Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа
Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую населения современного мира.
В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.
Введение
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
1.2 Мусульманское право
1.3 Переплетение права и религии
1.4 Сравнение с каноническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1 Источники
2.2 Коран
2.3 Сунна
2.4 Иджма
2.5 Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1 Право личного статуса
3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений
3.3 Правовое регулирование имущественных отношений
3.4 Наследственное право
3.5 Обязательственное право
3.6 Уголовное право (преступление и наказание)
3.7 Суд и процесс
Заключение
Список литературы
Коран признавал за мусульманином
право иметь четырех жен
3.3 Правовое регулирование имущественных отношений
Нормы, регулирующие имущественные отношения, занимали в Шариате
важное положение. Поскольку
согласно религиозным представлениям
Шариата субъектом права
3.4 Наследственное право
Наследственное право
имело большие различия в разных
правовых школах, оно было чрезвычайно
сложным и запутанным. Признавались
два порядка наследования: по завещанию
и по закону. Завещание не могло
составляться в пользу законных наследников,
затрагивать более трети
3.5 Обязательственное право
Вопросы договорного права, регулирующие торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. В мусульманском обществе были распространены специфические односторонние обязательства – обеты.
Договор по Шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое в условиях имущественного неравенства имело формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры были незыблемы. Коран рассматривал обязанность соблюдать "свои договоры" как священную. Недействительными считались договоры, заключенные с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор и его условия могли быть выражены в любом виде. В Шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, товарищество, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз и т.д.. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране.
Договор купли-продажи имел
место только в отношении реально
существующих вещей, и лишь ханифиты
признавали продажу вещей, которые
должны быть произведены в будущем.
При обнаружении скрытых
Большое внимание в мусульманском праве уделялось имущественному найму, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма и первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение также получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д..
3.6 Уголовное право (преступление и наказание)
Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть Шариата – отличались архаичностью, отражали низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Все преступления были разделены на три группы. Первая: посягательства на "права Аллаха", сюда относилось отступничество от Ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в таковом.
Вторую группу преступлений
составляли противоправные действия,
которые рассматривались как
посягательства на права отдельных
лиц. Нормы, регулирующие их, восходили
к обычаям родоплеменного строя,
сохраняли следы
Третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках Шариата. С развитием права и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство и т.д.. Мера наказания по таким делам зависела от мнения муджтахидов и от усмотрения отдельных судей.
Преступления первой и второй группы влекли за собой суровые и строго фиксированные наказания. Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе, отличались большим разнообразием и гибкостью, но также имели ярко выраженный карательный характер. Шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть, либо компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.
Наказания по мусульманскому
праву отразили как разработанные
меры целенаправленной уголовно-правовой
репрессии, так и архаичные способы
возмездия. Так в Шариате
3.7 Суд и процесс
Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя по гражданским делам и составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права Шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание. Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.
Можно сказать, что во всех отраслях мусульманского права присутствует архаичность, что многое требует доработок и т.д.. Но, несмотря на все это, следует отметить, что в истинно исламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствующими этому состоянию преступлениями. Не существует воровства, супружеских измен, жесткого избиения детей и стариков, не существует обмана и мошенничества. В наше время в это, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизнью настоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутствие преступности и беззакония.
Заключение
Подводя итог работе, хотелось бы добавить, что мусульманское право не может существовать без Ислама, а Ислам без мусульманского права. Религиозное воспитание и вера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуют ему.
Несмотря на то, что Шариат
и мусульманское право в общем
имеют религиозные источники, время
накладывает свой отпечаток. Анализ
современных правовых систем мусульманских
стран дает основания для вывода
о формировании в настоящее время
"современного" мусульманского права,
которое отличается от традиционного
рядом существенных особенностей. В
результате трансформации предписания
"современного" мусульманского права
приобретают привычный для
Путем многовекового развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и Сунне, могут быть отнесены к мусульманскому праву. Правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством.
Проследив путь развития мусульманского права, рассмотрев его источники, ознакомившись с его отраслями, мы многое узнали о нем и исламском обществе. Делать конкретные выводы на эту тему, наверное, не стоит, но данная информация будет нам полезна при дальнейшем изучении права в общем.
Список литературы
религиозный мусульманин исламский шариат
1. Жидков О.П. История
государства и права
2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1999
3. Васильев Л.С. История
религий востока. – Ростов-на-
4. Галазны П.Н. История
государства и права
5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М., 1997
6. Крымский А.Е. История мусульманства. – М., 2003
7. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. – М., 2004
8. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Ленинград. 1996
9. Сюкияйнен Л.Р. Шариат
и мусульманская правовая
10. Сюкияйнен Л.Р. Нужна ли России мусульманская правовая культура
11. Сюкияйнен Л.Р. Ислам: вопросы истории, культуры и философии. – Н. Новгород, 1995
12. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и российское законодательство
13. Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли Шариату место в российской правовой системе? – М., 1998
14. Санобар Шерматова. Исламский фактор в руках политических элит.
15. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия или право? – Россия, 2004