Вопрос социального
равенства является очень важным и чувствительным.
Малейшая неосмотрительность при решении
этого вопроса может вызвать беспорядки
в обществе. С другой стороны, если Китай
хочет построить систему рыночной экономики,
нужно использовать механизм конкуренции
и экономической эффективности. Необходимо
создание единого рынка рабочей силы,
чтобы осуществить достаточное освоение,
правильное и эффективное распределение
трудовых ресурсов. Но в условиях, когда
рыночная экономика только развивается,
не происходит пока оздоровления систем
рынка рабочей силы и социального обеспечения.
Поэтому на пути осуществления вышеназванных
целей еще существуют большие преграды.
Давление со стороны
проблемы трудоустройства в основном
вызвано избытком рабочей силы в деревне.
Решение вопроса, связанного с излишней
рабочей силой в сельской местности, уже
стало важнейшим фактором, определяющим
успех реформ в деревне. Это привело к
выбору: либо пустить крестьян в города,
что вновь приведет к проблемам, либо ограничить
сюда их переселение и, в конечном счете,
ограничить развитие деревни.
Проблемы
образования населения
Немало проблем, существующих
в Китае, в значительной мере вызвано низким
уровнем образования.
В первые годы народной
власти достигнуты большие успехи в области
образования. Была близка к полной ликвидации
неграмотность. Большое развитие получила
общеобразовательная и высшая школа. Однако
политика «большого скачка», «культурная
революция» отрицательно сказались на
образовании. Хотя в последнее время многое
исправлено, положение остается тяжелым.
По данным статистики, 23,5% жителей страны
неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через
32 года после создания КНР, количество
населения увеличилось на 566 млн., и только
325,2 млн. человек получили образование:
157,1 млн. – на уровне начальной школы, 52,5
млн. – второй ступени средней школы, 5,8
млн. – на уровне техникума, 3,18 млн. – высшее.
По данным четвертой переписи населения
Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте
старше 12 лет в среднем имело образование
на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных
и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше
было 182 млн. человек, из которых подавляющее
большинство проживало в сельской местности.
Число неграмотных женщин составляет
70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек
имели начальное образование, что составляло
47% от общей численности населения страны.
170 млн. получили среднее образование.
Доля лиц, имеющих высшее образование,
составила только 0,6%, студентов вузов
– 0,12% от всего населения. Это значит, что
процент лиц, поступающих из начальной
школы в среднюю невысок, а из средней
школы в вуз еще ниже.
Нынешнее отставание
в образовании, несомненно, будет влиять
на дальнейшее развитие экономики и общества
в целом. По данным зарубежных исследований,
половина национального дохода США является
результатом повышения образования рабочей
силы. Согласно исследованиям, проведенным
в Японии, степень образования работников
влияет на техническое преобразование:
если уровень образования рабочих поднимается
на один класс, то уровень техники – на
6%. Обычно, чем ниже уровень образования,
тем меньше национальный доход страны.
Таким образом, низкий
образовательный уровень населения является
важным фактором, отрицательно влияющим
на социально-экономическое развитие
Китая. Быстрый рост численности населения
помешал накоплению материальных средств
и вложению капитала в образование. В 1965
г. в Китае расходы на одного учащегося
начальной школы составляли 19,96 юаней
в год, на одного учащегося средней школы
– 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности
населения ежегодные расходы уменьшились
соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.
Обострение
продовольственной проблемы
В связи с обострением
демографической проблемы ухудшается
обеспечение населения продовольствием
и товарами широкого потребления. После
создания КНР уже за короткий период времени
она вошла в число стран-лидеров по производству
основных сельскохозяйственных продуктов.
На сегодняшний день по количеству производимого
зерна, мяса, рапса Китай уже занимает
первое место в мире. Объем производства
зерна в Китае с 113,2 млн. тонн в 1949 г. возрос
до 394 млн. тонн в 1988 г., т.е. в 2,5 раза. Производство
зерна с одного гектара за этот период
также увеличилось в 2,5 раза. Это огромные
темпы развития. Объем же производства
основных сельскохозяйственных продуктов
на одного человека увеличился незначительно.
Это зависит от численности жителей страны.
Из-за невысокого объема
производства на душу населения основная
часть зерна идет на питание людей. И это
создает сложности для скотоводства. Объем
производства свинины, говядины и баранины
на 22,4% меньше среднемирового уровня. Производство
куриных яиц на 17,2% ниже, чем среднемировой
уровень. Объем производства продуктов
водного промысла на 60,5% ниже среднемирового
уровня. В дальнейшем будет трудно сохранить
даже такой низкий уровень, потому что
количество населения страны стабильно
увеличивается примерно на 15 млн. человек
в год, а вместе с этим увеличивается и
потребность в зерне. При небольшой площади
непаханых земель, которые еще возможно
обрабатывать, решение вопроса о зерне
начинает все больше зависеть от увеличения
объемов производства с единицы площади.
