародилось сомнение в истине, во всякое время доставляется свобода возвратиться в мир, и за это его так мало осуждают, что он даже как мирской  брат может оставаться в дружеских  отношениях с орденом.

Информация о работе Возникновение буддизма