Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: рассмотрение принципов создания особо охраняемых природных территорий и на примере Дальневосточного Государственного Морского заповедника рассмотреть систему их организаций.
Задачи работы: рассмотреть виды ООПТ, ознакомиться с Морскими и прибрежными особо охраняемыми территориями России, описать особенности Дальневосточного Государственного Морского заповедника.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)………...5
1.1Виды ООПТ и их назначение……………………………........................6
1.2 Конвенция о биоразнообразии…………………………..........................12
1.3 Особо охраняемые морские акватории – Международный
опыт создания и управления……………………………………………14
1.4 Морские и прибрежные особо охраняемые территории России……..22
Глава 2. Дальневосточный Государственный
Морской заповедник…………………………………………..…...24
2.1 География и структура заповедника……………………...………...24
2.2 Климат и гидрология………………………………………………...26
2.3 Рыбы……………………………………………………………...........27
2.4 Подводные ландшафты залива Петра Великого…………………...28
2.5 Острова заповедника……………………………………....................29
2.6 Проблемы заповедника………………………………………….…...31
А. Организация охраны исследований………………………...........31
Б. Загрязнение трансграничное……………………………………..32
2.7 Перспективы исследований и развитие охраны в Морском заповеднике……………………………………………………………….34
Заключение ……………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………39
В других странах создание первых MPA также происходило прежде всего в рекреационных целях. Однако со временем выяснилось, что выделение даже небольших охраняемых акваторий благоприятно сказывается и на местном рыболовстве. Охраняемые акватории могут играть роль воспроизводственных участков для популяций промысловых рыб. В тропической зоне, особенно на коралловых рифах, пестрота и мозаичность природных экосистем позволяет добиться значительного увеличения уловов при заповедовании даже очень маленьких по размеру участков — в пределах нескольких десятков гектаров. Влияние таких резерватов — увеличение численности промысловых популяций, увеличение размеров особей — сказывается на площади, в десятки раз превышающей размеры заповедной акватории (King, Faasil, 1998). В северных и умеренных широтах выделение небольших участков менее эффективно, поскольку основные типы сообществ занимают обширные площади, однородные участки дна тянутся на десятки миль. Площади, занимаемые популяциями промысловых видов, здесь также во много раз больше, чем в тропиках. Именно поэтому основная масса резерватов, созданных до сих пор, расположена в тропическом поясе. Однако первые опыты создания MPA в умеренных широтах позволяют с оптимизмом относиться к перспективе расширения существующей сети именно за счет акваторий умеренных и приполярных вод.
Наиболее полно охватывает различные типы прибрежных и морских экосистем внетропической зоны Северного полушария национальная система морских резерватов Канады (Marine National…, 1986). Не менее успешен опыт европейских стран — создание межгосударственного морского резервата “Вадден-Зее” в Северном море позволяет правительствам Дании, Германии и Голландии проводить скоординированную политику в управлении ресурсами прибрежных мелководий. Этот район традиционно используется для ловли морских беспозвоночных, в первую очередь креветок и мидии. Многолетний промысел с использованием донных тралов привел к существенному нарушению донных экосистем и подрыву ресурсной базы. Скоординированные действия руководства национальных резерватов, входящих в состав международного парка, позволили значительно снизить промысловые нагрузки и оптимизировать промысел (Enemark et al., 1998;Enemark, личн. сообщ.).
В последние годы было сделано несколько попыток обобщить более чем сорокалетний опыт существования морских ОПТ (Kelleher, Kenchington, 1991; Kelleher et al., 1995; Bryant et al., 1998). В 1998 г. вышел специальный номер журнала “Parks” (бюллетень программы МСОП по особо охраняемым территориям), целиком посвященный морским резерватам.
На основании накопленного международного опыта Грэм Келлахер и Ричард Кенчингтон (Kelleher, Kenchington, 1991) сделали удачную попытку обобщить цели создания систем морских охраняемых акваторий.
Накопленный опыт теоретических исследований и их практического применения в этой области позволяет кратко сформулировать основные подходы к созданию MPA, вне зависимости от географических и политических условий конкретной страны.
