Женщина в исламском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую населения современного мира.
В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
1.2 Мусульманское право
1.3 Переплетение права и религии
1.4 Сравнение с каноническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1 Источники
2.2 Коран
2.3 Сунна
2.4 Иджма
2.5 Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1 Право личного статуса
3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений
3.3 Правовое регулирование имущественных отношений
3.4 Наследственное право
3.5 Обязательственное право
3.6 Уголовное право (преступление и наказание)
3.7 Суд и процесс
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие

1.1  Этапы становления Шариата

1.2  Мусульманское право

1.3  Переплетение права и религии

1.4  Сравнение с каноническим правом

Глава 2. Источники мусульманского права

2.1  Источники

2.2  Коран

2.3  Сунна

2.4  Иджма

2.5  Кияс

Глава 3. Отрасли мусульманского права

3.1  Право личного статуса

3.2  Правовое регулирование брачно-семейных отношений

3.3  Правовое регулирование имущественных отношений

3.4  Наследственное право

3.5  Обязательственное право

3.6  Уголовное право (преступление и наказание)

3.7  Суд и процесс

Заключение

Список литературы

 

Введение

В данной работе, тема которой "Мусульманское право: основные черты  и источники", мы попытаемся исследовать  правоотношения и общественные отношения  в мусульманском мире. На эту тему рассуждали многие авторы, такие как: Усубалиев Эссен; Сюкияйнен Леонид; Жоффре-Спинози К.; Санобар Шерматова; и др..

Чтобы раскрыть цели нашего исследования мы поговорим о Шариате, об этапах его становления и развития, об источниках мусульманского права, таких  как Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Рассмотрим насколько тесно переплетено  мусульманское право с религией, попытаемся сравнить его с каноническим правом. Рассмотрим, каким образом  регулируются в мусульманском праве  брачно-семейные отношения, имущественные  отношения, наследственное право, обязательное право, право личного статуса, преступления и наказания. Посмотрим, как происходит суд и процесс.

При написании данной работы мною использовались общенаучные методы, такие как анализ, моделирование  и т.д., и частнонаучные: - логический, исторический методы.

Отечественная правовая наука  обычно рассматривает мусульманское  право как синоним Шариата, понимаемого  в свою очередь в качестве универсальной  системы, в которой религиозное  начало принципиально не отделено от правового начала.

Ислам и Шариат имеют серьезное  влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же ряда республик  бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот  миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство  – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно  мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят в это  право либо дополнения, либо исправления, хотя, в принципе, его авторитет  и является бесспорным. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность более 20 миллионов  человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве  существуют регионы, где мусульманская  религия занимает основное положение. Значит, для определения перспектив развития этих регионов изучение Шариата  имеет первостепенное значение.

Данная тема актуальна, так  как в последнее время взаимоотношения  мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, примеры  этому можно найти как в  России, так и в других странах. Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание  мусульманского человека.

Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны  Ислама, одной из великих мировых  религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность  последователей превышает одну шестую населения современного мира.

В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой  нормы Шариата, показать их неразрывную  связь с Исламом, описать их источники  и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском  праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана  попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные  особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.

 

Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие

1.1  Этапы становления Шариата

Исламская традиция связывает  понятие Шариата с использованием данного термина для обозначения, начертанного Аллахом пути, идя которым  правоверный достигает совершенства, мирского благополучия и может попасть  в рай. Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми вопросами, предопределяющими внутренний мир  мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее, а, возможно, даже большее  значение в нем уделяется проблемам  повседневной жизни, поведению мусульман  в отношениях между собой, с властью, с иноверцами.

Шариат развивался в соответствии с основными этапами развития общества, жизнью которого он призван  управлять. Техника выведения Шариата  из божественных источников и формулировка его основных идей и принципов  является продуктом интеллектуальных, социальных и политических процессов. Их невозможно подробно проанализировать, но краткий обзор, который поможет  понять, как создавался Шариат, может  быть полезен.

