Зарождение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:23, реферат

Описание работы

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей
Наряду с религией, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия была: вредоносной, лечебной и промысловой

Содержание работы

1. Введение…………………………………………2
2. Зарождение религии…………………………….3
3. Мифология Австралии…………………….........5
4. Тотемизм…………………………………….......5
5. Фетишизм……………………………………….6
6. Анимизм………………………………………...7
7. Магия……………………………………………7
8. Шаманизм……………………………………..14
9. Заключение……………………………………20
10.Список литературы…………………………..21

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)


        

 

 

 

План

 

1.   Введение…………………………………………2

2.     Зарождение религии…………………………….3

3.     Мифология Австралии…………………….........5

4.     Тотемизм…………………………………….......5

5.     Фетишизм……………………………………….6

6.     Анимизм………………………………………...7

7.     Магия……………………………………………7

8.     Шаманизм……………………………………..14

9.     Заключение……………………………………20

10.Список литературы…………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50  тыс. лет назад

Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали  в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых.

   Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей

    Наряду с религией, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия была: вредоносной, лечебной и промысловой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Зарождение религии

 

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50  тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была  охота  на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали  в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик – Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили,  что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие  и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

 

 

 

 

 

Мифология Австралии

 

Мифология многих племен Австралии содержит образ «культурного героя» - первопредка, давшего людям различные обычаи, знания и технические навыки. У некоторых племен Южной Виктории таким героем является Бунджил, клинохвостый орел. Согласно мифам, он жил на земле, был добрым и никому не делал вреда. Он научил людей разным знаниям и искусствам, дал каждому племени особый язык, ввел брачные порядки. Живет он на небе, имеет двух жен – черных лебедей; братом его является летучая мышь, а сыновьями – звезды.

У племен Камилорои (Юго-Восточная Австралия) центральным образом в мифологии являлся Байаме. Байаме изображается как создатель всех вещей, он научил людей добывать огонь,  познакомил с искусствами и обрядами. Байаме чаще всего представляется в человеческом образе, хотя иногда и с ногами страуса.

У племен Аранда (Центральная Австралия) считалось, что людей сделали две ящерицы. Согласно мифам Аранда, некогда вся земля была покрыта морем. Когда вода ушла к северу, на земле остались бесформенные и беспомощные создания: их уши и глаза были закрыты, пальцы рук и ног срослись вместе, скорченные руки приросли к груди, а ноги были прижаты к телу. Ящерицы при помощи каменного ножа придали им человеческий облик: прорезали глаза, проткнули уши, разделили пальцы.

 

Тотемизм

 

Характерной чертой религии австралийцев является тотемизм, то есть вера в родство членов каждого рода с определенным видом животных, плиц, растений. Австралийские родовые группы носили названия: «Люди кенгуру», «Люди водяной лилии» и так далее. Тотем считался предком, родоначальником группы, с ним был связан ряд запретов: тотем запрещалось убивать, употреблять в пищу, наносить ему вред.

В роде, где тотемом была личинка, обряд поклонения совершался так: все взрослые мужчины, тайком от женщин и детей покидали стойбище и направлялись к отдаленной пещере. В ней лежала огромная глыба кварцита, а вокруг нее – маленькие круглые камни. Большая глыба изображала насекомое, а маленькие камешки вокруг нее – личинок. Все участники обряда пели песню, упрашивая насекомое откладывать яйца. Затем старейший в группе брал один из маленьких камней и, потирая им живот каждому участнику обряда говорил: «Ты ел много пиши!». Всего таких пещер с камнями было около десяти. Мужчины обходили их все по очереди и в каждой совершали одну и ту же церемонию. В течение всего обряда никто из мужчин не имел права что – либо есть. Никто из участников не брал с собой оружия и одежды.

Тотемизм является одной из ранних форм религии. В честь тотема исполнялись религиозные пляски, во время которых участники одевали на себя маски тотема и подражали ему в действиях. Цель таких плясок – укрепление связи с тотемом. В роду буйволов умирающего заворачивали в шкуру буйвола, лицо выкрашивали в знак тотема и говорили: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!»

 

 

Фетишизм

 

Фетишем мог стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного или кусок дерева. Неважно, какой это предмет – это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним замечено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и нашел что-то ценное. Эту находку он связал с действием булыжника и будет хранить и оберегать этот булыжник. Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонничество. Идол – это предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

 

Анимизм

 

              В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм – веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им разум и сверхъестественное могущество. Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности данной родовой группы, на ее отличия от других, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Все они в представлении первобытных людей имели душу, разум, могли чувствовать и действовать, причинять пользу или вред. Следовательно, ко всем этим явлениям природы необходимо относиться с вниманием – приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии.

Анимизм выражал тот факт, что первобытный человек был способен к созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей появилось представление о существовании реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира.