Создание национальной системы MPA должно способствовать достижению следующих целей:
-охрана и управление участками морских экосистем, обеспечивающие их долговременное существование и сохранение генетического разнообразия в них;
-охрана исчезающих, редких и сокращающих свою численность видов и популяций, сохранение мест обитания, наиболее важных для выживания этих видов;
-охрана и управление акваториями, необходимыми для существования хозяйственно ценных видов;
-обеспечение устойчивого и комплексного использования ресурсов прибрежной зоны;
-сохранение и управление объектами истории и культуры, живописными ландшафтами морских побережий и эстуариев для настоящего и будущих поколений;
-использование морских экосистем для образования и туризма;
-проведение научных исследований в ненарушенных экосистемах или в условиях контролируемого антропогенного воздействия на них.
При создании системы ОПТ должны соблюдаться следующие основные принципы:
-обеспечение устойчивого благосостояния людей, чьи интересы затронуты при создании MPA;
-предотвращение хозяйственной деятельности за пределами охраняемой акватории, если такая деятельность представляет угрозу для охраняемых объектов;
-сочетание необходимого режима охраны с разнообразной хозяйственной деятельностью, не противоречащей основным целям создания охраняемых акваторий;
-проведение научных исследований, осуществление научного контроля за последствиями хозяйственной деятельности, включая прямые и косвенные результаты освоения окружающих территорий и акваторий.
Для создания национальной системы охраняемых акваторий необходимы:
-ревизия существующих охраняемых участков, оценка репрезентативности существующей сети;
-оценка существующих и планируемых видов хозяйственного использования морских экосистем с точки зрения их воздействия на природу;
-выявление потенциальных конфликтов между разными возможностями использования ресурсов морских экосистем;
-определение возможных участков для создания новых MPA и определение приоритетов в их создании;
-изучение степени и характера зависимости местного населения от ресурсов прибрежной зоны;
-разъяснительная работа с местным населением, обеспечивающая поддержку при создании охраняемых акваторий;
-определение ресурсов (в том числе финансовых), необходимых для установления охраны и устойчивого функционирования охраняемой акватории.
Кроме того, теми же авторами была предложена система критериев для выделения участков сети морских охраняемых акваторий и определения их ранга. К сожалению, эти критерии относятся скорее к выбору участка для каждой отдельной акватории, чем к системе в целом. Разработка критериев для создания оптимальной системы морских охраняемых акваторий еще предстоит.
Критерии выбора (по: Kelleher, Kenchington, 1991, с изменениями):
1. “Естественность”. Выбираемые участки по возможности не должны быть затронуты предшествующей хозяйственной деятельностью.
2. Биогеографический критерий. Предпочтение отдается участкам, типичным для данной биогеографической зоны или представляющим редкие или уникальные объекты.
3. Экологическая значимость. При выборе участка учитываются:
-вклад данной акватории в поддержание важных экологических процессов (например, акватория является источником личинок для широкой области расселения);
-степень полноты, с которой эта акватория сама по себе или в комплексе с другими резерватами охватывает целостную экосистему;
-количество и разнообразие биотопов;
-места обитания редких или исчезающих видов;
-ключевые биотопы для редких или хозяйственно ценных видов либо биотопы, являющиеся ключевыми для большого числа видов, в том числе акватории, важные для размножения или личиночного развития, а также места нагула, размножения и отдыха.
-акватории, характеризующиеся высоким биологическим разнообразием;
4. Экономическое значение. Существующий или потенциальный вклад в экономику, в том числе значение территории (акватории) для рекреации, возможность развития туризма, роль для традиционных видов природопользования, сохранения и поддержания ресурсов экономически важных видов;
5. Социальная значимость. Ценность выбранного участка как объекта истории, культуры, существующая или потенциальная роль в эстетическом образовании, рекреационное значение. Уровень социальной значимости (местный, национальный, международный) показывает, для социума какого ранга данный участок является значимым.
6. Научное значение. Ценность акватории для научных исследований или мониторинга, наличие долговременных рядов данных для рассматриваемой акватории или ее части.
7. “Реалистичность” и целесообразность. Возможность создания резервата и необходимость его создания:
-степень изолированности от разрушающего воздействия извне;
-социальная и политическая приемлемость, степень поддержки местным населением;
-применимость для целей образования, туризма, рекреации;
-совместимость с существующим использованием, в частности приемлемость режима для местного населения, совместимость с существующим режимом управления;
-ожидаемый экономический эффект.
Критерии ранга охраняемой акватории определяют уровень значимости данного объекта в общей системе — местный, национальный, международный. Для предлагаемого объекта следует оценить, может ли он быть включен в Список Всемирного наследия, объявлен биосферным резерватом либо объектом действующих международных природоохранных соглашений или конвенций.