С самого начала Шариат развивался как строго конфессиональное право, которое было слито с теологией  Ислама. Введение в Шариат религиозно-нравственного  начала нашло свое отражение в  своеобразии правопонимания, оценке правомерного и неправомерного поведения. Признание божественного предопределения  породило большую значимость вопроса  о свободе воли мусульманина и  ее пределах. В этот период на разработку Шариата влияли территориальные, демографические  характеристики мусульманского общества и его политический и социальный контекст. Громадное значение имели  этапы распространения мусульманства  и обращения в Ислам многочисленных этнических и культурных групп. Все  это определяло политическую и социальную природу мусульманского государства. Их сочетание значительно повлияло на формирование Шариата.

Раннему Шариату были присущи  нормы, восходящие еще к общинному  строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и  иных обездоленных. Также нашли свое отражение и представления о  бессилии человека перед богом, а  отсюда о покорности. В Коране подчеркивалась необходимость проявлять терпение и смирение. Таким же образом в  Шариате закреплялась обязанность  мусульманина подчиняться халифу и  гос. власти.

Мистико-религиозная оболочка Шариата обусловила большое своеобразие  составляющих его правовых конструкций  и понятий, тормозила формирование в нем рациональных начал и  логически обоснованной внутренней системы. К 8- 9 в. Шариат перерастает  рамки патриархально-общинного восприятия мира и сталкивается с феодальными  общественными отношениями. Благодаря  активной деятельности богословов-правоведов, он все больше движется от божественного  правопонимания к рационалистическому. Ученые-юристы, не порывая с основополагающими  началами Шариата, выработали серию новых правовых норм, имеющих сугубо юридическую природу.

Основная тенденция Шариата  – оценка различных жизненных  обстоятельств с точки зрения религии. Не случайно нормы Шариата, применяются только к мусульманам  и в отношениях между мусульманами.

1.2 Мусульманское право

Мусульманское право –  это система норм, выраженных в  религиозной форме и основанных на мусульманской религии – Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который  открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а  не только те, которые подлежат правовому  регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам самая молодая  из трех мировых религий, но имеет  очень широкое распространение. Она содержит теологию, которая устанавливает  догмы и уточняет, во что должен верить мусульманин, что он должен делать и чего не должен.

На раннем этапе становления  Ислама богословие и правоведение были едины в рамках Исламского правоведения (фикха). Позже на базе фикха возникает  суннитское богословие (калам), добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения. Но калам  многими своими корнями связан с  правоведением, задача толкования Корана и увязывания его с реальными  потребностями всегда была связана  в первую очередь с решением спорных  проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы при решении  различных спорных проблем. Для  чего в Исламе выработаны методы, в  разной мере признававшиеся и использовавшиеся различными школами Исламского права. Метод 1 – рай (индивидуальное толкование, какого либо из авторитетов калама) роль этого метода была ограничена. Метод 2 – иджма (согласное мнение многих, а то и всех авторитетов  данного времени), этот метод всеми  признавался. Метод 3 – кияс (заключение по аналогии). Метод 4 – истислах (признание  возможности изменения хадисов  Сунны, если их содержание оказалось  в противоречии с тем, что признано благом).

Опираясь на Коран и  Сунну, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные  четыре метода решения спорных богословских проблем, в 8 - 9 вв. создали в рамках суннитского Ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы Исламского права. Их основали известные законоведы – имамы, по именам которых школы  и были названы: ханифизм, маликизм, шафиизм и ханбализм.

Эти четыре школы включены в сводную систему мусульманского права – Шариат. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что  называется мусульманским правом. Это  право указывает, как мусульманин  должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и  по отношению к Богу. Иными словами, Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское  право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В Исламе государство исполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.

Мусульманское право имеет  четыре источника: Священная книга  Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков Мухаммеду. Сунна, сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, воспроизведенных целым  рядом посредников. Иджма, конкретизация  положений Корана в изложении  крупных ученых-мусульманистов. Кияс, рассуждение по аналогии о явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается  законный, общественный характер.

К чертам мусульманского права  относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское  право и никогда как его  источник не рассматривались.

В правовой действительности широко используются соглашения, которые  могут вносить существенные изменения  в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. В частности, Исламское правопонимание исходит  из того, что право – не творение человека или государства, а воля Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в рамках Шариата.

