Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:39, реферат
В современной России одной из важных причин низких темпов развития экономики, проведения социально-экономических преобразований является недооценка роли территориального фактора, субъектов Российской Федерации. Известно, что существенной предпосылкой достижения социально-экономической стабильности в государстве является формирование и эффективное функционирование единой системы вертикали власти. Властная вертикаль, охватывая все уровни территориального управления, представляет собой совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих исполнение общегосударственных нормативных актов. В России требуется эффективный контроль за реализацией общенациональных интересов на основе разграничения полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.
1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Территориально – Административное деление РФ………………………3
3.Современное состояние ЮФО, проблемы и перспективы развития……..5
4.Заключение………………………………………………………………….15
5.Список использованной литературы……………………………………….16
1.Введение……………………………………………………
2.Территориально – Административное деление РФ………………………3
3.Современное состояние ЮФО, проблемы и перспективы развития……..5
4.Заключение………………………………………………
5.Список использованной литературы……………………………………….16
В современной России одной
из важных причин низких
Одной из важных проблем в
России является весьма резкое
различие в социально-экономическом
развитии территорий. Следовательно, назрела
необходимость реформирования как самой
системы управления, так и административно-
Создание
федеральных округов, в том
числе и ЮФО, послужили
Южный Федеральный
округ - территориальное образование,
сформированное по геополитическому
принципу в соответствии с Указом Президента
РФ от 21 июня 2000г. №1149, с целью укрепления
вертикали государственной власти. Столицей
ЮФО является Ростов-на-Дону. В состав
округа входят 6 субъектов Российской
Федерации, в том числе:
- 2 республики
( Адыгея, Калмыкия (Хальмг
Тангч) )
- 1 край ( Краснодарский край
)
- 3 области ( Астраханская область, Волгоградская область
и Ростовская область
)
Один из самых
южных федеральных округов
Административно-территориально
Административно-
К основным процессам изменения административно-
Особенности административно-
В современных условиях перехода
России на демократические, рыночные принципы
организации общества и государства как
никогда остро встает вопрос о выборе
наиболее эффективных форм административно-
В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 83 субъектa Федерации (региона).
Среди них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).[1]
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.[1]
Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.[2]
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений. Для организации системы государственной власти в Российской Федерации существенное значение имеет конституционное положение, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (статья 77, часть 2), что должно обеспечиваться при конституировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации.[2]
Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе.[3]
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.[1]
Статья 72 Конституции РФ оговаривает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения различными природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование и т. д.
Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя Российской Федерации. Оно представляет собой тот специфический уровень исполнительной и представительной власти, которая, с одной стороны участвует в осуществлении воли государства, а с другой – наиболее полно учитывает интересы населения. С помощью местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории проблем, возможно обеспечение устранения многих кризисных явлений в жизни российского общества.[1]
Современное состояние ЮФО.
Южный федеральный округ объединяет в своем составе 6 субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимает южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс. кв. километров.[10]
Главными особенностями Южного федерального округа являются:
выдающееся в масштабах
Евразии транспортно-
наиболее благоприятные для
проживания, отдыха и для сельского
хозяйства природно-
Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер - 1-е место;
достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает 3-е место (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов); [10]
формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края (в перспективе, после окончания работ на олимпийских объектах, его основные производственные звенья - трудоресурсное, строительное, технико-технологическое - могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа).
Вместе с тем выделяется существенная региональная неоднородность Южного федерального округа, объективно разделяющегося на 2 части: Азово-Черноморскую и Волго-Каспийскую.
Азово-Черноморский регион Южного федерального округа включает Краснодарский край, Республику Адыгея и Ростовскую область. Здесь проживает примерно 9,85 млн. человек, плотность населения составляет 53,5 человека на кв. километр. Именно этот регион отличается наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и социально-экономической привлекательностью для проживания.
Волго-Каспийский регион Южного федерального округа включает Республику Калмыкию, Волгоградскую и Астраханскую области. Общее число жителей - около 3,9 млн. человек, плотность населения - 16,4 человека на кв. километр (в 3 с лишним раза ниже, чем в Азово-Черноморском регионе), что свидетельствует о значительном различии природно-климатических условий, социально-демографического и экономического потенциала этих двух регионов Южного федерального округа.
В то же время последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономическим эффектом.
Численность населения Южного-федерального округа (13713,5 тыс. человек на 1 января 2010 г.) .[11] составляет немногим менее 10 процентов населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое ее снижение в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских. Так, отмечается рост уровня рождаемости (6-е место среди всех федеральных округов) и сокращение уровня смертности, которые обеспечили увеличение показателя естественного прироста (убыли) населения округа в последние годы, однако его абсолютное значение все еще остается отрицательным (-2,2 человека на 1000 человек населения в 2009 году). Практически все входящие в состав округа регионы находятся в первой двадцатке субъектов Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В то же время следствием перечисленных положительных тенденций естественного движения населения становится высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население в Южном федеральном округе. [11]
Округ отличается высокой миграционной динамикой населения, причем по характеру миграции наблюдаются серьезные региональные различия. В частности, Республика Калмыкия отличается значительным оттоком населения, увеличившимся с 2004 года практически вдвое, что компенсируется в масштабах округа высоким уровнем миграционного притока населения в Краснодарский край, Республику Адыгея и Астраханскую область.
Информация о работе Административно - региональное деление РФ