В России создание морских резерватов находится в зачаточном состоянии. На сегодняшний день в стране существует только один морской заповедник (Дальневосточный морской заповедник в заливе Петра Великого Японского моря). Еще несколько заповедников имеют морские участки вдоль своих границ. В последние годы высказывался ряд интересных предложений о создании многофункциональной системы морских резерватов в прибрежной зоне России. [8].
1.4 Морские и прибрежные особо охраняемые территории России
Морские охраняемые природные акватории (marine protected areas — MPA) создаются для защиты морских и прибрежных экосистем, сохранения морского биоразнообразия от негативных воздействий хозяйственной деятельности и природопользования (чрезмерный промысел биоресурсов, строительство в прибрежной зоне, нерегулируемый туризм, разливы нефти и т. п.). Деятельность человека в этих акваториях ограничена и тщательно регламентируется. Здесь также проводятся разносторонние научные и мониторинговые исследования, в том числе на биологических станциях.
Международный союз охраны природы (IUCN) определяет морские ООПТ как любую территорию, находящуюся в приливной или подводной зоне, вместе с покрывающими её водами и относящейся к ней флорой, фауной, обладающую историческими и культурными особенностями, окружающая среда которой по закону или другим регулирующим актам подлежит полной или частичной охране (Source: Guidelines for Marine Protected Areas, edited by Graeme Kelleher. Best Practice Protected Area Guidelines Series No.3. IUCN, 1999).
В настоящий момент к охраняемым морским акваториям относятся: заповедники, национальные парки, заказники, т.е. различные формы традиционных ООПТ, а также охранные зоны для морских млекопитающих, рыбоохранные зоны и пр.
В России общая площадь морских районов, имеющих статус ООПТ, составляет 9,1 тыс. км2, т.е. около 1,8 % от площади шельфа Российской Федерации (по данным WWF России). В России первый морской заповедник - Дальневосточный морской - был создан в конце 1970-х в заливе Петра Великого Японского моря.
Собственно морские экосистемы сохраняются только в 3-х заповедниках РФ — в Дальневосточном морском, Командорском и на острове Врангеля.
Некоторые ООПТ имеют морские участки (акватории), морские охранные зоны или включают участки побережий.
Необходимо отметить, что количество и площадь имеющихся морских заповедников и заказников в нашей стране крайне малы и совершенно недостаточны для сохранения морских экосистем.
В настоящее время к морским и прибрежным ООПТ относятся 19 заповедников (6 из них имеют статус биосферных резерватов), 2 национальных парка, 12 федеральных заказников.
Морские заповедники нужно рассматривать в качестве эталонных участков моря, которые подвергались значительно меньшему воздействию со стороны человека, чем другие районы. Эти акватории имеют огромную экономическую и научную ценность, поскольку они незаменимы для сравнительного анализа и исследований экологических процессов в промысловых районах моря.
Основными угрозами для биоразнообразия морских и прибрежных экосистем являются чрезмерная эксплуатация популяций морских организмов, механическое и химическое разрушение среды их обитания, загрязнение акваторий нефтепродуктами и отходами промышленных предприятий и сельского хозяйства, инвазии чужеродных видов и пр.[9].
Рис.1 , Морские и прибрежные особо охраняемые территории России.
Глава 2. Дальневосточный Государственный Морской заповедник
Дальневосточный государственный морской заповедник в заливе Петра Великого Японского моря (ДВГМЗ) учрежден 24 марта 1978 г. постановлением Совета Министров СССР №228. Заповедник образован в системе Академии наук СССР (с 1991 г. Российская академия наук - РАН). Руководство деятельностью ДВГМЗ возложено на Институт биологии моря Дальневосточного отделения РАН, по инициативе которого этот заповедник был организован, который внес и вносит наибольший вклад в исследование дальневосточных морей, в том числе акватории и территории первого и пока единственного в России Морского заповедника.
Основными задачами и направлениями деятельности Морского заповедника являются: охрана заповедной территории и акватории; описание морских и островных биоценозов заповедника и их динамики в результате естественных процессов и антропогенных воздействий; разработка научных основ сохранения и восстановления морских и островных биоценозов заповедника, направленных на решение проблемы сохранения генофонда; разработка рекомендаций для морского заповедного дела; пропаганда охраны природы путем организации музея и выставок, публикации научной и научно-популярной литературы о морской природе и ее сохранении .
Информация о работе Дальневосточный Государственный Морской заповедник