Административно - региональное деление РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

В современной России одной из важных причин низких темпов развития экономики, проведения социально-экономических преобразований является недооценка роли территориального фактора, субъектов Российской Федерации. Известно, что существенной предпосылкой достижения социально-экономической стабильности в государстве является формирование и эффективное функционирование единой системы вертикали власти. Властная вертикаль, охватывая все уровни территориального управления, представляет собой совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих исполнение общегосударственных нормативных актов. В России требуется эффективный контроль за реализацией общенациональных интересов на основе разграничения полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Территориально – Административное деление РФ………………………3
3.Современное состояние ЮФО, проблемы и перспективы развития……..5
4.Заключение………………………………………………………………….15
5.Список использованной литературы……………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

наиболее благоприятные  по сравнению с другими территориями Российской Федерации природно-климатические  условия для жизнедеятельности  людей;

сравнительно высокая  миграционная привлекательность территории округа (прежде всего Краснодарского края) для экономически активного населения других регионов страны, в том числе высококвалифицированных кадров;

исключительно выгодное геополитическое и геоэкономическое положение территории округа, определяемое его приграничным характером по отношению к стратегически важным для России государствам Кавказского макрорегиона, Украине и Казахстану, а также непосредственным выходом к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

сравнительно развитая и продолжающая интенсивно развиваться  транспортная инфраструктура, включающая в том числе широко разветвленную сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, портовую инфраструктуру (морской и речной транспорт), железнодорожные пути, аэропорты, трубопроводную сеть;

наличие на территории округа ряда развитых и развивающихся кластеров  с высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;

значительные размеры  внутреннего (регионального) рынка, определяемые сравнительно высокой численностью и концентрацией населения;

относительно низкая стоимость рабочей силы;

высокий уровень обеспеченности округа местными строительными материалами.

    На уровень конкурентоспособности экономики Южного федерального округа и входящих в его состав регионов ощутимое воздействие оказывает также весь комплекс внешних факторов, в том числе характер структурной и региональной политики Правительства Российской Федерации, темпы инфляции, валютный курс рубля, ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, размер и стабильность тарифов на услуги естественных монополий, общий уровень либерализации экономики, состояние конъюнктуры на глобальных рынках товаров и услуг, наличие нетарифных ограничений во внешней торговле и т.д. .[10]

     Вместе с тем на развитие Южного федерального округа и его регионов заметное влияние (прежде всего в краткосрочной и среднесрочной перспективе) будут оказывать также факторы, препятствующие устойчивому экономическому росту, среди которых следует выделить:

слабо диверсифицированную  отраслевую структуру экономики;

сравнительно низкий уровень производительности труда  в большинстве ключевых отраслей и секторов экономики;

крайне низкую степень  инновационной активности и незначительное присутствие в округе высокотехнологичных видов деятельности;

отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных  кластеров;

сохраняющееся несоответствие профессионально-квалификационного  состава рабочей силы и долгосрочных приоритетов развития округа;

значительные межрегиональные и межмуниципальные различия по степени экономической активности и уровню жизни населения;

относительно низкий уровень энергообеспеченности территории округа;

недостаточно развитая инженерная инфраструктура округа;

  территориальная близость к районам с нестабильной социально-экономической ситуацией, повышенные угрозы террористической деятельности и межэтнических конфликтов.

   Отмеченные проблемы социально-экономического развития округа должны быть в основном решены в среднесрочной перспективе, преимущественно на базе использования различных механизмов государственно-частного партнерства, что позволит создать необходимую основу для реализации приоритетов инновационной модернизации экономики Южного федерального округа на долгосрочную перспективу.[11]

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административно-территориальное  деление любого государства правомерно рассматривать с двух сторон:

1. Административно-территориальное  деление – это одна и сторон объективного развития общества, нуждающегося во внутренней упорядоченности дифференцированных и относительно автономных его частей (учитывая огромную протяженность России, деление ее на многочисленные составные части всегда было непростой задачей);

2. Административно-территориальное  деление – это деление территории государства на части, соответствующие его природе, задачам

и функциям, а  также адекватная такому делению  организация системы местных органов государственной власти и управления.

Отсюда становится ясным, что административно-территориальные границы имеют субъективный характер и, нередко соответствуя одним требованиям, они противоречат другим.

При советской  власти административно-территориальное  деление стало в руках государства мощным рычагом целенаправленного воздействия на всю территориальную организацию общества и, более того, на все стороны социально-экономического развития.

В современных  условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства одна из главных задач в сфере государственного строительства – укрепление Федерации, построение эффективного государства в существующих границах. В последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция. При этом следует помнить,что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации самого управления, более эффективной социально-экономической политики, а в конечном счете, ради роста благосостояния людей.

В настоящее  время муниципальное управление в России проходит этап

становления, и многие проблемы еще ждут своего внимания и разрешения.[6]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

   1. Конституция Российской Федерации. М.: Издательство «Спарк», 2010.

   2. Постановления КС РФ N 2-П от 18.01.1996г.

 

            3.   Постановления КС РФ N 16-П от 29.05.1998г.

   4. Экономическая география России: учебник для вузов/ Ю. Н. Гладкий, В. А. Доброскок, С. П. Семенов М., 1999.

   5.   Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского и  В.Д Перевалова. — М.: Издательская группа НОРМАИНФРА, 1999.

             6.Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт:

учебное пособие. В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва – РостовнаДону: Издательский центр «МарТ», 2005.

   7. Режим доступа http://www.tarasei.narod.ru/

   8.  Режим доступа http://www. demokratia .ru/

   9.  Режим доступа http://main-law.ru/

  10. Распоряжение  Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 1538-р О Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.

11. http://admin.smsr-senclub.ru/region/134-yuzhnyj-federalnyj-okrug


Информация о работе Административно - региональное деление РФ