Такая специфика Исламского правосознания придавала внешне религиозный характер и самому мусульманскому праву, ориентация которого на Шариат является непременным условием его  легитимности. Религиозное обоснование  обеспечивает мусульманскому праву  авторитет в глазах мусульман, которые  воспринимают его как воплощение постулатов своей веры. Если бы право  не отличалось этими качествами, оно  не могло бы действовать в Исламском  обществе в условиях всепроникающего  социально-религиозного контроля.

1.3 Переплетение права  и религии

Основное содержание мусульманского права - вытекающие из Ислама правила  поведения верующих и наказания, обычно религиозного толка, за невыполнение данных предписаний.

С самого начала Ислам определял  не только религиозный ритуал, но и  социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического  устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя на первом месте стояла все же духовная сторона.

В Исламской системе социально-нормативного регулирования все нормы тесно  связаны, взаимодействуют и дополняют  друг друга. Однако переплетение разнотипных  правил поведения не только не исключает, но и предполагает их различие. На практике юридические нормы во многом отличались от иных, в основном религиозных  регуляторов. Широкое понимание  мусульманского права не исключает  постановки вопроса о его существовании  как юридического феномена. Более  того, анализ соотношения правовых норм с другими, прежде всего религиозными, правилами поведения, позволяет  говорить о том, что в Исламской  системе социально-нормативного регулирования, самостоятельно существует элемент – мусульманское право в узком, юридическом смысле.

Самостоятельность мусульманского права как юридического явления  и его независимость от религиозных  постулатов Ислама относительны. Более  того, мусульманское право является самостоятельной правовой системой, специфика которой заключается  в сложном сочетании религиозного и юридических начал. Анализ их соотношения  позволяет лучше понять основные характерные черты мусульманского права, отличающие его от других правовых систем. Переплетение иррационального  и рационального моментов предопределяет идейную основу мусульманского права, его ценности и общую направленность Исламского правосознания, включая  правопонимание и стиль мышления мусульманских юристов.

Для философии и теории мусульманского права характерно преобладание религиозного взгляда на юридические  проблемы. С учетом этого следует  анализировать его структуру  и технико-юридическое содержание. Так, абстрактные и неоднозначно понимаемые положения сочетаются в  нем с детализированными казуальными  нормами и индивидуально-правовыми  решениями. Причем между этими двумя  сторонами мусульманского права  нет противоречия, поскольку обращенные к мусульманам предписания, имеющие  преимущественно характер религиозно-этических  ориентиров, могут быть реализованы  на практике только в виде конкретных правил поведения, которые и формулируются  мусульманско-правовой доктриной. Однако соотношение общих ориентиров и  конкретных правил не одинаково для  двух частей мусульманского права, первая из которых включает предписания, касающиеся, исполнения религиозных обязанностей (ибадат), а вторая сводится к нормам, определяющим взаимоотношения людей  между собой (муамалат). Если Коран  и Сунна содержат все основные правила "ибадат", то большинство  конкретных норм в сфере "муамалат" было сформулировано мусульманскими юристами. В целом, эффективность механизма  действия мусульманского права, в близости правосознания с нормами, готовностью  мусульман соблюдать их без вмешательства  государства и особого аппарата принуждения. Сочетание в нем  жесткости и постоянства с  гибкостью и способностью изменяться имеет отношение к его двойственной природе. Преемственность и традиционализм мусульманского права, его авторитет  объясняется тем, что правоверные  воспринимают его как систему  предписаний, имеющих, божественное происхождение. В то же время свободная трактовка  юристами положений Корана и Сунны  и поиск рациональных правовых решений, дают ему возможность приспосабливаться  к изменяющимся общественным отношениям, что касается главным образом "муамалат". Тесная связь права с теологией  нашла свое выражение в установлении в Шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался правовой и морально-религиозный смысл: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Кодекс Шариата подразделяется на: укубат - система наказаний; муамалат - юридические нормы; ибадат - религиозные  обязанности Предписания Шариата  многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений в  семье и обществе, регулируют гражданские  правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение  норм Шариата предусмотрена очень  жесткая система наказаний.

Информация о работе Женщина в исламском праве