Но потенциально возможное увеличение
объемов производства с единицы площади
не беспредельно.
Сегодня на Китай приходится
более 20% всего населения земного шара.
Однако на его территории всего около
7% мировых пахотных земель. Положение
усугубляется еще и тем, что в последние
годы общий объем производства зерна в
стране не растет и в течение ряда последних
лет не превышает 500 млн. тонн, а население
продолжает увеличиваться с каждым годом.
На «едока» приходиться 370 килограммов
зерна в год. Между тем еще несколько лет
назад этот показатель равнялся 400 килограммам.
Более того, обрабатываемые площади ежегодно
сокращаются на 300-400 тысяч гектаров.
Полвека назад, когда
была провозглашена КНР, в стране насчитывалось
600 млн. жителей. Ныне их стало вдвое больше.
А посевные площади сократились со 130 до110
млн. гектаров. Их теперь приходится менее,
чем по десять соток на человека. Причины
этого заключаются в следующем.
Во-первых, все больше
земель отводиться под строительство.
Рост населения обязательно ведет к увеличению
количества домов. Тем более, что дом –
это важнейшее имущество и капиталовложение
крестьян Китая. По данным 1985 г., общая
площадь крестьянских домов по всей стране
занимала 0,97 млн. га, что уменьшило пахотные
земли на 5,6%. В южных провинциях страны
с 1978 по 1980 года свыше 2/5 земли было выведено
из пахотной площади и пошло под строительство.
В провинции Гуандун, например, за 10 лет
площадь пахотной земли уменьшилась на
266800 га, и сейчас на одного человека здесь
приходится 0,04 га. Согласно предварительным
расчетам, ежегодная площадь, занятая
под строительство, в следующее десятилетие
составит около 6670 га. Кроме строительства,
в стране значительные площади отводятся
под кладбища, которые занимают свыше
66700 га.
Во-вторых, наблюдается
перевод пахотной земли под луга и леса,
что также является одним из важных факторов,
влияющих на уменьшение ее площади. В 1985
г. по всей стране 933800 га пахотной земли
были отведены под леса и луга; в 1987 г. –
366183 га; в 1989 г. – 233249,9 га. В-третьих, позабывшие
о голоде крестьяне сокращают посевы зерновых
ради более доходных культур. Богатые
приморские провинции, являвшиеся житницей
страны, стали ввозить зерно из внутренних
районов. Наконец, в-четвертых, от трети
до половины посевных площадей в Китае
периодически страдают от засух, наводнений
и других стихийных бедствий.
Из-за того, что в Китае
почти не осталось непахотных земель для
освоения, уменьшение площади пахотной
земли будет чистой потерей, которая не
будет восстановлена никогда.
Проблема
«старения» населения
Политика контроля
над ростом населения, в частности политика
«планирования семьи», вызвала еще одно
явление в демографии КНР: происходят
изменения в возрастной структуре. Увеличивается
доля взрослого и трудоспособного населения.
Резкое «постарение» населения ожидается
в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в
Китае было около 130 млн. человек в возрасте
60 лет и старше – примерно 10% от общей численности
населения. Согласно оценке ООН, если количество
людей в возрасте 60 лет и старше составляет
свыше 10% от общей численности населения,
то данная страна является «страной с
пожилым населением». Таким образом, Китай
входит в число подобных стран. В течение
следующих 40 лет количество пожилых китайцев
будет увеличиваться ежегодно более чем
на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн.
человек, или более 20% от общей численности
населения. В 2035 году доля пожилых людей
поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый
человек в стране будет пожилым.
Вместе с увеличением
доли пожилых людей в общей численности
населения увеличивается и коэффициент
их иждивенческой нагрузки, что означает
и увеличение экономической нагрузки.
В 1988 году количество пенсионеров составляло
18 млн. Человек (14% от численности работающих),
а расходы на пенсии – 18 млрд. юаней. В
2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17%
от численности работающих. Таким образом,
расходы на них возросли до 50 млрд. юаней.
В промышленно развитых городах старение
население уже сегодня является серьезной
проблемой. Например, в Шанхае в конце
1986 года количество пенсионеров превышало
1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих
горожан. Сумма пенсий составляла 20% от
общего фонда заработной платы.
Государство много
делает, чтобы обеспечить спокойную и
безбедную старость граждан КНР. Почти
во всех провинциях, автономных районах
и городах центрального подчинения создана
сеть домов престарелых. Китайские власти,
особенно на местах, стремятся, заботясь
о пенсионерах, не изолировать их от общества.
Прежде всего они вовлекают их в различные
формы общественно-полезной деятельности.
Для них создан ряд предприятий «с облегченным
способом производства», также они принимают
участие в поддержании общественного
порядка, воспитании подрастающего поколения,
помогают советом и консультациями на
местах своей прежней работы.