Магия

 

Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия была: вредоносной, лечебной и промысловой. Так, перед охотой на медведя или оленя совершались магические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в это изображение, то верили, что в настоящей охоте у них будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы и выкрикивались особые заклинания. В магии таинственной силой наделялись конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда и происходит такая форма первобытной религии, как фетишизм.

Магия Вуду

  

 

Культ Вуду всегда был окутан пеленой тайн, слухов и леденящих душу историй. Восставшие из могил зомби, жутковатые куклы и кровавые жертвоприношения сформировали в сознании европейцев не слишком хорошее впечатление о Вуду и африканцах, поклоняющихся данному культу. Однако на самом деле Вуду не сводится к одним лишь нелицеприятным обрядам, и занимаются магией Вуду далеко не только жители Западной Африки. Для Вуду не существует ограничений по полу, возрасту, национальности, социальному статусу и даже сексуальной ориентации. Более того, начинающий заниматься Вуду не должен отказываться от религии, приверженцем которой он был до этого. Многие вудуисты являются одновременно католиками.

 

Вуду в том виде, в котором он существует сейчас, формировался около пятисот лет назад. Его истоки лежат в древнейшем культе вудун – поклонении духам природы: Воды, Огня, Земли и Воздуха. Во время колонизации Африки, работорговцы вывозили носителей древней веры во французские колонии на Гаити, Кубу и в Бразилию. Там вудун смешался с отдельными обрядами католиков и поверьями местного населения. Так появился культ Вуду.

 

Подобная эклектика совершенно естественно привела к возникновению нескольких направлений Вуду. Они отличаются обрядами и иерархией духов, однако есть некоторые общие черты, присущие всем школам Вуду. Во главе пантеона стоит Бог, Верховный Мастер. Далее следуют духи. Их очень много, но со всеми ими можно совладать с помощью обрядов, во время которых обязательно используются молитвы и ритуальные танцы и песни в специальных костюмах под аккомпанемент ритуального барабана. Все школы Вуду приветствуют секс во время обряда.

 

Традиционная школа Вуду сейчас практикуется на Гаити, в Нигерии и Конго. От ортодоксальной школы отходит Вуду Makaya. У представителей Вуду Makaya нет ярко выраженных лидеров, нет и церемонии инициации. Жрецы Вуду Makaya именуются бокорами. Для последователей традиционной школы определение бокор является уничижительным. Так они называют некомпетентных или нечестных жрецов. В широком же смысле слова бокор – это чёрный колдун Вуду, применяющий наименее привлекательные, но, как правило, наиболее действенные магические обряды. Создание кукол, с помощью которых можно управлять людьми, и превращение мёртвых в зомби входит в компетенцию бокора. Европейские последователи культа Вуду стараются обращаться к бокорам только в экстренных случаях, так как бокор связан с самыми нелицеприятными составляющими культа.

 

Посредником при общении людей и духов обычно выступает Легба – дух-переводчик. Ему приносят в жертву курицу, собаку или козла. Легба – похотливый дух, ублажать которого нужно не только жертвоприношением, но и демонстрацией своей половой силы. Легбу обычно изображают невысоким мужчиной, сосущим трубку, сладости или пальцы. Но если образ этого духа у европейца может вызвать лишь снисходительную улыбку, то после знакомства с духами Абику становится точно не до смеха. Абику – это духи умерших детей, живущие в кустарниках. Именно в кусты матери выбрасывают тела умерших младенцев. Ведь обитающему в кустах духу никто не будет поклоняться, а значит, ему придётся страдать.

 

Считается, что культ Вуду хранит методики воскрешения умерших. Воскрешение не означает физическое возвращение человека в мир живых. Скорее, это присутствие в семье его духа. За воскрешение отвечает дух Барон и его супруга. В сельской местности на Гаити умерших часто хоронят в семейном склепе прямо на территории своего участка. Однако в городах власти требуют производить захоронения на городских кладбищах. Местные жители подчиняются этому закону с большой неохотой. Считается, что кости мёртвых обладают большой магической силой, особенно если умерший практиковал Вуду. Погребение согласно правилам культа происходит на девятые сутки. А через год и ещё один день можно приступать к обряду воскрешения. Для этого берётся глиняный горшок, который накрывают листом белой бумаги и ставят его в миску с заговорённой водой. После чего призывают Барона и просят его помочь. Горшок становится средством связи, через который душ умершего общается с родственниками. Однако, он может и говорить устами кого-то из живых. Но может случиться и так, что доверчивостью людей, желающих пообщаться с умершим, воспользуется злой дух. Он вселится в человека, и тот станет одержим. В таком случае у Барона придётся просить помощи в избавлении от непрошеного гостя.

Информация о работе Зарождение религии