Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа
Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую населения современного мира.
В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.
Введение
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
1.2 Мусульманское право
1.3 Переплетение права и религии
1.4 Сравнение с каноническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1 Источники
2.2 Коран
2.3 Сунна
2.4 Иджма
2.5 Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1 Право личного статуса
3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений
3.3 Правовое регулирование имущественных отношений
3.4 Наследственное право
3.5 Обязательственное право
3.6 Уголовное право (преступление и наказание)
3.7 Суд и процесс
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
1.2 Мусульманское право
1.3 Переплетение права и религии
1.4 Сравнение с каноническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1 Источники
2.2 Коран
2.3 Сунна
2.4 Иджма
2.5 Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1 Право личного статуса
3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений
3.3 Правовое регулирование имущественных отношений
3.4 Наследственное право
3.5 Обязательственное право
3.6 Уголовное право (преступление и наказание)
3.7 Суд и процесс
Заключение
Список литературы
Введение
В данной работе, тема которой "Мусульманское право: основные черты и источники", мы попытаемся исследовать правоотношения и общественные отношения в мусульманском мире. На эту тему рассуждали многие авторы, такие как: Усубалиев Эссен; Сюкияйнен Леонид; Жоффре-Спинози К.; Санобар Шерматова; и др..
Чтобы раскрыть цели нашего
исследования мы поговорим о Шариате,
об этапах его становления и развития,
об источниках мусульманского права, таких
как Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Рассмотрим
насколько тесно переплетено
мусульманское право с
При написании данной работы мною использовались общенаучные методы, такие как анализ, моделирование и т.д., и частнонаучные: - логический, исторический методы.
Отечественная правовая наука обычно рассматривает мусульманское право как синоним Шариата, понимаемого в свою очередь в качестве универсальной системы, в которой религиозное начало принципиально не отделено от правового начала.
Ислам и Шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же ряда республик бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят в это право либо дополнения, либо исправления, хотя, в принципе, его авторитет и является бесспорным. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность более 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. Значит, для определения перспектив развития этих регионов изучение Шариата имеет первостепенное значение.
Данная тема актуальна, так
как в последнее время
Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую населения современного мира.
В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
Исламская традиция связывает
понятие Шариата с
Шариат развивался в соответствии с основными этапами развития общества, жизнью которого он призван управлять. Техника выведения Шариата из божественных источников и формулировка его основных идей и принципов является продуктом интеллектуальных, социальных и политических процессов. Их невозможно подробно проанализировать, но краткий обзор, который поможет понять, как создавался Шариат, может быть полезен.
С самого начала Шариат развивался
как строго конфессиональное право,
которое было слито с теологией
Ислама. Введение в Шариат религиозно-нравственного
начала нашло свое отражение в
своеобразии правопонимания, оценке
правомерного и неправомерного поведения.
Признание божественного
Раннему Шариату были присущи
нормы, восходящие еще к общинному
строю, содержащие элементы коллективизма,
милосердия, заботы о калеках и
иных обездоленных. Также нашли свое
отражение и представления о
бессилии человека перед богом, а
отсюда о покорности. В Коране подчеркивалась
необходимость проявлять
Мистико-религиозная оболочка
Шариата обусловила большое своеобразие
составляющих его правовых конструкций
и понятий, тормозила формирование
в нем рациональных начал и
логически обоснованной внутренней
системы. К 8- 9 в. Шариат перерастает
рамки патриархально-общинного
Основная тенденция Шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Не случайно нормы Шариата, применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.
1.2 Мусульманское право
Мусульманское право –
это система норм, выраженных в
религиозной форме и основанных
на мусульманской религии –
На раннем этапе становления
Ислама богословие и правоведение были
едины в рамках Исламского правоведения
(фикха). Позже на базе фикха возникает
суннитское богословие (калам), добившееся
самостоятельности именно как богословие,
свободное от правоведения. Но калам
многими своими корнями связан с
правоведением, задача толкования Корана
и увязывания его с реальными
потребностями всегда была связана
в первую очередь с решением спорных
проблем религиозно-правового
Опираясь на Коран и Сунну, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в 8 - 9 вв. создали в рамках суннитского Ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы Исламского права. Их основали известные законоведы – имамы, по именам которых школы и были названы: ханифизм, маликизм, шафиизм и ханбализм.
Эти четыре школы включены
в сводную систему
Мусульманское право имеет
четыре источника: Священная книга
Коран, состоящая из высказываний Аллаха,
обращенных к последнему из его пророков
Мухаммеду. Сунна, сборник традиционных
правил, касающихся действий и высказываний
Мухаммеда, воспроизведенных целым
рядом посредников. Иджма, конкретизация
положений Корана в изложении
крупных ученых-мусульманистов. Кияс,
рассуждение по аналогии о явлениях
жизни мусульман, которые не охватываются
предыдущими источниками
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда как его источник не рассматривались.
В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. В частности, Исламское правопонимание исходит из того, что право – не творение человека или государства, а воля Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в рамках Шариата.
Такая специфика Исламского правосознания придавала внешне религиозный характер и самому мусульманскому праву, ориентация которого на Шариат является непременным условием его легитимности. Религиозное обоснование обеспечивает мусульманскому праву авторитет в глазах мусульман, которые воспринимают его как воплощение постулатов своей веры. Если бы право не отличалось этими качествами, оно не могло бы действовать в Исламском обществе в условиях всепроникающего социально-религиозного контроля.
1.3 Переплетение права и религии
Основное содержание мусульманского права - вытекающие из Ислама правила поведения верующих и наказания, обычно религиозного толка, за невыполнение данных предписаний.
С самого начала Ислам определял не только религиозный ритуал, но и социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя на первом месте стояла все же духовная сторона.
В Исламской системе социально-
Самостоятельность мусульманского
права как юридического явления
и его независимость от религиозных
постулатов Ислама относительны. Более
того, мусульманское право является
самостоятельной правовой системой,
специфика которой заключается
в сложном сочетании
Для философии и теории
мусульманского права характерно преобладание
религиозного взгляда на юридические
проблемы. С учетом этого следует
анализировать его структуру
и технико-юридическое