Демографическая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Воспроизводство населения - процесс смены поколений в результате естественного движения (рождения и смерти), в широком смысле - постоянное возобновление населения на основе естественного движения, миграции, переходов людей из одних социальных групп в другие

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ: ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ КНР
1.1Понятие, сущность и типы воспроизводства населения
1.2История народонаселения Китая
II АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
2.1 Демографическая политика Китая
2.2 Анализ демографической ситуации в Китае
III ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
3.1 Тенденции развития демографии КНР
3.2 Политика контроля над демографической ситуацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач новый.docx

— 103.25 Кб (Скачать файл)

Рост числа городских жителей на передний план выдвигает и проблему городского транспорта, который в течение многих лет почти не обновлялся; используются в основном старые, изношенные машины. Нагрузки на транспорт огромны – в Пекине перевозится в среднем 10 млн. пассажиров в день. Многие городские жители из-за ужасной скученности и давки в общественном транспорте предпочитают пользоваться велосипедом. В Пекине с 1969 года работает метро.

Слабо контролируемые темпы урбанизации способствуют росту преступности. Удельный вес уголовных правонарушений, совершаемых приезжими в крупных и средних городах КНР, составляет уже около 40%, что вызывает у властей закономерную тревогу. Центральные власти приняли ряд законодательных актов, предусматривающих жесткие ограничения «дальнейшего разбухания городов-гигантов», создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.

Обострение экологической проблемы

Непрерывный рост населения оказывает огромное давление на окружающую среду. Уже заметны признаки, которые показывают, что сегодняшнее количество жителей КНР приближается к пределу. А в некоторых районах страны даже превышает предел «выносливости» экологической системы. Вместе с увеличением численности людей возрастают и их суммарные потребности. Чтобы уменьшить несоответствие между потребностями человека и их обеспечением окружающей средой требуется новое усиленное освоение природы. Результат предсказуем – широкомасштабное разрушение экологии и серьезное загрязнение окружающей среды.

Среди экологических бедствий эрозия почв является самым серьезным. На сегодняшний день площадь земель Китая, подверженных эрозией почв, составляет 1,6 млн. км² или 1/6 общей площади страны. Площадь земель, ежегодно превращающихся в пустыни, составляет около 2100 км². Сокращение лесов, лугов, чрезмерная добыча полезных ископаемых вызвали разрушение экологической системы и стихийные бедствия, которые ежегодно наносят прямой экономический ущерб в размере 40-60 млрд. юаней. Это заметно влияет на экономическое развитие и социальную стабильность в стране.

Загрязненность окружающей среды усиливается с каждым днем. Ее подразделяют на жизненное и производственное загрязнение, а производственное еще разделяется на индустриальное и сельскохозяйственное. Возьмем, к примеру, индустриальное загрязнение. После создания КНР ежегодно рождалось 15-20 млн. человек, увеличивалась численность рабочей силы. Существующие тогда около 400 тыс. предприятий не могли обеспечить работой массы новых граждан, и поэтому в городах и деревнях появилось множество новых предприятий. Их общее количество достигло 1,5 млн. Эти предприятия, имеющие обычно отсталые технологии и оборудование, не в состоянии принять какие-либо меры по охране окружающей среды. В стране 85% промышленной сточной воды и 80% промышленных отходов, а также большинство отработанного газа прямо, без отчистки выпускается в окружающую среду, что создает очень серьезную ситуацию. В 1981 г. отработанные газы содержали 42 млн. тонн разных ядовитых и вредных веществ, сточные воды – 30,3 млрд. тонн подобных веществ. Ежегодное количество различных промышленных отходов составляет около 430 млн. тонн. В целом за все годы после создания КНР количество промышленных отходов составило более 5 млрд. тонн, которые занимают 400 км². Сегодняшняя ситуация в Китае по загрязнению окружающей среды крупными и средними предприятиями еще не получила должной оценки, а загрязнение малыми предприятиями продолжает увеличиваться.

Заключение

По мнению китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их мнению, должна «взяться за два вида производства» – экономику (в направлении ее неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов роста населения).

Чтобы решить существующие проблемы, китайским властям волей-неволей приходиться идти на жесткий демографический контроль. Это прежде всего совершенствование политики строго планирования рождаемости, поиск действенных путей реализации государственной установки «одна семья – один ребенок».

Вместе с тем государство намерено и впредь принимать строгие меры к нарушителям этой установки. Ряд экспертов предлагают даже увеличить размеры штрафов за «внеплановых» детей. Сторонники более разумного подхода призывают вести широкую, продуманную, комплексную, разъяснительную работу, пропагандировать важность и неотложность плановой рождаемости, воспитывать крестьян, объясняя им политику государства, что бы они, разделяя его озабоченность, ограничивали рост семьи.

Важным фактором, который может либо способствовать успеху в ограничении рождаемости, либо во многом обречь на провал все усилия в этой области, является, по мнению специалистов, улучшение положения женщин, в первую очередь повышение их общеобразовательного уровня.

Важные направления работы – ужесточение контроля над мигрирующим населением, которое представляет собой одну из главных групп «демографического риска», искоренение практики ранних браков и ранних деторождений, особенно распространенной в сельских районах.

Китайские специалисты отмечают необходимость комплексного подхода при решении сложнейшей демографической проблемы, взвешенного анализа и учета экономических, культурных, экологических и других факторов, сказывающихся на уровне рождаемости, настроениях людей. Успех программы в области народонаселения может быть обеспечен только в том случае, если она затрагивает все сферы жизни общества – образование, здравоохранение, обеспеченность жильем, занятость, положение женщин, а также если ее осуществлением занимается не только центральное правительство, но и местные власти, общественные организации, отдельные лица на всех уровнях. Основой для действенного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования.