Старение населения повлияет
на распределение и перераспределение
национального дохода, на экономическую
систему и ее развитие в целом. В 1984 году
китайские пенсионеры в среднем получали
пенсию в сумме 769 юаней ежемесячно. Эти
расходы в 5 раз больше, чем расходы на
детей в городах Китая. Также изменяются
пропорции между расходованием и накоплением
капитала.
В Китае в основном традиционная
структура семьи. На сегодняшний день
только 4% лиц в возрасте 60 лет и старше
живут отдельно. Но со старением населения
семейная структура измениться: увеличится
количество отдельных семей пожилых людей
и семей типа 4:2:1, где 4 – люди пожилых возрастов,
2 – трудоспособное население, 1 – несовершеннолетние.
Так политика «одна семья – один ребенок;
породила своего рода демографический
капкан. Создалась ситуация, когда максимальное
социальное бремя должно лечь на поколение,
минимально для этого подготовленное.
На «маленьких императоров», как окрестили
китайцы эгоистичное племя своих единственных
сыновей и единственных дочерей, которые
выросли без братьев и сестер, не привыкли
ни с кем делиться и еще меньше – чем-либо
жертвовать.
Обострение кризиса,
связанного с миграцией и урбанизацией
В последнее время в демографической
области возникла еще одна сложная проблема,
которая вызывает серьезное беспокойство.
Это огромная масса мигрирующего населения.
Как считают в Китае, ее возникновение
связано с осуществлением в деревне аграрной
реформы. Переход на систему семейной
подрядной ответственности высвободил
значительное количество крестьян. Большинство
бывших земледельцев устроилось на местные
волостные не поселковые предприятия,
сеть которых быстро развивается в сельских
районах, часть же двинулась в города в
поисках работы на стройплощадках, промышленных
предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв
мигрантов оборачивается большими хлопотами
для городских властей: усугубляется и
без того напряженное положение на общественном
транспорте, в здравоохранении.
Мобильное и поэтому трудно
поддающееся контролю мигрирующее население
затрудняет реализацию демографической
установки «одна семья – семья, один ребенок».
Обследование, проведенное в ряде городов,
показало, что 70% женщин из числа приезжих
«не следует государственной политике
«планирования семьи», имея по двое и более
детей. Местные власти принимают меры,
чтобы контролировать положение. В ряде
провинций муниципалитеты требуют, чтобы
перебирающиеся в города местные крестьяне
предъявляли специальные «сертификаты
планирования семьи», удостоверяющие
их семейное положение и наличие детей.
Без таких документов их не принимают
на работу.
Миграция значительно осложняет
ускорившийся в последнее время процесс
урбанизации в КНР. Проведение хозяйственной
реформы привело резкому увеличению числа
мигрантов, изменению характера процессов
урбанизации в стране. Если за 27 лет, с
1949 по 1976 год, численность городского населения
возросла на 106 млн. чел, то за десятилетие
реформы (1976-1986 гг.) она увеличилась на
278 млн., с 163 до 441 млн. человек. В последнее
время заметно растет число городов-миллионеров
и других крупных городов, в которых проживает
подавляющее большинство жителей, что
характерно для процесса урбанизации
в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах
с населением более 500 тыс. человек, 48% –
с населением свыше 1 млн. человек. Доля
малых и средних городов с числом жителей
50-100 тыс. человек невелика.
Крупные города все больше сталкиваются
с проблемой чрезмерной скученности, нехватки
источников энергии и сырья, транспорта,
недостатками системы образования, вопросами
занятости обеспечения жильем, обострения
экологической ситуации. Именно поэтому
одним из основных направлений политики
в области урбанизации было жесткое ограничение
чрезмерного роста крупных городов.
Плотность населения в крупнейших
городах КНР достигает 2,1 тыс. человек
на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. – в Шанхае.
Население неравномерно концентрируется
и в границах городской территории. При
общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2%
его территории сосредоточено 45% жителей.
Такая скученность населения
обостряет обеспеченность горожан жильем
и коммунальными услугами. В 1989 году на
одного городского жителя приходилось
6,6 кв. м жилья, на одного сельского жителя
– 17,2 кв. м. В крупных городах обеспеченность
жильем гораздо хуже, чем в малых. Качество
жилых помещений в городах не отвечает
современным требованиям. Зимой дома отапливаются
очень плохо (в Пекине имеет центральное
отопление 10% жилого фонда). Для обогрева
квартир используются печи и небольшие
котельные, что усиливает загрязнение
воздушного бассейна городов.
Вода в городах плохого качества,
ее недостаточно; более 150 городов страны
остро страдают от постоянной нехватки
воды, ее не хватает как городскому населению,
так и промышленным предприятиям. Размеры
потребления воды в Пекине в 1949 году составляли
6,5 млн. т, а в 1978 году – 18,9 млн. т.