 

3.2 Политика контроля  над демографической ситуацией

 
 
Политика контроля над ростом населения, в частности политика «планирования семьи», вызвала еще одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре. Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое «постарение» населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше – примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым. 
 
Вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а расходы на пенсии – 18 млрд. юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих. Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце 1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы. 
 
Государство много делает, чтобы обеспечить спокойную и безбедную старость граждан КНР. Почти во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся, заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего они вовлекают их в различные формы общественно-полезной деятельности. Для них создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы. 
 
Во второй половине XXI века молодые поколения даже при всем желании (наличие которого находится под вопросом) объективно не смогут обеспечить адекватную требуемой и необходимой экономическую и иную помощь старшим поколениям. Проблема состоит в том, что на одного молодого человека падает забота о шести ближайших родственниках (родителях и двух парах прародителей). Это практически невозможно при необходимости делать карьеру, добиваться повышения уровня жизни, создавать свою семью, воспитывать, обеспечивать и давать образование своим детям. Все это требует затрат, несоизмеримых с затратами на детей в традиционном обществе. Время и возможности ухаживать за родителями, бабушками и дедушками и общаться с ними сильно ограничено из-за значительно ускорившегося ритма жизни. Ситуация усугубляется и устойчивой тенденцией к раздельному проживанию родителей и состоящих в браке детей, отсутствием братьев и сестер, с которыми можно было бы разделить заботы по уходу за  
 
В 2002 году в КНР насчитывалось более 10 миллионов нуждающихся в уходе граждан в возрасте старше 70 лет. В государственных домах для престарелых живут 170 тысяч человек, в домах для престарелых, содержащихся за счет коллективов - 660 тысяч человек, в приютах, созданных на благотворительные средства - 30 тысяч человек. Потребность в такого рода заведениях гораздо выше. Как правило, прежде в дома престарелых попадали люди, не имеющие детей и родственников. Сейчас ситуация принципиально изменилась: одиночество перестало быть основным критерием. 
 
Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего периода своего существования и особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны.  
 
Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды “активности” и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.  
 
Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20 лет для женщин, а также положения относительно ограничения рождаемости.  
 
В настоящее время однодетная семья рассматривается китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации воспроизводства населения. Однако, исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого – участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек) . 
 
Изменения в естественном движении населения (существенное снижение рождаемости, уменьшение смертности и естественного прироста населения) стали проявляться особенно заметно в 70-х – начале 80-х годов. Тем не менее, удержание численности населения к 2010 году на уровне 1,2 млрд. человек, согласно планам китайского руководства, не предоставляется возможным. По данным треть населения КНР приходится на возрастную группу от 10 до 23 лет, что может привести в ближайшие годы к “новому буму деторождения” . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 
В Китае, как и во многих других странах, все резче обозначаются проблемы, вызванные особенностями современных социально-демографических процессов. Одна из них - старение населения, иными словами - стабильное увеличение доли пожилых людей в составе населения. В КНР доля граждан старше 65 лет, согласно Всекитайской переписи населения 2000 года составляла 6,96% от общей численности населения (88,11 миллиона человек). Ежегодно численность пожилых людей увеличивается более чем на 3%. 
 
Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, нежели в какой-либо другой стране, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. Регулирование рождаемости в целях ускорения экономического развития страны породило проблему "наоборот" - в стране стремительно растет группа населения старше 60 лет. Согласно прогнозам демографов, к 2030 году каждый пятый житель Поднебесной перешагнет эту возрастную границу. 
 
Нация, имеющая более 10% населения старше 60 лет, считается в соответствие с документами ООН "стареющей". Китай во второй половине XXI века станет самой старой (по составу населения) страной мира. Такого рода демографическая ситуация в свою очередь порождает непростые экономические, социокультурные и социопсихологичесие проблемы, которые необходимо решать, причем экстренно, уже сейчас, не дожидаясь 2030 года. Впервые в истории человечества сложится столь неблагоприятная для общественного развития возрастная структура населения. В интересах сохранения социальной стабильности и поступательного развития руководство Китая в короткие исторические сроки должно выработать такую систему попечения престарелых, которая могла бы обеспечить достойную жизнь пожилым гражданам. 
 
Политики, ученые и китайская общественность в последние годы все активнее обсуждают проблемы старения общества, ищут пути их решения. Наиболее актуальны, по мнению китайских специалистов, следующие проблемы:  
 
1) снижается уровень жизни пожилых людей в связи с изменением структуры доходов;  
 
2) отсутствует гарантированная медицинская помощь пожилым людям в связи с недостаточными отчислениями предприятий на медицинское обслуживание пенсионеров;  
 
3) старики эксплуатируются собственными детьми, которые подчас жестоко обращаются с ними и даже оставляют на произвол судьбы;  
 
4) многие старики старше 80 лет нуждаются в помощи по ведению хозяйства и самообслуживанию;  
 
5) многим пожилым людям недостает духовной и культурной активности. 
 
В данной работе рассмотрены теоретические аспекты, дана оценка демографической ситуации КНР, выявлены основные глобальные демографические проблемы. Таким образом, задачи данной работы выполнены, цели достигнуты.

 

 


Информация о работе Демографическая политика Китая